Специализированных парковок для фур во Владивостоке нет. Перевозчики могут арендовать места на стоянке в Артёме или организовать свою, но перед погрузкой дальнобойщику всё равно придётся провести какое-то время на «пороге» порта.
В итоге большинство большегрузов ночуют в спальных районах и у обочин дорог, откуда до терминала добраться быстрее, чем со стоянки. Фуры перегораживают проезды, занимают сразу несколько парковочных мест для легковых авто и создают аварийноопасные ситуации.
Весной VL.ru в Instagram спросил жителей города о местах, где любят парковаться дальнобойщики. Большинство сообщений было про Чуркин, Эгершельд и Луговую. 13 мая корреспонденты обнаружили восемь ночующих большегрузов вдоль проспекта 100-летия Владивостока от «Зари» до «Магнитогорской», один – на Шилкинской, пять – на Народном проспекте от «Педучилища» до «Военного Шоссе», ещё шесть – в районе Казанского моста. Кстати, неподалёку от ВМТП фуры даже встали в два ряда прямо перед зеброй. 9 августа корреспонденты VL.ru нашли припаркованные большегрузы на Калинина – неподалёку от Владивостокского морского рыбного порта и порта «Первомайский» – и на Катерной.
Водители стоящих на обочинах большегрузов не очень разговорчивы. Когда корреспонденты VL.ru стучались к ним в кабины, одни не открывали, другие отказывались общаться, прячась за шторками. Правда, всё же нашлись те, кто пообщаться согласился. Также VL.ru поговорил с компаниями – владельцами большегрузов-нарушителей.
Две стоянки от Хабаровска до Владивостока
В хабаровском ООО «Бетон-27», большегруз IVECO которого остался ночевать на Катерной, VL.ru рассказали, что решение о месте стоянки принимает водитель самостоятельно: «Он сам разбирается, где ему лучше встать. Деньги на парковку и ночлег ему предоставляются. Если [во Владивостоке] будут специализированные парковки, будем стоять на них, не будет – машины будут вставать вдоль дорог».
Грузовик DAF XF, вставший у Казанского моста, – собственность красноярского ООО «А1-ТК-Лизингполучатель». В компании о проблемах со стоянками во Владивостоке не слышали, лишь сообщили, что машину отдали в аренду индивидуальному предпринимателю.
Дальнобойщика Игоря из Хабаровска корреспонденты VL.ru застали на Катерной, когда он уже готовился ко сну. Мужчина сидел в кабине с приоткрытой дверью, курил, смотрел на смартфоне развлекательные передачи.
Работает Игорь на частника, который даёт ему деньги на ночлег и оплату парковки. Но поскольку во Владивостоке таких мест нет, приходится жить в кабине и стоять где попало.
«Элементарно туалетов даже не найдёшь! – жалуется Игорь и отмечает, что в других регионах всё лучше. – Я постоянно мотаюсь в Якутию и Амурскую область – там гостиницы для нас есть, всё оборудовано. А от Хабаровска до Владивостока только две стоянки с туалетами можно найти по пути».
Поближе к порту
Припарковавшийся на Калинина Павел объяснил, что остановился здесь не для ночлега, а чтобы занял очередь для разгрузки товара в одном из терминалов. Он живёт во Владивостоке. В какой компании работает, рассказать отказался, но отметил, что она решила вопрос ночлега – нашла место для стоянки в районе Дальхимпрома, оплачивает и места для парковки, и гостиницу для иногородних водителей.
Павел понимает: стоять вдоль дорог неправильно, но иного выхода, по его словам, нет: «В целом Владивосток для дальнобойщиков ужасен. Дороги узкие, разбитые. Для таких машин [большегрузов] в принципе, да ещё и в таком количестве мест почти нет. Вот, сейчас в очереди стоим под запрещающими знаками... А что нам делать?»
Виталий работает на ООО «Союз-Логистик». Его путь лежал в Усть-Кут (Иркутская область), до этого он побывал в Находке, а во Владивосток прибыл для приёма груза. Ночевал на удивление вовсе не в кабине у обочины. А на бесплатной для него парковке в Артёме. Однако перед разговором с корреспондентами VL.ru свой «КамАЗ» он припарковал впритык к остановке общественного транспорта «Маяк» всего за несколько минут до выхода на маршруты городских автобусов. Виталий объяснил, что Владивосток знает плохо, переждать поблизости негде, так что встать по-другому никак – иначе не успеет вовремя приехать на погрузку в расположенный неподалёку Владивостокский морской торговый порт.
Помогает ориентироваться в крае дальнобойщику цифровой сервис. В планшете он установил себе приложение «Дорожная сеть» со списком спецстоянок, оборудованных для ночлега, по городам России. В программе видно, что проблема в Приморье большая – на карте есть только одно место для стоянки фур в нашем регионе – на Гагарина, 51 в Артёме.
«Она бесплатная. Туда поместится где-то 50 машин», – рассказал водитель. Однако в компании ООО «ПТК», которая занимает территорию, объяснили, что свободно пускают на ночлег фуры только на договорных условиях. С «Союз-Логистик», где работает Виталий, у них такое соглашение есть. А вот кого попало сюда не примут.
