← Коммерческий транспорт

Китайский «Зубрёнок» МАЗ-365120: чем интересен новый малотоннажник от СП МАЗ-Weichai

Фото: 5koleso.ru

Минский автозавод в лучших советских и белорусских традициях отметил День машиностроителя. Ключевым событием торжества стала презентация нового малотоннажного грузовика МАЗ-365120 (4х2), созданного минскими машиностроителями совместно со специалистами ООО «МАЗ-Weichai».

По словам представителей завода, новый MAЗ-365120 являет собой освоение нового сегмента коммерческой техники грузоподъемностью до 8,5 тонн. У него едва ли не самая низкая снаряженная масса среди одноклассников, а соотношение полезной нагрузки к собственному весу – одно из лучших в классе не только отечественного автопрома, но и лучших мировых производителей. К нему в полной мере относится фирменный лозунг Минского автозавода: «Мощный среди сильных. Первый среди равных!».

Минчане подчеркивают: МАЗ-365120 (4х2) – совершенно новый продукт целевого назначения. Это не просто коммерческий автомобиль, а по-настоящему профессиональный инструмент, который полностью отвечает запросам своего владельца и открывает новые возможности для бизнеса по перевозке грузов. В числе потенциальных покупателей – индивидуальные перевозчики, флитовые транспортные компании и представители сетей ритейла. Это результат очередного этапа сотрудничества Минского автозавода с компанией «МАЗ-Weichai» и не исключено, что вслед за первой малотоннажной ласточкой последуют и другие.

Важно понимать, что новый «Зубренок» никого не заменяет, а, напротив, удачно дополняет гамму грузовых автомобилей Минского автозавода. Проще говоря, нынешние среднетоннажники лидера белорусского машиностроения с рынка не уходят: МАЗ-4371 полной массой 10100 кг и 12-тонный МАЗ-4381 с кабинами от тяжелых грузовиков остаются в производственной программе. Первый (МАЗ-4371) доступен потребителям в виде бортового грузовика, в варианте «борт+тент» и с самосвальной платформой. Второй (МАЗ-4381) чаще поставляют в виде тентованного автофургона с металлическим бортовым кузовом, а также в исполнении «седельный тягач». Доступные модификации имеют колесную формулу 4х2 или 4х4 с двускатной ошиновкой заднего моста. Объем укрытой тентом бортовой платформы может достигать от 30 до 57,7 м3, а самосвального кузова – от 5,4 до 11,5 м3.

Таким образом, выпуск МАЗ-365120 расширяет возможности выбора представителям транспортного бизнеса и выступает хорошей альтернативой европейским иномаркам с более высокой рыночной стоимостью.

БЕЛОРУССКИЙ КЛОН

Внимательно присмотревшись к белорусской новинке, в его облике и конструкции можно рассмотреть так называемые восточные мотивы. Так и есть! По сути, это китайский среднетоннажник Shacman Delong K3000, брендированный эмблемой МАЗ.

Модель достаточно свежая: ее серийное производство в Поднебесной стартовало чуть больше двух лет назад, в мае 2019-го. Белорусские машиностроители лишь перелицевали фронтальную часть, водрузив на нее свою фирменную эмблему. Опыт, нужно сказать, не уникальный. Несколькими годами ранее в Бресте начали производить китайские малотоннажники JAC Sunray, реинкарнированные в цельнометаллические фургоны МАЗ-365022 и микроавтобусы МАЗ-281040, все с колесной формулой 4х2. Теперь опыт повторяется, но уже под другим соусом.

Говорят, ничто не ново под Луной. И это, действительно, так: по сути, Минский автозавод идет тропой российских коллег. Достаточно вспомнить «Валдай Next» Горьковского автозавода – грузовик получил китайскую кабину и по конструкции идентичен модели Foton Olin CTS 2016 модельного года. Не исключение и среднетоннажный «Компас-9» Камского автозавода. Платформа у него своя, камазовская, но с восточными имплантами в виде стальной лонжеронной рамы и мостов. А вот трехместная кабина представляет собой перелицованный «скворечник» JAC N-Series с решеткой радиатора в стиле магистрального тягача КАМАЗ-54901. Есть и примеры других производителей как на просторах СНГ, так и за их пределами, так что опыт, действительно, не нов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ

Главное праздничное мероприятие, посвященное профессиональному празднику машиностроителей, прошло на открытой территории Дворца культуры ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» и в самом ДК. Вместе с автозаводцами в празднике приняли участие Министр промышленности Республики Беларусь Пётр Пархомчик, глава администрации Заводского района белорусской столицы Сергей Масляк и сопровождающие его лица. На торжество прибыли заместитель председателя Академии наук Республики Беларусь Сергей Чижик и председатель торгово-промышленной палаты РБ Владимир Булахович.

Для поддержания интриги до старта мероприятия в 16:00 новинка была закрыта темно-синим тентом с огромным изображением зубра. По всему было видно, что машиностроители подготовили грузовой сюрприз. Тем более, что сквозь тент проглядывали включенные передние фары. Интрига удалась: вокруг места презентации собралось большое количество минчан и гостей белорусской столицы. Покрывало сняли только после завершения короткой официальной процедуры, что усилило интерес собравшихся.

