← Коммерческий транспорт

Грузовая саранча: рынок LCV в России — тренды, предложение, цены

В 2021 году российский рынок легких коммерческих автомобилей показал заметный рост — на 36%, причем увеличением объемов продаж могут похвастать не отдельные «монополисты», а многие игроки рынка.

Официальный российский авторынок в 2021 году работал в одних условиях для всех, но результаты разные — «выстрелил» именно сегмент LCV. Оживление в продажах по сравнению с предыдущим периодом связывают, как правило, с низкой базой, отложенным спросом и некоторым восстановлением отраслей экономики. Только в отличие от легковушек с их аномальным перекосом в балансе покупателей и продавцов, в секторе легкого коммерческого транспорта все пришлось на более благоприятную почву. Попросту говоря — был спрос и было более-менее адекватное (относительно легковых автомобилей) предложение, хотя заметный рост цен здесь тоже имел место. Также не надо исключать «прорывные» новинки от разных производителей за последние год-два и консолидированное предложение от ведущих брендов.

Вместе с тем, если разбирать продажи по «косточкам», то увидим и весьма замшелые причины «успеха». Так, возьмем абсолютного лидера сегмента: как ни странно, но группа ГАЗ не может похвастать значительным ростом продаж, а имеющиеся показатели следует записать не только на счет семейства ГАЗель Next.


Всего в 2021 году было реализовано (по данным АЕБ) чуть более 47 000 различных ГАЗелей (плюс 8%), а из них на старый модельный ряд ГАЗель «Бизнес» (который никуда не делся) пришлась треть продаж. Все объясняют более доступные цены, притом с учетом большей доли машин с бензиновым двигателем Evotech, к которому у эксплуатационников было немало претензий по качеству и ресурсу. Другой характерный фактор — это скачок продаж семейства «Соболь». Реализовали почти 9500 машин с прибавкой аж на 22% и с пятым местом в зачете, но речь тоже идет еще о «древнем» поколении модели со сравнительно невысокими ценами.


Еще в большей степени это касается автомобилей УАЗ: несмотря на решительную прибавку в семействе «Профи» (более 3800 экземпляров с ростом на 42%), львиную долю рынка по-прежнему «держит» старый грузовой ряд (СГР). Таких машин реализовали в количестве почти 12 000 штук, большая часть из которых (7226 экземпляров) пришлась на «Буханки». Притом общий объем продаж снизился на 9% с учетом того, что поддерживать архаичное семейство на плаву до сих пор помогают госзакупки.


Несмотря на некоторое смещение баланса продаж в сторону «Профи», знаменитая уазовская «классика», особенно с цельнометаллическим кузовом в лице УАЗ-3909 и его модификаций, пока остается основным предметом «торга»

На этом фоне показательны другие цифры, а именно у иностранных брендов. Компании Ford, Peugeot, Citroen, Volkswagen и даже Opel, пусть и при низкой базе относительно 2020 года, в сегменте LCV отметились неким рывком в продажах — до 50% и более.

В то же время китайские производители здесь в глубокой тени: они заметны в средне- и крупнотоннажном секторах, но в легком классе грузовиков успехи отнюдь не соответствуют трендам в сегменте легковушек.

Как известно, во многих семействах LCV существуют различные варианты исполнения: бортовые, грузопассажирские, пассажирские, специализированные версии. За некоторым исключением, ниже приведем примеры с цельнометаллическими грузовыми фургонами. Они дороже версий с бортовой платформой, но, как утверждает статистика, становятся все более востребованы. Также наш список составлен с учетом базовых цен до трех миллионов рублей. Притом надо учесть нюанс — базовые цены на многие фургоны предполагают версии полной массой до 2500 кг, то есть с уменьшенной грузоподъемностью, разрешенной для въезда в центр мегаполисов. Тогда как стандартные «полуторки» с полной массой 3500 кг (и тем более с увеличенной до 4500 кг) оцениваются заметно выше. Начнем с компактных коммерческих моделей.

Lada Largus фургон

Базовая цена — 837 900 рублей
Размеры — 4488/1735/1628 мм
Объем грузового отсека — 2,54 куб. м


Модернизация семейства в 2021 году коснулась и грузовой версии. Стартовая цена указана с учетом базового 8-клапанного двигателя 1,6 л (90 л.с.) и в комплектации Classic: одна подушка безопасности, дистанционный ключ, борткомпьютер. Старший мотор 1,6 л в 106 сил доступен с комплектации Comfort Light: две подушки безопасности, гидроусилитель руля, кондиционер, регулировка кресла водителя по высоте, электростеклоподъемники, подогрев кресел, электропривод и обогрев зеркал, пластиковая защита пола в багажном отсеке. Минимальная цена 947 900 рублей.

