Бизнес-омбудсмен Борис Титов раскритиковал действующую налоговую систему и призвал заменить её прогрессивной — чтобы поддержать малый бизнес и выровнять социальный баланс.
Действующая в РФ налоговая система была создана два десятилетия назад в период бурного экономического роста и сегодня нуждается в кардинальной реформе для вывода страны из хронической стагнации. Доклад с критикой налоговой системы представил во вторник президентский бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он утверждает, что собираемость налогов остается непрозрачной, а по налогу на добавленную стоимость (НДС) собираемость составляет всего 56%. Для изменения исключительно фискальной направленности налоговой системы Титов предлагает снизить социальные налоги и НДС за счет повышения других налогов.
Налоговая нагрузка в РФ представляет собой важнейшую проблему и волнует большинство бизнесов и население РФ, признает председатель координационного совета Института экономики роста им. Столыпина, бизнес-омбудсмен Борис Титов. По его мнению, действующая налоговая система (НС) в России не работает точечно. «У нас бомбардировочная налоговая система, точечного наведения нет. То есть сегодня мы просто бомбим пространство тем, что собираем налоги, практически не заостряя, не направляя удары на точечные объекты. То есть туда, где было бы интересно повысить налоги, потому, что там излишняя доходность. И понизить налоги, потому что там нужно стимулировать рост», – объясняет президентский бизнес-омбудсмен.
Эксперты Института Столыпина видят необходимость выстраивания так называемой умной налоговой системы или smart taxes, то есть настраивать налоговую нагрузку компаний и людей в зависимости от уровня их дохода и нуждаемости.
Руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Антон Свириденко отметил, что smart taxes – это девять основных принципов, «которые должны быть положены в основу новой налоговой системы».
На сегодняшний день, как считают эксперты, российская фискальная система не настроена на различные уровни дохода. Они выделяют несколько проблем. В частности, указывают в институте, российская НС фактически не выполняет сегодня поддержания социального баланса. В стране по-прежнему действует плоская шкала налогообложения, при которой граждане даже с малыми доходами платят такой же подоходный налог (13%), что и все остальные. «Это, в свою очередь, сокращает потенциал их потребления и лишь усугубляет бедность», – отмечает советник бизнес-омбудсмена Антон Свириденко. Плоская шкала налогообложения более не соответствует мировой практике, считает он. Прогрессивная же, наоборот, позволяет выравнивать доходы и борется с неравенством.
В целом налоги на труд в РФ являются одними из самых высоких в мире, утверждают эксперты Института Столыпина. Они включают в себя 13-процентный налог на доходы физлиц (НДФЛ), социальные взносы в Фонд оплаты труда (ФОТ) в размере 30% и еще такой косвенный налог, как НДС, по ставке 20%, перечисляют они.
Налоги в РФ также не выполняют стимулирующую функцию. То есть предприятия и индивидуальные предприниматели (ИП) не ориентированы сегодня на масштабирование своего бизнеса, а на поиск «оптимального» налогового режима, что в результате дестимулирует развитие предприятий, говорит Свириденко.
В результате в России просто невыгодно производить.
Еще одна проблема, обращают внимание экономисты, текущая НС настроена таким образом, что регионы РФ просто не заинтересованы в развитии. К примеру, если еще в 2000 году налоговые доходы регионов составляли 68% их бюджетов, а межбюджетные трансферты Федерального центра составляли 28%, то теперь, наоборот, 28% приходится на собственные налоговые доходы субъектов РФ, а 66% – на трансферты Центра, рассказывают в Институте Столыпина. Доля доходов местных бюджетов в ВВП РФ также постепенно снижается. Если в 2000 году она составляла 6,4%, то в 2019-м – менее 4%. Таким образом, подчеркивают в институте, регионы сегодня в меньшей степени зависят от налоговых поступлений бизнеса в и большей – от трансфертов Москвы, что не стимулирует муниципалитеты развивать бизнес у себя в регионе.
Таким образом, текущая налоговая политика выполняет в основном фискальную функцию и не дает возможности соблюдать баланс между объемом изъятий и наличием средств к развитию, а также обеспечивать устойчивое социальное развитие, считают эксперты.
В институте видят необходимость такой модернизации налоговой системы, при которой будет сохраняться устойчивость бюджета, а также будет стимулироваться развитие экономики и снижаться неравенство в доходах отдельных секторов экономики, регионов и групп населения.
Решение этих задач они видят через введение прогрессивной шкалы налогообложения, корректировки НДС и более точечного введения налога с продаж. Так, они предлагают снизить ставку НДС до 10% и сделать ее единой. По их мнению, единая ставка упростит расчеты налога и избавит от проблем расчета разных ставок НДС. Кроме того, предлагается снизить размер страховых взносов до 15% и сделать его одинаковым для всех размеров предприятий, видов деятельности и размеров зарплат. Компенсировать выпадающие доходы бюджета от снижения НДС и соцвзносов экономисты предлагают за счет введения прогрессивной шкалы налогообложения и более тонкой настройки налога с продаж.
В частности, они предлагают ввести различные ставки НДФЛ в зависимости от уровня доходов семей на уровне 5, 15 и 25%. Ставка в 5% может вводиться для тех, кто получает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или медианную зарплату, максимальная ставка может начисляться тем, кто получает доход в 250 тыс. руб. в месяц, рассуждает Свириденко. При этом облагать высокой ставкой предлагается только ту часть дохода, которая превышает пороговые значения, подчеркивают в институте. Также при прогрессивной ставке налогообложения могут учитываться такие платежи, как ипотека, от чего ставка НДФЛ также может быть меньше, предлагают экономисты.
