Автор блога Dalnoboi.pro детально разобрал поправки к 424 приказу Минтранса, которые вступят в силу в сентябре и пришёл к неутешительным выводам.
Приказ №424 (российский РТО) небрежно состряпан
Прошёл год с тех пор, как был разработан и выпущен в обращение новый Режим Труда и Отдыха — Приказ 424.
Хотя, слово «разработан» — не для этого документа. Правильнее сказать так: он был небрежно состряпан из исковерканных кусков ЕСТР и Трудового кодекса.
На многочисленные косяки и несуразности этого приказа указывали ещё на стадии его обсуждения не только мы, но и большие и солидные организации и компании. Но — нет, Минтранс всё оставил как ему вздумалось.
И вот, на днях смотрю — новый приказ об изменениях в Приказе 424, то есть в нашем российском РТО. Ну, думаю, неужели что-то сдвинулось?
Но — увы. Из восьми изменений тех, что касаются собственно дальнобоя, всего два. И ничего хорошего в них не содержится.
Новое ограничение для частников (ИП)
Первое направлено на частников-индивидуалов. И это — продолжение закручивания гаек именно для ИП.
Итак, в пункт 5-й добавлено:
Продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц.
Это значит, что частник-ИП может отработать за месяц не более 165 часов. Если соблюдать нормы РТО, эти часы можно выработать где-то за три недели (разделяя еженедельными отдыхами, разумеется), а вот четвертую неделю придётся стоять.
А теперь посмотрите в этом же пункте для наёмного водителя:
Продолжительность учетного периода может быть увеличена работодателем до трех месяцев...
Это значит, что наёмный водитель может отработать около 500 часов, то есть где-то девять недель подряд (учитывая, опять же, еженедельные отдыхи).
Конечно, вы скажете, что всё это ерунда, поскольку никто не соблюдает даже нормы вождения, что уж тут говорить про нормы, касающиеся трудовых отношений.
Да, это так. Но тот факт, что внимание Минтранса обращено не к решению действительно важных проблем РТО, а именно к контролю за частниками, говорит о том, что существуют какие-то планы как минимум по сокращению их количества относительно крупных компаний.
Как ещё одно доказательство этому вспомните про разницу штрафов за нарушение РТО: для наёмного водителя это от 1500 до 2000, а вот для ИП — от 15000 до 25000, то есть в 10(!) раз больше. Да, сейчас такие штрафы практически не используются, но лишь один приказ по усилению контроля за Индивидуальными Предпринимателями может враз сделать всех их не конкурентоспособными и поставить на прикол.
Особенно косячный 10-й пункт
И второе изменение. Наибольшую критику в 424-ом Приказе вызывает пункт 10.
Во-первых, он написан с нарушением правил русского языка, а во-вторых (и это самое плохое), он содержит критическую ошибку в определении установленного Минтрансом понятия «ежедневный период», который по мнению Минтранса заканчивается не с началом следующего «ежедневного периода», а перед началом ежедневного отдыха.
Как должно быть:
водитель отдохнул либо 45 часов еженедельного отдыха, либо нормальные 11 часов ежедневного отдыха, либо сокращённые 9 часов ежедневного отдыха.
Как только на тахографе режим «отдых» сменился на любой другой — началась работа, и начался период не более 24 часов (но можно менее!), в который должен уместиться в том числе и следующий ежедневный отдых продолжительностью 11 или 9 часов.
Если отнять от 24-х часов эти 11 или 9 часов следующего отдыха, то останется, соответственно, 13 или 15 часов. Это — максимальное количество времени от конца предыдущего отдыха до начала следующего отдыха, которое водитель может потратить на всю работу.
А вот управлять за этот период между двумя отдыхами водитель может суммарно не более 9 часов, и два раза в календарную неделю допускается не более 10 часов.
В этом — основная суть РТО, не поняв её, если угодно — не почувствовав её вкус, невозможно ни правильно разработать РТО, ни соблюдать его.
У Минтранса же в 10-ом пункте написано так, что у водителя после завершения его ежедневного или еженедельного отдыха имеется целых 24 часа, которые он может потратить на работу! То есть, от завершения предыдущего ежедневного или еженедельного отдыха до начала следующего ежедневного отдыха может пройти 24 часа!
Так вот, сейчас Минтранс внёс изменения в данный пункт. Почитаем его новую редакцию, которая должна начать действовать с 1 сентября 2022 года:
10. Время управления автомобилем в течение каждого периода времени, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени водителя и временем применения ежедневного отдыха продолжительностью, установленной пунктом 18 настоящих Особенностей (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
Что же мы видим? Опять поразительная небрежность!
Во-первых, что за невнятное «время применения ежедневного отдыха»? О каком конкретно моменте идёт речь: о начале этого «применения» или о конце?
А во-вторых, почему убрали упоминание еженедельного отдыха и поставили только ежедневный? Ну, поздравляем: получается, что теперь в тот день, который у водителя перед еженедельным отдыхом, он сможет управлять суммарно до 15-ти часов!
Ещё раз повторю: в ЕСТР каждое слово, каждая буква, каждая закорючка отшлифованы десятилетиями использования на практике миллионами водителей, руководителей, контролёров. А Минтранс считает, что этими словами можно вертеть как угодно.
А вот как должен быть изложен данный пункт:
10. Общее суммарное время управления между окончанием одного ежедневного периода отдыха и началом следующего ежедневного периода отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени максимум до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
А про 24-часовой период должно быть сказано в другом пункте — про ежедневные отдыхи — только там и нигде более!
Сотрудников Минтранса на курсы!
Удивительно: неужели в Минтрансе не могут хоть кого-нибудь из сотрудников отправить на курсы в АСМАП, чтобы хоть кто-нибудь у них понимал те принципы, которые понимает любой водитель, ездящий за границу, то есть соблюдающий РТО? Или хотя бы просто нанять со стороны консультанта из преподавателей таких курсов или даже из водителей?
Однако, данные изменения должны вступить в силу не сейчас, а с 1 сентября 2022.
Будет ли Минтранс по-серьёзному приводить в порядок РТО? Вряд ли. Его чиновники живут в своём мире, а реальный мир их, похоже, не интересует.
Позиция автора может не совпадать с мнением редакции.