Среди компактных фургонов у Ларгуса с грузоподъемностью 725 кг есть такое преимущество, как боковой доступ в грузовой отсек с обеих сторон уже в начальном исполнении. Вообще, на базе универсала Lada Largus выпускаются разные специализированные версии, большинство из которых — с надстроенным верхом. Но что касается штатного грузового фургона, в прошлом году семейству удалось занять четвертую строчку в рейтинге с 10 573 проданными экземплярами, что оказалось на 10% ниже предыдущего результата.

Lada Granta бортовая платформа

Базовая цена — 846 000 рублей
Размеры (базовые) — 4450/1710/1500 мм
Объем грузового отсека (с кунгом) — 2,7 куб. м


Маленькая, но «гордая птичка» Lada Granta c так называемой полурамной конструкцией шасси в составе с бортовой платформой может взять до 915 кг груза. Базовая стоимость такой машины — 846 000 рублей, то есть по соотношению цены и полезной нагрузки Гранта является лучшим предложением рынка. Кроме того, на этом шасси предлагаются различные фургоны (универсальный, изотермический, рефрижератор) с грузоподъемностью до 820 кг и стоимостью от 872 000 рублей.

Но надо учесть, что «тащит» все единственно возможный для этой линейки 8-клапанный двигатель 1,6 л (87 л.с.), а в базовой комплектации одна подушка безопасности, борткомпьютер, электростеклоподъемники. Тем не менее в прошлом году семейству удалось занять хоть и последнее, но все же место в Топ-10 среди LCV с результатом 1782 проданных экземпляра. Также в предложении еще числятся коммерческие версии на базе Niva Legend, в том числе модификации с двухрядной (при этом двухдверной) кабиной. Грузоподъемность таких машин до 500 кг, стоимость от 913 000 рублей.

Peugeot Partner/Citroen Berlingo/Opel Combo Cargo

Базовая цена — 1 389 000 рублей
Размеры (базовые) — 4380/1810/1801 мм
Объем грузового отсека (базовый) — 3,3 куб. м


Старые-новые «каблучки» (модели предыдущего поколения) грузоподъемностью до 735 кг были локализованы на заводе РСМА и по очереди вышли на российский рынок в конце 2020 и в начале 2021 года. Рыночное позиционирование компактного трио без дискриминации: для всех идентичные характеристики, комплектации, цены.

В базовом оснащении негусто: только одна подушка безопасности, но есть ESP, дистанционный ключ, регулировка руля в двух направлениях, электропривод и обогрев зеркал, электростеклоподъемники, задние дисковые тормоза. Многое другое (в том числе сплошная перегородка грузового отсека) предусмотрено за дополнительную плату.

Зато на выбор предлагается два варианта длины (за счет увеличения заднего свеса) с приростом объема грузового отсека до 3,7 куб. м, а главное, в обоих случаях два двигателя: бензиновый 1,6 л (115 л.с.) и турбодизель 1,6 л (90 л.с.). С последним минимальная цена 1 469 000 рублей, но коробки передач во всех версиях только ручные.

Volkswagen Caddy Cargo

Базовая цена — 2 025 900 рублей
Размеры (базовые) — 4500/1855/1819 мм
Объем грузового отсека (базовый) — 3,1 куб. м


С весны 2021 года в России стал доступен VW Caddy нового поколения, хотя по силовым данным автомобиль явился в старом образе: для нашего рынка фургончик предложен только с бензиновым «атмосферником» 1,6 л в 110 сил (это касается и пассажирских версий). И никаких «автоматов», только 6-ступенчатая ручная коробка передач. Но есть два варианта исполнения по кузову: так называемый Maxi на 353 мм длиннее, объем грузового отсека при равной высоте достигает 3,7 куб. м, а грузоподъемность 776 кг (у базового варианта 700 кг).

Стандартное оснащение сравнительно богато: передние подушки безопасности, ESP, контроль давления в шинах, обогрев форсунок омывателя, система контроля усталости водителя, электромеханический «ручник», кондиционер, подогрев кресел (водительское с регулировкой по высоте), аудиосистема с Bluetooth, сплошная перегородка грузового отсека.

Данный класс фургончиков в России также поддерживает Fiat Doblo Cargo предыдущего поколения. У него есть свои преимущества: сравнительно большой объем грузового отсека — 4,2 куб. м, грузоподъемность 900 кг. Но двигатель только один — бензиновый 1,4 л в 95 сил, притом стартовая цена составляет 1 715 000 рублей при прочем скромном оснащении.

