3 мая на автопарковке в деревне Старая Константиновка случился крупный пожар. Полностью выгорели или частично повреждены 42 грузовые машины грузоподъёмностью от 1,5 до 5 тонн, принадлежащими частной транспортной компании «Созвездие».
Причина – поджог
Тревожный сигнал поступил на пульт МЧС в 04:30. Пожарные среагировали моментально: уже через полчаса пожар был локализован. Ещё через 15 минут огнеборцы справились с открытым огнём, а в 05:45 старшина отчитался штабу о полной ликвидации возгорания. К счастью, люди не пострадали, а вот от многих машин остались одни остовы: они настолько близко располагались друг к другу, что огонь «шёл» по грузовикам, как деревьям. На кузовах были натянуты синтетические тенты, которые вспыхивали как спички. Ситуация была столь серьёзной, что на место происшествия выезжал лично начальник УМВД по региону Пётр Пырх.
Ущерб ещё предстоит оценить. За последнее время цена на грузовики сильно выросла. Если ещё пару лет назад, к примеру, «Газон» стоил немногим больше 2 млн рублей, то сейчас новый автомобиль продают за 6 млн.
Причину пожара эксперты установили быстро: поджог. «Возбуждено уголовное дело по статье 167 часть 2 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества», предусматривающая наказание до пяти лет лишения свободы. Расследование ведёт Следственное управление МВД по Тверской области. Его ход контролирует прокуратура Заволжского района Твери», – сообщила «АиФ в Твери» старший помощник прокурора Тверской области по взаимодействию со СМИ Рена Андрианова.
По одной из версий, сгоревшая парковка была импровизированной: по тому же адресу зарегистрирована и сама транспортная компания «Созвездие». Гаражей там нет, территория специально не оборудована: машины просто стояли под открытым небом.
В интернете опубликованы сотни отзывов о работе пострадавшей фирмы, и они весьма противоречивы. Есть как благодарности клиентов за хорошо выполненную работу и профессионализм, так и жёсткая критика, особенно со стороны водителей. По их словам, работников заманивали высокими зарплатами, а в итоге оставляли «с носом». Там же сообщается, что ранее фирма уже пережила один пожар: горели принадлежащие ей «Газели». Связаться с «Созвездием» редакции не удалось: на протяжении нескольких дней все её телефоны не отвечали на наши вызовы.
Кто это мог сделать?
Руководитель пресс-службы УМВД по региону Любовь Чернобаева сообщила, что итоги полицейского расследования будут обнародованы. О версиях она говорить отказалась, сославшись на тайну следствия.
Тем не менее, в силовых кругах не исключают самоподжога – например, в целях получить страховку за сгоревшие автомобили: такая «практика», увы, есть в нашей стране. Также нельзя исключать чью-то месть за невыполненный контракт или невыплаченные зарплаты: судя по комментариям в интернете, недругов у «Созвездия» немало. Обсуждается также версия об обострившейся конкуренции на рынке.
После того, как Евросоюз запретил въезд на свою территорию фурам с российскими номерами и сильно сократил перечень грузов, которые могут доставлять в Россию фуры с номерами Евросоюза, часть российских перевозчиков, совершавших регулярные рейсы за границу, переориентировалась на внутренний рынок. А здесь и без них работает много компаний. Это усилило конкуренцию.
«У меня работает 30 человек, уже три года мы возим импортными муковозами муку-комбикорм на внутренних линиях. За последний месяц объёмы перевозок снизились процентов на 30, так как все заводы-производители комбикорма «завязаны» на поставки импортных добавок, которые сократились, – рассказал нам владелец транспортной компании из Твери Андрей (фамилию он просил не называть). – Чтобы выжить, мы оптимизировали логистику: например, отказались от прогона грузовиков порожняком за товаром в другие города, теперь ищем попутный груз. Доходы снизились примерно на четверть, но компенсировать провал повышением стоимости перевозки нам практически не удалось, и одна из причин этого – рост предложений на внутреннем рынке».
Сопредседатель Тверского регионального отделения «Деловой России» Вадим Рыбачук тоже считает, что из-за санкций часть перевозчиков уйдёт с международных на внутренние линии, и что конкуренция здесь будет жёстче. Но при этом эксперт сомневается в том, что пожар в Старой Константиновке – следствие таких изменений.
«Конкуренция на этом рынке не запредельная. Кроме того, пострадавшие при пожаре грузовики – малотоннажные, то есть не участвуют в международных грузоперевозках. Поэтому я бы не стал говорить, что за поджогом стоят недобросовестные конкуренты, – сказал Вадим Борисович. – Надо дождаться, что скажут следственные органы, и тогда будем определять, насколько в этой истории есть криминальная подоплёка».
Крупный пожар с участием перевозчиков в Твери уже был 11 лет назад. В мае 2011 года в Твери из-за поджога сгорели 25 автобусов «ПАЗ» (из них 18 дотла), которые накануне вышли в рейсы в качестве маршрутных такси.