← Автомобильные грузоперевозки

Жизнь дальнобойщика: чем питаться в дороге. Мясо против сосисок и обед за 200 рублей

autotruck-press.ru

Бытует мнение, что желудок водителя грузовика подобно топке паровоза сжигает всё, даже гвозди. На самом деле от правильного питания зависит самочувствие, утомляемость, работоспособность и безопасность. Поговорим о том, что едят дальнобойщики.

Времена, когда дальнобойщики могли обходиться бутербродами и нехитрой «собойкой», остались в далеком прошлом. Питаться всухомятку шоколадными батончиками и орешками в корне неправильно. Так недолго и зубы испортить, и желудок посадить.  По-хорошему, без горячего первого и второго блюда перевозчику не обойтись, и это необязательно должна быть еда из придорожного кафе или залитый кипятком суп из пакетика. Самый правильный подход – сбалансированное питание не однотипными, а разными по составу и питательной ценности продуктами.


В идеале рекомендуется соблюдать суточную потребность организма в белках, жирах, углеводах. Для этого существуют многочисленные таблицы с указанием калорийности продуктов питания и напитков. Чуть больше половины суточного рациона должны составлять белки животного происхождения, а вот употребление сладостей с большим содержанием сахара (печенье, конфеты, пряники и прочее) лучше свести к минимуму.

Норма – четыре раза

Для тех, кто покоряет большие расстояния за рулем, специалисты рекомендуют устраивать четырехразовое питание. Примерно пятая часть пищи должна употребляться во время завтрака. Это может быть омлет или яичница, каша с вареньем или фруктами, пара вареных яиц с сосисками или творожная запеканка. Если в один присест рано утром столько еды не лезет, можно разделить стартовый прием пищи на первый и второй завтрак с интервалом в пару часов. В качестве напитка разумнее выпить горячего чая с лимоном или кофе.

Около трети суточной потребности в пище приходится на обед. Здесь важно не идти на поводу наесться до отвала и вовремя остановиться. Переедание чревато не только повышенной сонливостью и потерей концентрации за рулем, но и дополнительными «санитарными» остановками, а это потеря времени. Основу этого приема пищи составляет горячее, и необязательно в один присест уминать первое, второе, третье и компот. Большая порция борща, супа или шурпы может обеспечить вас калориями надолго. А при отсутствии первого нужный баланс энергии позволит пополнить мясное блюдо с сытным гарниром.

За 200 руб. можно найти комплексный обед (бизнес-ланч) из четырех блюд, включая салат, первое, второе и напиок. В некоторых придорожных кафе существует практика больших порций первых блюд – куда же без горячего?! Например, на внешней стороне МКАД есть точки питания, где горячее стоит недорого и его объем – закачаешься! В одном из таких дальнобойщикам на первое дают чуть ли не полкастрюли, а для гостей есть предупредительная надпись: «Половинки не наливаем!». А вот за котлетки, купаты, курочку и прочую птицу, мясо и колбасные изделия приходится раскошеливаться. Зато чувство сытости при этом гарантировано.

По 25% суточного рациона рекомендуется планировать на полдник и ужин, между которыми рекомендуется делать перерыв в три часа или по ощущениям. Вторым завтраком или полдником, равно как и промежуточным перекусом могут служить свежие фрукты, и стоят они недорого. Всего за 100 руб. можно устроить полезный перекус в пути без остановки. Ваш покорный слуга сходил в ближайший супермаркет и сделал контрольную закупку. В продуктовый набор вошли: груша (43 руб.), апельсин (22 руб.), яблоко (19 руб.) и банан (16 руб.). На полдник можно принять йогурт, домашний кисель или компот из термоса, чай или кофе с печенюшкой или булочкой.

Вечерний прием пищи тоже лучше не перегружать шашлыком, сосисками гриль и продуктами, которые будут долго перевариваться и не позволят как следует выспаться. Конечно, никто не говорит, что на сон грядущий дальнобойщик должен ограничиваться стаканом кефира. Рацион ужина может включать овощной салат с филе индейки или куриной грудкой. В конце дня сгодится умеренная порция творога с фруктами или сметаной, пельмешки или рис с рыбой. Лучшим напитком перед отдыхом будет чай, настоянный на травах, а перед сном – полстакана чистой негазированной воды.


Режим и выбор продуктов

Правильное питание водителя грузовика или автопоезда – это не только четырехразовое питание, но еще равномерное распределение приема пищи в течение периода бодрствования, но также корректный выбор и сочетание продуктов.

Эксперты утверждают, что перерывы между завтраком и обедом, обедом и ужином не должны превышать четырех-пяти часов. При долгих интервалах падает содержание сахара в крови, снижается концентрация, замедляется реакция на изменение дорожной ситуации. Порочная привычка наедаться в один присест приводит к переутомлению и при продолжении рейса негативно сказывается на способности держать все под контролем.

Перед дальней дорогой и в процессе покорения больших расстояний лучше воздержаться от приема острой, соленой, чересчур жирной пищи, способной вызвать изжогу или чувство жажды. В пути не рекомендуется пить энергетики, сладкую газировку, концентрированный сок. Разумнее восполнять водный баланс минералкой без газа и подсластителей. Это оптимизирует процесс усвоения пищи, исключит вздутие и не будет способствовать жажде.