«Соболь» Бизнес

Базовая цена — 1 085 00 рублей
Размеры — 4880/2075/2200 мм
Объем грузового отсека — 6,8 куб. м


Если ГАЗель периодически менялась, то на «Соболе» создатели отдыхали — новое поколение все никак не разродится, хотя именно 2022 год обещает нам новую машину. Тем не менее это семейство не теряет актуальности: в прошлом году рост составил 22% с пятым местом в зачете. В линейке присутствует спецификация с бортовой платформой, основные же продажи приходятся на фургоны (чаще грузопассажирские), притом заднеприводные варианты уже фактически выведены из производственной программы. Версии повышенной проходимости с подключаемым полным приводом, на мостах (и с клиренсом 205 мм) взяли на себя функции альтернативы «уазикам». В базовом исполнении трехместный фургон (цена указана выше) грузоподъемностью 900 кг комплектуется бензиновым двигателем Evotech (106 л.с.), тогда как турбодизель Cummins (120 л.с.) делает «соболиную шкурку» дороже сразу на 285 000 рублей.

Peugeot Expert/Citroen Jumpy/Opel Vivaro

Базовая цена — 2 019 900 рублей
Размеры (базовые) — 4959/1920/1881 мм
Объем грузового отсека (базовый) — 5,3 куб. м


Так называемые фургоны-тонники (хотя с разными вариантами грузоподъемности — от 500 до 1300 кг) представлены опять же тройкой союзнических брендов, производство которых стали налаживать на заводе PCMA с 2018 года. В прошлом году их продажи увеличились, особенно Peugeot Expert, который даже смог занять девятую строчку в рейтинге с результатом 1900 экземпляров (больше, чем продано фургончиков Lada Granta). Однако, как и в случае с «каблучками», машины во всем позиционируются одинаково.

Предусмотрено два варианта длины кузова, с объемом грузового отсека до 6,6 куб. м и грузоподъемностью до 1333 кг. Двигателей тоже два: базовый турбодизель 1,6 л в 90 сил и основной объемом 2,0 л в 150 сил, сочетаемый как с 6-ступенчатой ручной коробкой, так и 6-ступенчатым «автоматом». С более мощным двигателем цены минимум 2 119 900 рублей. И что важно, есть версии 4WD (подключение задней оси вискомуфтой) с увеличенным до 200 мм клиренсом, комплектуемые только 2,0-литровым двигателем и «механикой» — цены от 2 589 900 рублей.

В базовом оснащении передние подушки безопасности, ESP, передние «противотуманки», дистанционный ключ, круиз-контроль, подогрев кресла водителя, электростеклоподъемники, электропривод и обогрев зеркал. Имеется сплошная перегородка грузового отсека, хотя пол ничем не покрыт. Предусмотрено двухместное пассажирское сиденье, но ввиду ограниченной ширины кузова выполнено как банкетка. Повысить комфорт и функциональность автомобилей предлагается за дополнительную плату.

Volkswagen Transporter Kasten

Базовая цена — 2 799 000 рублей
Размеры (базовые) — 4904/1904/1990 мм
Объем грузового отсека (базовый) — 5,8 куб. м


Семейство VW Transporter и Caravelle в 2021 году выросло на 72%, поделив 3073 проданных экземпляра с некоторым преимуществом пассажирской «ветки». Кстати, не за горами выход абсолютно нового поколения «Транспортера» Т7, но пока актуально нынешнее семейство Т6.1, модернизированное в 2019 году. Переднеприводный фургон предлагается в двух вариантах по длине и высоте кузова, с полезным объемом до 7,8 куб. м и грузоподъемностью до 1373 кг. Турбодизель объемом 2,0 л в базе скромничает 110 «лошадьми», но есть варианты с отдачей в 150 и даже 199 сил.

Причем с наиболее мощными двигателями предусмотрены и полноприводные версии, к тому же в этом случае коробка передач только роботизированная с двумя сцеплениями (но цены далеко за три миллиона рублей). В базовой комплектации значатся одна подушка безопасности, ESP, контроль давления в шинах, кондиционер, подогрев и регулировка по высоте кресла водителя, электропривод и обогрев зеркал, аудиосистема с Bluetooth, электростеклоподъемники.

