Скандал с некорректно работающими автоматическими комплексами массогабаритного контроля в Волгоградской области получил неожиданное продолжение. Все шесть комплексов контроля, выставлявших огромные штрафы перевозчикам за якобы выявленный перегруз, оказались неработоспособными.
Ничего не знаем, у вас перегруз
Напомним, в центре серьезного всероссийского скандала Волгоград оказался в конце марта прошлого года. Перевозчики со всей страны, чей путь проходил через город-герой, жаловались на совершенно безумные штрафы с массогабаритных рамок. Перевозчики даже создали отдельную тему на форуме грузоперевозок, посвященную Волгоградской области, а точнее — рамке на Третьей Продольной.
Перевозчики жаловались на штрафы в сотни тысяч рублей, утверждая, что до печально знаменитой рамки на Третьей Продольной их грузовики проходили еще несколько рамок — и нигде факт перегруза не фиксировался. Также владельцы фур отмечали, что в постановлениях «не билось» время нарушения и фактическое положение грузовика, зафиксированное по данным системы ГЛОНАСС. Шанс оспорить нарушение, по словам грузоперевозчиков, тоже минимальный.
Штрафы за перегруз выписывали даже на автомобили, в которых груза было меньше максимально разрешенной массы.
— Мы тоже пострадавшие. Возим один и тот же груз четыре года, проблем не было, — сетует владелец грузовика из Удмуртии. — Машина с датчиками, перегруза не было. 23 февраля — нарушение, 17 марта — постановление на 250 тысяч. Якобы превышение общей массы на 13%. По их мнению, мы должны везти груз на 28 тонн. Такого быть не может. Причем машину «пробило» только в Волгограде, а везли в Ростов с Ижевска. Сколько рамок мы прошли! Эта машина каждую неделю ездит из Ижевска в Ростов — и никогда проблем не было.
О некорректной работе рамок говорит и тот факт, что одна из рамок выдала нарушение габаритов у самой маленькой отечественной легковой автомашины — «Оки».
Рамки работают, с дорогами проблема
В распоряжении редакции V1.RU оказалось письмо победителя аукциона — ООО «Лаборатория цифрового зрения» — в адрес государственного казенного учреждения Волгоградской области «Безопасный регион», в котором исполнитель предупреждает заказчика о невозможности исполнения контракта по содержанию комплексов массогабаритного контроля в связи с дефектами дорожного покрытия на подъездах к рамкам. В частности, при подъезде к печально знаменитой рамке на Третьей Продольной магистрали на дороге отмечаются неровности глубиной до 75 миллиметров, часть датчиков комплекса разрушена. Подъездные пути к рамке на трассе Михайловка — Серафимович — Суровикино имеют колейность до 6 миллиметров, несмотря на то что работы по ремонту дороги были выполнены 20 августа прошлого года.
Аналогичные дефекты на подъездных путях к автоматическим комплексам фиксации нарушений массы и габарита выявлены и на остальных пяти дорогах, где установлены комплексы. Глубина колеи колеблется от 5,5 до 30 миллиметров.
Также в письме отмечается, что с апреля 2021 года «Лаборатория цифрового зрения» не получает оплату по контракту, несмотря на то что остановка работы оборудования произошла не по вине организации, обслуживающей комплексы. В качестве меры по восстановлению работоспособности комплексов «Лаборатория цифрового зрения» предлагает провести реконструкцию участков дорог, на которых установлены датчики, за счет средств собственника магистралей, обустроив на них цементобетонное покрытие. Кроме того, исполнитель предлагает внести изменения в контракт, предусмотрев оплату не только за работающие комплексы, но и за работу функционирующих составляющих комплексов.
Колейность, образовавшаяся при подъезде к весовым, влияет на достоверность результатов взвешивания. Масса грузовика, зафиксированная весовой, может значительно отличаться от фактической. Кроме того, неровная дорога может стать и поводом для отмены штрафа за превышение массы грузовика.