Хороший дальнобойщик не станет надеяться на придорожные кафе, и приготовит еду самостоятельно на электроплитке, в микроволновке, в мультиварке. При длительной стоянке можно заморочиться с приготовлением блюд из овощей и припасенного в холодильнике мяса. Однако надежнее использовать полуфабрикаты длительного хранения, которые достаточно только разогреть. В этом списке жареная картошка с грибами, макароны с сыром, гречка с тушенкой, рис с черносливом и т.п. Подобные продукты по отдельности и наборами можно приобрести на большинстве АЗС, в супермаркетах и небольших магазинах.


Простейший вариант походной спиртовой горелки.

Быстропорт рекомендуется съедать в первую очередь, в течение одного-двух дней. С просрочкой и продуктами с истекающим сроком хранения лучше не связываться: это не тот случай, когда риск – благородное дело. Даже легкое отравление и расстройство желудка способны поломать весь график движения и создать дискомфорт на довольно продолжительное время. А оно вам надо?! На этот случай в аптечке полезно иметь активированный уголь, Энтеросгель и другие препараты для выздоровления. Для использования хороши консервированные и упакованные продукты с большим сроком годности.

Не увлекаться!

Диетологи и гастроэнтерологи обращают внимание на то, что есть продукты быстрого усвоения, которые не дают ощущения сытости на длительный период. Например, лапша быстрого приготовления утоляет чувство голода буквально на полчаса. При этом, залитая кипятком, она не может заменить полноценный суп или борщ со сбалансированными ингредиентами. Кроме того, быстрые углеводы сразу преобразуются в жиры, а при сидячем образе жизни дальнобойщика это минус.

Можно вспомнить, как быстро организм усваивает те или иные продукты. Быстрее всего – практически сразу – усваивается чистая питьевая вода, а вот соки, морсы и ягоды – до получаса. Примерно 40 минут требуется на усвоение отварных овощей, кабачков, цветной капусты, зеленой фасоли. Столько же – на фрукты в виде яблок, груш, персиков и абрикосов. Переваривание картофеля в гарнире или отварной тыквы в каше, кисломолочных продуктов займет около часа. На полтора часа растянется усвоение сырых овощей: огурцов, помидоров, перца, салата и различных видов зелени. Такой же отрезок времени характерен для усвоения нежирного творога и домашнего сыра, а также гречки, овсянки, перловки и гороха. Тем не менее, приветствуется их наличие в рационе, поскольку это кладезь полезных веществ. Никакие таблетированные витамины их не заменят. Два часа организм будет извлекать пользу из молока и, например, творога жирностью 9%. Продукты легкого усвоения рекомендуется использовать во второй половине дня и непосредственно до ухода на боковую.

Полезный белок, минералы и витамины разумнее всего получать в мясе и рыбе во время перерыва на обед. Стоит помнить, что на переработку постной говядины, паровой курицы или индейки может уйти от часа до двух, а на жирную свинину – вдвое дольше. Рыбу лучше выбирать нежирных сортов: треску, камбалу, минтай или умеренно жирную: кету, горбушу, форель. Прием угря, тунца, ставриды потребует переработки длительностью более трех часов.

Врачи не рекомендуют увлекаться пиццей, шаурмой, гамбургерами и прочим фастфудом. Неправильно часто включать в рацион сосиски-гриль, чебуреки, рыбные консервы, шашлык. Все это не способствует укреплению, сохранению здоровья и хорошему самочувствию. Для поддержания водительского тонуса есть в пути нужно не только то, что нравится, но и то, что полезно. Поговорка «Всё полезно, что в рот полезло» в данном случае неприменима, хотя разнообразие приветствуется. И, конечно, осуществлять базовый прием пищи нужно не на ходу, а на трак-стопе, остановке у придорожной столовой или кафе. Во-первых, это безопасно, во-вторых, пища лучше усваивается.

Помни про совместимость

Свежесть, разнообразие и качество продуктов – важные, но не единственные условия их включения в рацион дальнобойщика. Чрезвычайно важно правильное сочетание, которое не приведет к сбою в работе организма в виде повышенного газообразования, несварения, болей в желудке.

Диетологи обращают внимание, что безобидное на первый взгляд сочетание хлеба, мяса и фруктов способно вызвать брожение. Фрукты лучше есть отдельно и использовать, скажем, для перекусов между основными приемами пищи. Никогда не следует запивать еду водой и уж тем более пить молоко при приеме рыбы, мяса и других продуктов. Мясо и молоко, равно как и капуста с рыбой несовместимы! Разумно не употреблять большое количество хлебобулочных изделий, каши, картофеля и продуктов с высоким содержанием крахмала.

По уму, нельзя совмещать белки разных видов. Рекомендуется употреблять как можно меньше соли, молотого перца и других специй. Неправильно пить натощак минеральную воду с лимонным соком – это обостряет чувство голода. На завтрак вредно пить сок или йогурт – это продукты приема пищи во второй половине дня. Из обеда лучше всего исключить бобовые, а также пшёнку и кукурузную кашу: от них в животе появляется чувство тяжести. Не рекомендуется сочетать сыр и помидоры, мясо и яйца с ананасом и апельсинами. Таких правил немало, но пусть вас это не пугает: их достаточно один раз прочитать и запомнить. А главная заповедь дальнобойщика – принимать пищу не спеша и не переедать. Приятного аппетита и удачного рейса!

Александр Трохачев