Еще один инструмент компенсации выпадающих доходов бюджета они видят в необходимости введения регионального налога с продаж. Ставку такого налога они предлагают установить на уровне 5% и взимать при продаже физлицу товаров и услуг на потребительском рынке.
Кроме того, они считают необходимым перераспределять доходы регионов. «Все налоги и акцизы должны поступать в региональный бюджет. А федеральный бюджет будет получать определенный процент от налоговых доходов региона, на базе расчета по системе коэффициентов, устанавливаемый в зависимости от финансового обеспечения региона, необходимости решения социальных и экономических задач и перспектив роста», – предлагает Антон Свириденко. В свою очередь, из бюджетов регионов в местные бюджеты должно передаваться 100% налоговых доходов от спецрежимов и налога на профдоход, а также 100% прироста других налогов, если прирост произошел в связи с улучшением экономики муниципалитета, предлагают в Институте Столыпина. Экономисты считают, что такая децентрализация налоговых доходов обеспечит большую финансовую самостоятельность регионам и муниципалитетам.
Эксперты также хотят оптимизировать налоговые режимы для малого и среднего бизнеса (МСБ) и самозанятых. Для них предлагается установить единый налоговый режим. Борис Титов приводит в пример развитые страны, где для малых предприятий ставка для МСБ часто привязана к НДФЛ. Эксперты, правда, тут же признают, что пока такая норма не применима в РФ. «Пока в России действует плоская шкала налогообложения, это будет означать ухудшение положения МСБ», – говорит Титов.
Кроме прочего облегчить жизнь малого бизнеса столыпинцы предлагают за счет отмены налога на дивиденды, налога на прибыль в течение трех лет. Также они намерены создать некую федеральную систему льгот для МСБ, которая будет ориентирована на налогообложение объектов исходя из их площади, кадастровой стоимости, срока эксплуатации объекта недвижимости и его нахождения.
По мысли экономистов, новая налоговая система первые годы после ее введения будет вести к выпадению доходов из бюджета. Они оценивают это выпадение на уровне до 1,6 трлн руб. в год. Однако уже на пятый год ее использования новая фискальная система будет приводить к росту поступлений в бюджет, уверены столыпинцы. «За счет роста экономики, роста доходов населения консолидированный бюджет РФ будет пополняться», – поясняют они. Таким образом, они рассчитывают, что к 2028 году, то есть на восьмой год введения новой НС, допдоход бюджета составит 2,4 трлн руб., прогнозируют в институте.
Завлабораторией Центра научных исследований институциональных проблем налоговой системы и политики МГУ Кирилл Никитин согласен с экспертами в необходимости снижения фискальных барьеров и стимулировании экономического роста. Однако решение всех этих проблем возможно и в рамках действующей налоговой системы, говорит он. Однако ученый сомневается в эффективности новой НС до тех пор, пока уклонение от налогов в обществе является допустимым. При этом Никитин поддерживает идею реформы налогообложения регионов. «К примеру, в Германии федеральные налоги не зачисляются в федеральный бюджет, а распределяются в земли, исходя из сложности региона. То есть в РФ, к примеру, регионы Северного Кавказа могли бы при такой системе получать различные доплаты за счет их большей уязвимости», – рассуждает экономист.
Реформирование или пересмотр налоговой системы – это инструмент для стимулирования развития экономических процессов в стране, соглашаются эксперты. «Везде экономисты прекрасно понимают, что рост или снижение налогов для граждан и бизнеса всегда напрямую отражается на том, сколько доходов получает государство и как развивается экономика в целом. Столыпинский институт не придумал ничего нового – снижение общего фискального бремени для бизнеса считается работающим методом для стимулирования предпринимательской инициативы, обеления экономики, роста поступлений в бюджет», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Предложения вполне укладываются в классическую схему: когда экономика в стагнации, налоги нужно снижать, соглашается он. «По каждой отдельной категории налогоплательщиков подробные расчеты, к чему эти новации приведут. Сейчас сказать, насколько эффективным будет применение прогрессивной шкалы налогообложения в стране, нельзя. Но однозначно можно сказать, что снижение НДС до 10% будет одним из самых позитивных решений для бизнеса за последние годы. Такой пересмотр налогов (вместе со страховыми взносами и другими платежами) может реально привести к оживлению МСП и резкому росту предпринимательской деятельности в стране», – соглашается Сигал.
Предложения института могут быть эффективными, но не в российской реальности, так как в РФ огромная армия контролеров, проверяющих, специалистов, работающих с документами, заточена на поиск несовершенств, и раз у них есть эта задача, они дадут результат, считает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. «В отношении МСБ у власти нет презумпции невиновности, зато есть цель выжать все возможное и направить путем налогов, сборов и штрафов в бюджет. По сути, последние три-четыре года люди и бизнес – это новая нефть в наших реалиях. Сложно представить, что столь радужные и действительно удобные предложения найдут место в такой искаженной реальности», – сомневается она. Мы живем в убедительно профицитном бюджете и изменения в налоговой системе нужно делать осмысленно, сообщает эксперт в области корпоративных коммуникаций Андрей Лобода. «Решать проблемы депрессивных регионов перераспределением средств в них не так уж просто, от этого налоговая база и ВРП не вырастет. Бизнесу нужны как минимум спокойные годы работы без новых изменений», – считает он, полагая, что переосмыслить налоговую систему можно после выхода экономики из стагнации в фазу устойчивого роста.