Поскольку представителей евросемерки на выставке не было, отдуваться пришлось нашим производителям и парочке примкнувших. Крупнейшим участником был, как водится, лидер отрасли, КАМАЗ.
Его гигантская экспозиция традиционно была организована так: десяток серийных машин плюс все опытно-экспериментальное, что нашлось на заводе. Ставка была сделана, само собой, на новейшее поколение К5. Программа понемногу разрастается — добавляются тягачи 6х2 и 6х4, а также шасси с надстройками.
Привезли и люксовый автопоезд по имени Континент, который в 2019 году показывали Путину. Помнится, уже был когда-то прототип с этим же именем, и тоже на Комтрансе — только около двадцати лет назад. Впрочем, подробный рассказ о том экспонате еще ждет читателей в выпусках газеты.
Конечно, всех интересовала судьба других семейств. На пресс-конференции Сергей Когогин открыто заявил: выпуск поколения К4 (известного в народе под кличкой КамАксор) в 2023 году прекратится. Это связано с завершением производства его аналога немецким Мерседесом — просто неоткуда будет брать компоненты.
А вот «вечнозеленое» поколение классических К3 продолжит свое существование. Правда, как заметил гендиректор, КАМАЗ «постарается сделать кабину более современной, насколько это возможно». Ехидные коллеги-журналисты тут же предложили застолбить юбилейный слоган «Столетие ка-третьего».
Среди многочисленных экспонатов нового поколения выделялись рекордсмены строительной отрасли, встретить которые на дорогах вряд ли удастся. Это два пятиосных самосвала-карьерника с огромными кузовами. Грузоподъемность дорожного К8550 достигает 60 тонн, а внедорожного монстра шириной 3,5 метра — 65 тонн. Оба оснащаются короткой кабиной, собственным рядным дизелем КАМАЗ-910 мощностью 550 л.с. и гидроавтоматической коробкой передач Allison 4700.
Учитывая огромные нагрузки — по 13 тонн на передние оси и по 23 на ведущие мосты, — последние носят именитую марку Sisu. Интересно было бы узнать цену этих машин, а также оценить их маневренность с грузом на бездорожье.
Показали публике и Геркулеса — совершенно нового для КАМАЗа представителя класса шарнирно-сочлененных самосвалов. На самом деле это комплекс инновационных решений, разработанный совместно со специалистами «Бауманки». Во-первых, это автономный автомобиль, весь увешанный электронными устройствами: датчиками, радарами, лидарами, камерами, устройством многоканальной связи, системой точного позиционирования. Идея здравая — подобные машины, и именно на закрытых стройплощадках, еще пять лет назад тестировала Scania, а затем и Volvo. Правда, там речь шла об обычных самосвалах, а не о шарнирниках, работающих на полном бездорожье в грязи по бампер.
Во-вторых, Геркулес построен по гибридной схеме: помимо пятисотсильного дизеля, здесь установлен электродвигатель Danfoss пиковой мощностью 780 кВт и блок китайских литий-титанатных батарей Microvast.
Впрочем, в серию Геркулес должен пойти в обычной, дизельной версии. Вот только сегмент таких машин узок и давно поделен между несколькими мировыми грандами: тем же Volvo, Caterpillar и БелАЗом. Удастся ли КАМАЗу потеснить их?
Что же до ГАЗа, то в отличие от КАМАЗа горьковчане сделали ставку не на экспериментальных монстров, а на полезные в быту функции.
Десятитонный Газон Next примерил новую шестиступенчатую коробку передач, а также обзавелся газовой версией на сжатом метане. И, что гораздо важнее, теперь Газоны начнут оснащать системами безопасности, уже привычными на импортных грузовиках, но еще редкими для наших. Помимо заурядных систем курсовой устойчивости (ESP) и автоматического управления светом, появятся и передовые системы — предупреждения о выезде за пределы полосы (LDWS), о столкновении (FCW) и автоматического экстренного торможения (AEBS).
Самым необычным на стенде оказался наследник «шишиги» Садко Next. Па полу в его кабине — неслыханное для наших грузовиков дело — две педали вместо трех! Дело в том, что он оснащен собственной гидромеханической коробкой передач. Планетарная шестиступенчатая коробка с гидротрансформатором рассчитана на максимальный момент 800 Нм. С ее появлением ГАЗ зашел в узкий круг элитных производителей грузовых «автоматов». Их и в мире немного, а на всем постсоветском пространстве такие производит лишь МЗКТ. Но у его ракетовозов есть преимущества: ни вес агрегата, ни его ресурс, ни цена шасси заказчику не важны.
МАЗ показал версию своего «евротягача» с мерседесовским мотором Евро-6 в варианте 6х2 с «бельгийкой»-пушером. Такой вариант в его программе появился впервые. Впрочем, в России этих тягачей до сих пор не продано ни одного: ради пяти тысяч евро экономии мало кто выберет МАЗ вместо европейского аналога.
Урал пытается увеличить долю в дорожном сегменте. Длинная база тягача 6х4 рассчитана на установку манипулятора
Напоследок об интересной версии Isuzu. Обычному девятитонному фургону новосибирский дилер «подкатил» подъемную ось. Общая масса повысилась до максимально-«бесплатонной» — 11,5 тонны.
Идеология понятна: в кризисные времена любой клиент хочет получить максимум. Впрочем, нового в этом решении нет: те же турки вот уже тридцать лет подкатывают дополнительные оси на любые малотоннажники.