Крупнейший российский интернет-магазин Wildberries расширяет мощности распределительного центра в Екатеринбурге и продолжает закупать автомобили MAN. Грузовики используются в интересах собственной логистики.
Рынок электронной коммерции в России переживает бум. Период самоизоляции принес миллионы новых пользователей сервисам дистанционной торговли. Неудивительно, что эксперты считают интернет-магазины одним из самых быстрорастущих секторов экономики. Ведь для многих наших сограждан маркетплейсы типа Wildberries, Ozon, Citilink стали эталоном доступных цен и широкого, регулярно обновляемого ассортимента разных товаров.
Между тем e-commerce существенно ускорила развитие логистической отрасли. Бизнес автоперевозок подстраивается под изменения модели потребления: на дорогах страны стало больше автопоездов с логотипами известных маркетплейсов. Как организована большая логистика универсальных интернет-магазинов? Для ответа на этот вопрос мы отправились в Екатеринбург, где расположен крупнейший складской комплекс «дикорастущих ягод».
Интернет-магазин Wildberries — это крупная российская компания, созданная в 2004 году и работающая в сфере электронной коммерции в сегменте B2C. Предлагаемый покупателям ассортимент насчитывает свыше 3,6 млн товаров. Логистика осуществляется собственным парком из 330 большегрузных автомобилей. Парк мультибрендовый, но компания отдает предпочтение марке MAN — логотип со львом имеют 270 машин. Это тягачи TGX 18.400 2019–2020 годов выпуска. Максимальный пробег — 900 тыс. км. Все автомобили оснащены 400‑сильным двигателем MAN D2066 LF 41, коробкой передач Tip Matic 12 26 DD и имеют спальную кабину XLX с высокой крышей.
Все автомобили оснащены 400‑сильным двигателем MAN D2066 и коробкой передач Tip Matic 12 26 DD.
Тягачи работают в сцепке с удлиненными изотермическими полуприцепами без рефрижераторных установок. Именно такие составы чаще всего используются для перевозки сборных грузов и почты.
«Раньше автопоезда работали преимущественно на коротком плече. В каждом крупном городе была своя автоколонна», — рассказывает главный механик ООО «Вайлдберриз» Илья Фагин. Он приводит пример, когда автопоезд из Москвы доезжал до Казани, там осуществлялась перецепка, далее путь до Екатеринбурга, затем снова смена «локомотива»… Таким образом фура доезжала до Читы.
Но это было раньше. Теперь в приоритете длинные рейсы без перецепок. Например, путь из Москвы в Екатеринбург машина должна проехать экспрессом. Такая схема логистики позволяет ускорить процесс доставки, не тратя время на перецепках. «Минус в том, что в рейс должен отправляться экипаж из двух водителей. Иначе, согласно нормам труда и отдыха, придется делать много перерывов», — объясняет Илья Фагин. В «Вайлдберриз» учитывают новый состав экипажа при заказе новых грузовиков. В кабине MAN должно быть два спальных места и вместительный холодильник.
В день нашего посещения на площадке в Екатеринбурге готовились в рейс семь тягачей, а всего к этому филиалу, крупнейшему в компании, приписано 70 автопоездов. Находясь практически в географическом центре России, здешний парк выполняет рейсы не только на восток (Новосибирск, Хабаровск, Чита), но и на север, например в Новый Уренгой.
Всего к филиалу Wildberries в Екатеринбурге приписано 70 автопоездов.
Движение по маршруту контролируется с помощью системы MAN Pride — локальной телематической платформы, являющейся базовой комплектацией для всех ТС, реализуемых компанией «МАН Трак энд Бас РУС». Для «Вайлдберриз» компания-импортер предоставила два года бесплатного пользования системой. Фирменная телематика дает перевозчику информацию о местоположении, скорости, пробеге, времени работы оборудования, параметрах груза и расходе топлива. Кстати, об экономичности: средний расход топлива составляет 27 л/100 км. Следует сделать оговорку, что загрузка полуприцепа редко превышает 14 тонн.
«Основная задача, которую решает MAN Pride, — это отслеживание автомобилей, — рассказывает механик Дмитрий Андропов. — Также контролируем расход топлива. Иногда смотрим прилежность вождения, программа дает такую возможность». Бережливых водителей поощряют, с нерадивыми проводят разъяснительную работу и усиливают контроль.
Вообще Wildberries — это своеобразный эталон современных тенденций в транспортном бизнесе. Собственной ремонтной базы у компании нет, вся техника MAN обслуживается по сервисным контрактам. «Это удобно. Мы вносим абонентскую плату и заезжаем к любому дилеру в России, как только в этом возникает необходимость», — комментирует Дмитрий Андропов.
Эксплуатирующей организации остается только следить за графиком ТО (межсервисный интервал 60 тыс. км). Кстати, этот процесс автоматизирован: путевые листы собираются и обрабатываются в электронном виде. Если система понимает, что будет превышен межсервисный интервал, выпуск в рейс автомобиля будет прекращен. Машина отправится на обслуживание к дилеру. Только так можно обеспечить надежность техники и безопасность перевозок, считают в «Вайлдберриз».
В ближайших планах компании строительство в Екатеринбурге склада площадью 100 тыс. м2 и пополнение автопарка тягачами MAN TGX нового поколения. Пока все складно.
Дмитрий Андропов, механик ООО «Вайлдберриз»:
Среднемесячный пробег тягачей МАN — от 30 до 40 тыс. км. Межсервисный интервал в наших условиях эксплуатации — 60 тыс. км. Все грузовики обслуживаются по сервисным контрактам и могут заехать в любую дилерскую СТО MAN в России. Серьезных ремонтов, в том числе гарантийных, в моей практике еще не было. Может, потому что машины еще новые.
Прицепную технику мы обслуживаем отдельно от тягачей, на СТО с соответствующей специализацией. Как показывает практика, если обслуживать сцепку в одном месте, может возникнуть проблема отсутствия необходимой запчасти. В итоге ремонт полуприцепа затянется, а для нас это критично. В специализированном сервисе получается быстрее.