По словам представителей Минского автозавода, данная модель предназначена для перевозки 4,8 тонн груза и оснащена 144-сильным двигателем совместного производства МАЗ-Weichai модели WP3NQ150 E50 экологического класса Евро-5. В паре с дизелем работает 6-ступенчатая КП МАЗ-Fast Gear модели C6J45TB. Агрегаты проверенные, и искать им альтернативу никакого резона нет. Тем более, что по цене никакие иные моторы и коробки других брендов с ними не сравнятся: они однозначно дороже. Это тот самый случай, когда от добра добра не ищут.

В конструкции применяются китайские мосты Hande, 120-литровый алюминиевый топливный бак и алюминиевые ресиверы. Передние тормозные механизмы дисковые, а задние – барабанные. Тормозная система с функциями ABS, ASR, ESP. Все это проверенные решения, от которых решили не отказываться в угоду экономической выгоде и целесообразности. Любое отступление от конструкции китайского прототипа сразу сказалось бы на себестоимости малотоннажного грузовика, а в современных условиях любое удорожание сочли недопустимым.

Автомобиль с новым заводским индексом 365120 получил трехместную кабину с огромной эмблемой МАЗ. Ход размещения крупного логотипа на передней части кабины не нов, но для белорусских машиностроителей это первый подобный опыт. Такого «зубренка» ни с какой другой грузовой иномаркой не перепутаешь! Опять же самореклама на пользу потребительскому спросу.

В окрашенном в цвет кабины бампере сделаны две горизонтальные ступеньки с антискользящим покрытием, а вот ручек на фронтальной части нет. Очевидно, при очистке ветрового стекла водителю нужно держаться за поводки дворников. Нет и отдельных точек стеклоомывателей: вода подается точечно, через проложенные у щеткам дворников тоненькие шланги – по сути, это автобусное решение для стекол большой площади. По углам бампера предусмотрены ниши с противотуманными фарами, что в условиях белорусского климата с частыми туманами совсем не роскошь. Хорошо продуманы наружные зеркала заднего вида: на тонких кронштейнах, окрашенных в черный матовый цвет. Для обзора задних полусфер закреплены массивные основные сектора и дополнительные квадратные со сферическими стеклами для контроля мертвых зон. Спереди и справа закреплены сферические тротуарные зеркала, которые облегчают маневрирование в любом пространстве.

От китайского клона остались белые габаритные огни на макушке кабины, что явно лишнее – часто огни выводят на углы кузовной надстройки или заменяют их световозвращающей полосой, а иногда – белыми катафотами. Наличие верхних «габаритов» придется брать в расчет при заказе и установке не родного заводского спойлера, а обтекателя от стороннего производителя. Не лучшее решение для условий эксплуатации на родных просторах – открытая нижняя ступенька: в непогоду она будет загрязняться, а в зимнее время на ней может образоваться наледь. А вот вертикальная дверная ручка с точки зрения эргономики – зачет! Впрочем, особенно обсуждать в экстерьере нечего: он достался МАЗу в наследство от Shacman Delong K3000.

ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЫ

Самое время заглянуть внутрь кабины. Вид интерьера типично китайский. Странно, что рычаг переключения коробки передач остался посередине кабины, а не перекочевал в виде джойстика на переднюю панель или хотя бы не стал компактнее. Затянутый в гофрированный антипылевой чехол и установленный на массивный пластмассовый подиум, он смотрится атавизмом ушедших времен: сейчас ни японцы, ни корейцы так не делают. Кроме того, что это не эстетично, такая конструкция препятствует свободному перемещению из одной части кабины в другую.

Кресло водителя и спинка сиденья правого пассажира снабжены регулируемым по высоте подголовником и имеют небольшую поясничную поддержку. У водительского сиденья даже есть намек на ягодичную опору, плюс откидной правый подлокотник. Кнопки штатного и опционного оборудования выстроены в одну линию, причем без разворота в сторону сидящего за рулем. Самое продуманное в этом построении – расположенная ближе к водителю красная кнопка аварийной сигнализации.

МАЗ-365120 выходит на рынок с эффективной климатической установкой, электрическими стеклоподъёмниками, встроенными USB-разъемами для водителя и пассажира. Кресло водителя снабжено подогревом, рулевая колонка регулируемая. В распоряжении сидящего за рулем имеется круиз-контроль и современная аудиосистема. Непонятно зачем в кабине осталось внутреннее зеркало заднего вида. Оно нацелено на тыльную стенку с окном, за которым видна фургонная надстройка. В данном исполнении и это зеркало, и заднее окно явно лишние.

Во время презентации за рулем новинки находился водитель-испытатель Минского автозавода Сергей Короткий, который охотно поделился своими первыми впечатлениями о мощном «зубренке». По его словам, это удобный, комфортабельный грузовичок с плавным ходом. Управлять им не сложнее, чем легковым автомобилем. Он настолько прост по устройству, что обладателю водительских прав долго адаптироваться к нему не придется.

Шасси МАЗ-365120 изготовили в конце августа нынешнего года, после чего его отправили на ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава». Там на раму установили изотермический кузов из сэндвич-панелей, который пригоден для перевозки широкого перечня товаров, от продуктов питания до лекарственных средств, требующих соблюдения определенной температуры. Предполагается, что фургонная надстройка станет одним из основных вариантов исполнения нового «зубренка», хотя она будет и не единственной. В гамме кузовов планируется использовать отечественные бортовые платформы, цистерны для воды и молока, кран-манипуляторные установки и многое другое.

По словам заместителя главного конструктора по грузовой технике ОАО «МАЗ» Алексея Микульчика, впереди у МАЗ-365120 испытания и сертификация. А дальше – долгая рыночная жизнь не только на дорогах Республики Беларусь, но и в других странах Содружества.