— Примерно за 50–100 метров до весов должна быть ровная, прямая дорога, обеспечивающая равномерное давление колес автомобиля на проезжую часть, — объяснил председатель волгоградского регионального отделения «Движения автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян. — В противном случае весовая выдаст некорректные данные, которые перевозчик легко сможет оспорить в суде. Об этом, к слову, не раз говорил председатель регионального комитета транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Васильев. Если дорога с колеей, она не соответствует нормативам, а значит, правильно измерить массу грузовика невозможно.
Сколько это стоит?
Контракт по установке на дорогах Волгоградской области шести массогабаритных рамок был заключен 29 октября 2019 года. При начальной его стоимости 799 миллионов 900 тысяч рублей победителем стало ООО «Лаборатория цифрового зрения», предложившее 689 миллионов 180 тысяч 835 рублей 54 копейки.
По условиям контракта победитель аукциона должен был установить шесть рамок, которые бы фиксировали нарушения максимальной массы грузовых транспортных средств и нарушение их габаритных размеров, а данные передавать в ГИБДД и Минтранс.
Срок действия контракта — до 31 декабря 2025 года. При этом 23 декабря на сайте госзакупок было размещено дополнительное соглашение к контракту, согласно которому его сумма возвращается к начальной — 799 миллионов 900 тысяч рублей — с выплатой в 2019 году 135 823 020 рублей, в 2020-м — 66 400 000 рублей, с 2021 по 2024 год компания должна получать по 132 800 000 рублей в год, а в 2025 году размер выплаты составит 66 400 000 рублей.
Система проработала всего 29 дней. С 29 апреля 2021 года комплексы вообще прекратили свою работу и до сих пор не запущены вновь. Мер по восстановлению их работоспособности не проводилось, штрафные санкции в размере 3 миллионов 199,6 тысячи рублей ежемесячно с концессионера не взыскивались. Но даже в то время, когда система работала, ее эффективность была крайне низкой.
«Из 55 738 фактов проезда транспортных средств с превышением весогабаритных параметров составлено только 745 протоколов, 259 из них отменены»
Контрольно-счетная палата Волгоградской области.
В 42 480 случаев материалы не направлялись, в том числе в 28 720 случаев — по причине сокрытия номерных знаков. Розыск нарушителей не проводился.
При этом чиновники из комитета информационных технологий, курирующего работу комплексов, уверяли, что все технические средства фиксации нарушений массы и габарита транспортных средств работают без сбоев и в штатном режиме.
За чей счет банкет?
Учредителями ООО «Лаборатория цифрового зрения», имеющего юридический адрес в инновационном центре «Сколково», ИНН, выданный налоговой службой Санкт-Петербурга, являются ООО «УК "Развитие"» с долей 70% от уставного капитала и Лев Гуревич, владеющий 30% уставного капитала. Конечными владельцами компании являются Вячеслав Смирнов, учредитель ООО «УК "Развитие"», и Лев Гуревич. Эти же люди являются учредителями ООО «Лаборатория цифрового зрения Информационные системы» и ООО «Интеллектуальные дороги». В компании числятся 134 человека, чистая прибыль на конец 2020 года составила 109,9 миллиона рублей.
V1.RU направил запросы в администрацию Волгоградской области и ООО «Лаборатория цифрового зрения». На момент публикации материала ответа получено не было.
Напомним, в четверг, 13 января, стало известно, что в Волгограде и Волгоградской области не работают комплексы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Информационное письмо об этом (имеется в распоряжении редакции V1.RU) направила Контрольно-счетная палата Волгоградской области.
КСП выявила, что инвестиции, которые должен был вложить концессионер, оказались на 24% меньше установленного договором объема инвестиций. Специально созданные четыре программы для ЭВМ, предназначенные для функционирования комплексов, до сих пор не имеют государственной регистрации. Не произведена замена 45 неисправных передвижных камер, в результате чего в 2020–2021 годах работали всего 13–19 треног.