Kia Bongo

Базовая цена — 2 150 000 рублей
Размеры — 4840/1740/1970 мм
Грузоподъемность (с двухрядной кабиной, тент) — 1200 кг


Некогда весьма популярный «неофициал», занявший сегмент дизельных бескапотных грузовичков-тонников, нынче смотрится не так выгодно, в первую очередь из-за возросших цен. Тем не менее предложение и спрос данного семейства в России сохраняется, причем аргументы в его пользу по-прежнему актуальны. Речь в основном идет о бортовых моделях и фургонах различного назначения, в том числе рефрижераторах. Но весьма востребованы были именно «многоцелевые» версии Kia Bongo 4WD: бортовые тентованные с двухрядной кабиной и полным приводом.

Причем корейские «фермеры» оснащаются настоящей «внедорожной» трансмиссией part-time, во главе которой механическая раздаточная коробка (с управлением рычагом) c понижающей передачей, предусмотрен и самоблокирующийся задний дифференциал. Более того, наряду с современным турбодизелем 2,5 л (133 л.с.) в паре с 6-ступенчатой «механикой» в активе имеется кондовый дизель 2,7 л (с нижневальным ГРМ и механическим ТНВД) мощностью 80 л.с., сочетаемый с 5-ступенчатой ручной коробкой. В штатном оснащении две подушки безопасности, кондиционер, аудиосистема, подогрев кресел и зеркал. Цены у дилеров по России варьируются от 2 550 000 до 2 950 000 рублей.

ГАЗель NN

Базовая цена — 2 235 000 рублей
Размеры (базовые) — 5632/2068/2735 мм
Объем грузового отсека (базовый) — 11,5 куб. м


ГАЗель New Next — одно из событий 2021 года в российском сегменте LCV. Продажи начались летом, и хотя семейство пока находится на стадии раскрутки и его доля на рынке еще не велика, все же есть смысл отметить именно новую ГАЗель. Измененная облицовка, иное оформление кабины с «крутым» водительским креслом, новая 6-ступенчатая коробка, мост и дисковые задние тормоза — это, конечно, бросается в глаза. Но главное — заявленное стандартное оснащение, где имеются ESP, светодиодные фары, датчики дождя и света, электромеханический «ручник», бесключевой доступ с кнопкой запуска двигателя, медиасистема с дисплеем 9 дюймов, круиз-контроль, настил пола из фанеры.

Несмотря на анонсирование в новом семействе турбодизеля VW, сейчас фургоны предлагаются только с двигателями Cummins 2,8 л (140 л.с.). Доступны два варианта по длине кузова, с полезным объемом до 13,5 куб. м. Как видно, и цены стали совсем другими, поэтому предшествующее поколение ГАЗель Next еще долго будет актуальным. Цены там за цельнометаллический фургон начинаются от 1 705 000 рублей с учетом двигателя Evotech, тогда как с турбодизелем Cummins — минимум 1 885 000 рублей (версии с полной массой 3500 кг дороже на 120 000 рублей).

УАЗ «Профи»

Базовая цена — 1 195 000 рублей
Размеры (двухрядная кабина, тент) — 5990/1990/2540 мм
Объем грузового отсека (двухрядная кабина, тент) — 7,2 куб. м


Не будем заострять внимание на «старом грузовом ряде», а отметим параллельно выпускаемую «новую» коммерческую линейку. Семейство УАЗ «Профи», известное с 2017 года, конкурентом ГАЗели по большому счету так и не стало. По грузоподъемности «догоняет», но сравнительно тесная кабина, безальтернативный бензиновый двигатель объемом 2,7 л (150 л.с. на бензине и 143 л.с. на газе) и в принципе отсутствие цельнометаллических вариантов — все это отводит «Профи» в разряд нишевых продуктов. Опять же при условии сохранения более доступной цены — на сегодня это 1 195 000 рублей за базовое исполнение без учета ГБО (с ним на 45 000–50 000 рублей дороже).

Однако за это время семейство расширялось, например, заднеприводные варианты с одинарной кабиной получили двускатную ошиновку ведущей оси, есть удлиненные версии, а бортовые платформы предлагаются в двух вариантах по ширине, когда полезный объем фургона достигает 16 кубометров. Также увеличение продаж в 2021 году связано с появлением на базе «Профи» новых спецверсий. Ну и наличие в данной коммерческой линейке классики жанра: своего варианта «фермера», который является одним из востребованных в сегменте. Это комбинированная версия с более просторной двухрядной кабиной, достаточно вместительной грузовой платформой (с тентованным бортовым кузовом объем составляет 7,2 куб. м), грузоподъемностью без малого 1300 кг и, конечно, с полноприводной трансмиссией. Минимальная цена 1 247 000 рублей.