«Мы паркуемся на обочинах, когда специализированных стоянок нет, как у вас в Приморье. А куда ещё встать? И я, и все мои коллеги от этого очень страдаем. Нам самим очень проблематично это всё: мало места, всем становится сложно развернуться. Тут ещё дело вот в чём: все фуры собраны по евростандарту, а в городах России улицы узкие – они не приспособлены для подобных машин», – поделился своим мнением Виталий.
На условия для дальнобойщиков в Приморье Виталий, конечно, жалуется, и приводит в пример запад России. Например, есть выбор спецпарковок на трассе М7 (Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа). При этом он уверяет: если бы пришлось ночевать в кабине, он бы это спокойно пережил. Также с собой всегда есть деньги на ночлег, а начальство потом возмещает расходы, если предъявить чеки.
Владелец фуры MAN, замеченной на Катерной, – ООО «Транзит». Предприятие находится во Владивостоке и занимается перевозками лишь по региону. По словам представителя компании, проблем с парковкой «Транзит» не испытывает – у предприятия есть свои территории для хранения транспорта – в окрестностях Артёма и во Владивостоке. Но, как увидели корреспонденты VL.ru, даже такие условия не гарантируют, что большегруз не окажется на обочине – в данном случае дальнобойщик решил заночевать у дороги, потому что в определённое время нужно было выехать в терминал.
«Мы занимаемся контейнерными перевозками, и здесь есть определённый регламент заезда в места погрузки – портовые терминалы. Это площадки, куда осуществляется режимный въезд. То есть для машин выделяется определённый временный диапазон, в течение которого они имеют право заезжать. И вот в ожидании этого временного «окна», когда нет понимания о городском трафике с нашими пробками и авариями, водители вынуждены стоять на подъездах и ждать, когда будет разрешено ехать на терминал.
Перехватывающие парковки, как известно, на территории города вообще отсутствуют. Поэтому наши бедные водители вынуждены искать себе место сами. Перед территорией портов ведь стоять нельзя, там есть запрещающие знаки, постоянно ездит служба безопасности терминалов, нарушения фиксируют сотрудники ГИБДД. То есть эта проблема глобальная, которая не решена и не решается. Даже каких-то попыток её решить не видно», – рассказал представитель ООО «Транзит».
Просто рядом стоял
Тем временем припаркованные большегрузы продолжают провоцировать аварийноопасные ситуации. Порой, особенно в тёмное время суток, водители легковых автомобилей просто не успевают заметить огромную махину – на неосвещённых участках фура возникает неожиданно, и у автолюбителя, который в это время может обруливать открытый люк или яму на неровной дороге, просто нет времени и возможности предотвратить аварию. Кроме того, из-за большегрузов, брошенных перед пешеходными переходами, которые, как мы уже заметили выше, паркуются и в два ряда, может выскочить этот самый пешеход.
В УГИБДД на запрос VL.ru ответили, что за нарушение правил остановки или стоянки (ст. 12.19 КоАП РФ) в 2020 году во Владивостоке составили 253 административных материала с общей суммой штрафа 152 500 рублей, не уточнив, сколько из них относятся к большегрузному транспорту.
По данным краевой ГИБДД, в 2020 году во Владивостоке зарегистрировано 11 аварий с участием большегрузного транспорта, в результате которых шесть человек пострадали и один погиб. Больше всего их было в Первореченском районе (семь). По одной аварии произошло в Ленинском, Первомайском и Фрунзенском районах. Ещё одна зарегистрирована на подъезде к Владивостоку.
Сразу два смертельных ДТП произошло в начале 2021 года – на въезде во Владивосток в стоящий на обочине большегруз врезался водитель Honda Fit, а на Снеговой – Toyota LiteAce. В апреле аналогичное ДТП на Калинина едва не унесло жизнь водителя Lexus.
Участник ДТП на Снеговой – грузовик VOLVO – принадлежит кемеровскому ИП Потапкин. В тот день водитель фуры должен был прибыть на выгрузку утром, но, чтобы избежать пробок, приехал на место накануне вечером. «Машина стояла на освещённом участке трассы на обочине. Никаких запрещающих знаков не было, да и ширина позволяла там находиться. К нашей компании никаких претензий не было, водитель полностью невиновен», – объяснили корреспонденту VL.ru в компании.
В компании отметили, что ближайшая специализированная стоянка есть в Артёме, а в самом Владивостоке, где расположены порты, для дальнобойщиков не предусмотрено ничего.
«Нужно понимать, что у водителя есть точки выгрузки – сегодня в одном месте, а завтра в другом. Если выгрузка назначена на 09:00, то со стоянки из Артёма надо выехать где-то за два часа и встать в пробку в самый час пик. Тогда машина не успеет, и груз уже не пропустят. Поэтому водителю и проще выезжать заранее вечером, переночевать возле ворот и утром ехать разгружаться».
Вопрос, как убрать фуры с обочин и из дворов, обсуждается уже несколько лет. Уже давно планировали сделать официальную стоянку в районе золоотвала на Фадеева, но из-за токсичности грунта от идеи отказались. В мэрии VL.ru сообщили, что это место всё ещё рассматривается для размещения стоянки для фур – территорию планируют развить и благоустроить. Хотя фуры паркуются здесь и так, причём для дальнобойщиков есть даже туалет. Правда, поместится здесь от силы около 15 большегрузов. Учитывая масштабы грузоперевозок во Владивостоке, это капля в море. Ещё одна парковка может появиться в районе Патрокла – сейчас прорабатываются все детали для реализации проекта.