Власти анонсировали новый способ пополнения региональных дорожных фондов.
Грузовые автомобили могут обязать платить за проезд не только по федеральным, но и по региональным дорогам России. Соответствующее предложение поступило от властей в регионах. Сообщается, что сегодня большегрузы ради экономии объезжают крупные трассы. Чтобы исключить такую возможность, а также оптимизировать грузовые маршруты, действие системы «Платон» предложено распространить и на региональные транспортные артерии.
«Большегрузы убивают региональные дороги, объезжая федеральные трассы, на которых действует «Платон». Поэтому право регионов вводить аналогичную плату должно, по мнению субъектов Федерации, оптимизировать маршруты большегрузов», — приводит слова президента РСПП Александра Шохина издание «Ведомости».
Сообщается, что перевозчики готовы поддержать инициативу, но только при соблюдении нескольких условий. В частности, регионы должны взять на себя обязательство поддерживать в нормативном состоянии до 85% дорог.
Кроме того, в регионах должны присутствовать альтернативные бесплатные маршруты, а сами тарифы должны быть «разумными».
Впрочем, сами компании, которые занимаются грузоперевозками, инициативу не поддерживают.
«То есть, с одной стороны, мы хотим снизить издержки, а с другой – хотим ввести «Платон» в регионах. Где логика — непонятно. У нас и на федеральных дорогах перевозчики не всегда оплачивают проезд, ставя глушилки», — пояснил президент ассоциации перевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
«Поскольку деньги, собранные системой «Платон», идут на строительство и реконструкцию дорог, предложение выглядит как минимум не кровожадным. Но это только на первый взгляд», — считает координатор движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов.
Эксперт пояснил, что сегодня добросовестно оплачивают проезд далеко не все перевозчики, а в некоторых регионах страны попросту нет механизма контроля за исполнением обязанности.
— В итоге получится, что те, кто не платит, получает экономическое преимущество, они могут предложить своим клиентам более выгодные условия, — объясняет Петр Шкуматов. — Эта история тянется уже долгие годы, и ее никак не решают. Так что мне кажется, что эта предложение распространить действие «Платона» на региональные дороги, как минимум, несвоевременное. То есть понятно, что рано или поздно это произойдет, но сначала нужно устранить довольно большое количество проблем, связанных с функционированием системы на федеральных трассах. До тех пор, пока правила не будут одинаковы для всех, не будет ничего хорошего: те, кто платят, будут платить больше, а кто не платил раньше, тот и не начнет.
Он также напомнил о серьезных проблемах у перевозчиков, которые возникли на фоне ковидных ограничений, введенных весной 2020 года.
По словам специалиста, рынок грузоперевозок восстановился в конце года, но многие компании попросту не смогли пережить 2020-ый и обанкротились.
«Если говорить про расширение зоны платных для дальнобойщиков дорог, то нужно сначала понять, какой эффект нововведение окажет на рынок грузоперевозок. К этому вопросу нужно подходить очень деликатно и тонко, а не рубить сплеча», — заключил эксперт.
Напомним, система взимания платы с грузовиков «Платон» начала работать в 2015 году. Стоимость 1 километра пути составляет 2,34 рубля. На сегодняшний день в системе зарегистрировано 1,55 млн автомобилей, 68% из которых принадлежат российским перевозчикам. С начала работы системы большегрузы заплатили 163,8 млрд рублей, которые поступили в дорожные фонды.
Осенью 2020 года стало известно, что новая стратегия развития транспортной стратегии России предусматривает введение платы за проезд по трассам для всех категорий транспорта к 2035 году. Впрочем, позднее информацию опровергла компания компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», оператор системы «Платон».