Ford Transit

Базовая цена — 2 453 000 рублей
Размеры (базовые) — 5531/2059/2490 мм
Объем грузового отсека (базовый) — 10 куб. м


Локализованный «Транзит» — это все, что осталось от Ford после его ухода из России. Но ставку на LCV сделали не случайно: сейчас за «Транзитом» второе место по продажам в сегменте — в 2021 году реализовали 20 840 машин с приростом сразу на 48%! Семейство предлагается в трех вариантах по длине кузова и в двух по высоте, причем в «базе» предусмотрена «средняя» высота крыши — отсюда и сравнительно высокое исходное значение полезного объема в 10 кубов (в зависимости от версии достигает 15,1 куб. м).

Кроме того, предусмотрено три типа привода: передний, задний и полный. Силовая установка: турбодизель 2,2 л в двух основных версиях по мощности — 125- и 136-сильной. На все одна 6-ступенчатая «механика». Список стандартного оборудования составляют подушка безопасности для водителя, ESP, предпусковой подогреватель, электропривод и обогрев зеркал, электростеклоподъемники (у водительской двери с функцией авто), защитное покрытие пола. Цены на заднеприводные спецификации стартуют с 2 703 000 рублей, а полноприводные — с 2 968 000 рублей.

Peugeot Boxer/Citroen Jumper

Базовая цена — 2 534 000 рублей
Размеры (базовые) — 4963/2050/2254 мм
Объем грузового отсека (базовый) — 8,0 куб. м


В данном классе тандем цельнометаллических фургонов выступает с идентичными характеристиками и ценами. Для обоих предусмотрено четыре варианта по длине и три по высоте кузова, где максимальный объем грузового отсека достигает 17 куб. м, полная масса до 4005 кг, а привод предусмотрен только передний. Двигатель один: турбодизель объемом 2,2 л, но в двух версиях по мощности (130 или 150 л.с.), совмещенный с 6-ступенчатой «механикой».

В «базе» одна подушка безопасности, ESP, дистанционный ключ, электропривод и обогрев зеркал, электростеклоподъемники. Большой список прочего оборудования за доплату, например, предпусковой подогреватель — 35 000 рублей, климат-контроль — 70 000 рублей, камера заднего вида — 58 000 рублей. И стоит напомнить, что базовая цена — за версии с уменьшенной грузоподъемностью и «коротким» кузовом, тогда как варианты полной массой 3500 кг (грузоподъемность 1500 кг) предлагаются от 2 884 000 рублей.

Также на российском рынке в схожих конфигурациях присутствует линейка переднеприводных Fiat Ducato, но с некоторыми особенностями. Такими как турбодизель объемом 2,3 л, хотя тоже мощностью 130 или 150 л.с. и совместно с 6-ступенчатой ручной коробкой. Базовая цена цельнометаллического фургона 2 685 000 рублей, но за версии с полной массой 3500 кг — уже от 3 055 000 рублей. С 2020 года появились варианты с автоматизированной механической трансмиссией, то есть с «роботом», правда, исходная цена тоже свыше трех миллионов рублей (хотя доступнее «автоматных» версий у Mercedes-Benz или Iveco).

Renault Master

Базовая цена — 2 255 000 рублей
Размеры (базовые) — 5048/2070/2310 мм
Объем грузового отсека (базовый) — 7,8 куб. м


С лета 2020 года в России продается обновленное семейство Renault Master, а вот «мелкие» коммерческие модели этой марки на какое-то время покинули наш рынок. Цельнометаллический фургон доступен с турбодизелем 2,3 л в двух силовых версиях (125 или 150 л.с.) в паре с ручной 6-ступенчатой коробкой передач. Машина предлагается в четырех вариантах по длине и в трех — по высоте кузова, полной массой до 4500 кг, хотя, как и в случае с одноклассниками, предусмотрены и «всепролазные» для мегаполиса версии до 2500 кг. Максимальный полезный объем фургона составляет 15,8 куб. м.

Плюс ко всему на выбор переднеприводное или заднеприводное исполнение шасси: во втором случае длина кузова средняя или максимальная, а стоимость начинается с 2 809 000 рублей. В базовом оснащении у «Мастера» одна подушка безопасности, ESP, датчики света и дождя, дистанционный ключ, электропривод и обогрев зеркал, электростеклоподъемники. Весь прочий и обширный список предусмотренного оборудования (включая варианты обшивки грузового отсека) — за доплату.

Фото автора, Дрома и из открытых источников

Василий Ларин