Южное шоссе Тольятти богато разными достопримечательностями, и одна из них — памятник грузовику ГАЗ-53, принимавшему непосредственное участие в строительстве Волжского автозавода.
Нужно быть очень внимательным за рулем и обладать развитым боковым зрением, чтобы заметить этот объект культурного наследия на Южном шоссе города Тольятти. Установленный в стороне от проезжей части, да еще приподнятый над землей грузовик не каждый заметит. Между тем, это не рядовая трехтонка Горьковского автозавода, а машина с историей. Она одна из 1 006 330 выпущенных экземпляров всех модификаций ГАЗ-52.
Белая маска, голубая кабина, окрашенный в хаки деревянный бортовой кузов высотой в шесть горизонтальных досок – таким многие помнят советский среднетоннажный грузовик ГАЗ-52-03. Такие бортовые машины с колесной базой 3700 мм Горьковский автозавод выпускал с июня 1966-го по 1973 год. Они обладали грузоподъемностью 2,5 тонны и комплектовались двигателем ГАЗ-52-01 рабочим объемом 3485 см3. По сути, это тот же мотор ГАЗ-51 с водяным охлаждением, только более высокой мощностью 75 л. с. при 2800 об/мин. Бензиновый двигатель имел толкатели из алюминия с повышенным содержанием кремния, что делало его более надежным на высоких оборотах. Вкладыши коренных и шатунных подшипников шли со слоем металла и керамики, что увеличивало их срок службы.
Тольяттинцы называют этот объект памятником ГАЗ-53, но так ли это на самом деле?
В системе питания ГАЗ-52-03 применялся двухкамерный карбюратор К-126Е или К-84МИ. Конструкцией было предусмотрено наличие помпы увеличенной производительности (до 140 л/ч). При этом компрессия силового агрегата не увеличилась и сохранила прежнее значение 6,2. Автомобиль имел вентиляцию поддона открытого типа. Для очистки воздуха применялся улучшенный фильтрующий элемент комбинированного типа с наполнителем из капрона. Все это детали, которые были хорошо известны только конструкторам, механикам и тем, кто непосредственно эксплуатировал данную технику.
Такие бортовые машины с колесной базой 3700 мм Горьковский автозавод выпускал с июня 1966-го по 1973 год.
Изначально двигатель ГАЗ-52-01 был рассчитан на бензин с октановым числом 62, но когда его перестали выпускать, он потреблял А-72 и А-76. Базовым был 72-й, а при использовании 76-го приходилось корректировать угол опережения зажигания. Объем масла в двигателе составлял 7 л, а менять его требовалось с интервалом пробега 7000-10 000 км. Рабочая температура двигателя достигала 80-90 ˚С. Летом мотор охлаждался естественным образом (набегающим потоком воздуха), а в зимнюю стужу хранить тепло приходилось с помощью закрытия шторок радиатора и использования глухого «намордника» – плотного утеплительного чехла на маске радиатора.
На повышенных оборотах происходил повышенный износ деталей двигателя, с которым было трудно бороться. Случалось это из-за того, что шатунный вкладыш испытывал масляное голодание. Замена старых деталей новыми давала временный эффект, и тогда шоферская смекалка подтолкнула к народному решению. Газовские вкладыши стали менять на аналоги от ЗиЛ-130, благо они подходили по размеру, но при этом обладали повышенной механической прочностью. Были и другие придумки и народные хитрости, позволявшие всегда поддерживать «Газон» на ходу.
Тольяттинцы называют этот объект памятником ГАЗ-53, но так ли это на самом деле? Известно, что на ГАЗ-52 облицовка радиатора всегда окрашивалась в цвет кабины, а на ГАЗ-53 (кроме версии хаки) шла белой. С другой стороны, при реставрации маску могли заменить. Кроме того, известно, что на ГАЗ-52 монтировали кабину от ГАЗ-53, что для людей непосвященных сильно усложняло идентификацию. В то же время, внешние различия у моделей есть.
«Пятьдесят второй» имел глушитель с правой стороны, но на автомобиле-памятнике он вообще отсутствует, как отсутствуют карданный вал, двигатель, коробка передач, бензобак и запаска. И как понять, что это ГАЗ-52-03, а не ГАЗ-53А? Еще одна подсказка – колесные диски с шестью вентиляционными отверстиями против трех у «53-го». И шины у ГАЗ-52 немного уже – размерностью 220-508 (7.50-20 дюймов – точно такие же, как на ГАЗ-51) против 240-508 (8.25-20 дюймов) на ГАЗ-53.
В общем, стоит на подиуме безымянный «ГАЗон», без какой-либо сопроводительной таблички. Каким был – именно таким (без приведения к исходному состоянию) он и застыл на постаменте на Южном шоссе – знаковой транспортной магистрали для Волжского автозавода. Данный грузовик с поздней облицовкой радиатора – не абстрактное транспортное средство из тех, что выпускали в течение семи лет, а реальный автомобиль 1968 года выпуска. Тот самый, который внес свою лепту в строительство советского автогиганта под названием «АвтоВАЗ».
Машина трудилась на огромной стройплощадке, перевозя доски, пиломатериалы, инструмент, спецодежду и другие строительные и сопутствующие грузы. Она находилась в строю уже и после ввода в строй Волжского автозавода, и успела застать выход советского автогиганта на проектную мощность в 1974 году. После списания в 1979 году решено было этого трудягу не утилизировать, а сохранить для истории. Так волей начальников свыше «ГАЗон» не попал на металлолом, а был водружен на незамысловатый постамент.
На его сооружение не потребовалось больших людских, материальных и финансовых затрат, что очень понравилось городским чиновникам. И площадку под установку памятника расчищать не пришлось: на травяном газоне между Южным шоссе и параллельной дорогой места нашлось предостаточно. Оригинальная конструкция позволяет рассмотреть грузовик Горьковского автозавода не только со всех сторон, но и снизу.
Хороший объект истории, только немного неухоженный…
Фото автора.