Вопросы доставки продукции и логистики стали в этом году одними из самых актуальных для бизнеса. Санкции, ограничение полетов, закрытие портов, высокий трафик на трассах сломали привычную структуру рынка грузоперевозок.
Одним из первых изменения ощутил Челябинск, который исторически является крупным транспортным хабом страны. Выясняем, каким видом транспорта сегодня выгоднее перевозить товар.
Дальнобойщики держат цены
Автотранспортные грузоперевозки всегда пользовались популярностью у тех предпринимателей, кому необходимо быстро и без хлопот доставить груз «от порога до порога». В этом году в связи с ограничениями в авиасообщении, популярность автоперевозок выросла в разы.
«Число заказчиков растет, поскольку грузоперевозки автотранспортом остаются одними из самых доступных на рынке. С начала года цена на услуги автотранспортных компаний, работающих по России, выросла всего на 20%, при этом затраты увеличились вдвое. Подорожал автопарк, его содержание и ремонт. Многие компании, кто планировали закупать новые грузовики, отказались от этой идеи: более 80% техники ремонтируется и снова выходит в рейс», — говорит директор ООО «Единый логистический оператор» Константин Крупцов.
По его словам, в 2010 году стоимость грузовика МАЗ (производитель Минский автозавод) составляла 1,6 млн рублей, а Газели — 500 тыс. рублей, сегодня такие машины можно приобрести за 6 млн и 2,5 млн рублей соответственно. Значительно подорожали автозапчасти, особенно импортные. Доставку комплектующих приходится долго ждать, а простой машины в гараже приносит только убытки.
«Число рейсов растет, работы много. Большие объемы грузов следуют из Москвы в Челябинск — в основном это продукты питания и медикаменты. Из Челябинска в Москву предприятия отправляют автозапчасти, оборудование, технику, металлоконструкции.
Доставка 3 тонн генерального (стандартного) груза в Москву будет стоить 27 тыс. рублей (1 тонна — 9 тыс. рублей)», — говорит представитель транспортной компании «Феникс» Виктория Голованова.
По ее словам, доставка охлажденных продуктов питания в рефрижераторе обойдется на 40% дороже, чем генерального груза. Если требуется перевезти продукты глубокой заморозки, то стоимость доставки составит + 55% к цене генерального груза. По нестандартным грузам стоимость рассчитывается индивидуально, к примеру, для доставки бульдозеров используют крупногабаритные тралы. Опасные грузы также возможно перевозить автотранспортом, но только при соблюдении требований. В среднем груз в Москву при работе одного водителя доставляется почти за трое суток, при работе двух водителей на рейсе — 1 сутки 20 часов.
«Грузы пломбируют, если компания заполняет машину „под завязку“, что гарантирует сохранность товара в пути. Если груз сборный от разных заказчиков, то этого не происходит, но в любом случае транспортная компания страхует все виды грузов: в случае порчи товара при ДТП или потери, страховая компенсирует убытки», — говорит она.
Эксперты отмечают рост интереса со стороны бизнеса к грузоперевозкам автотранспортом, но развитие рынка сдерживает дефицит профессиональных водителей, отмечают они.
По воздуху — быстрее
Почти все авиакомпании имеют сервисы доставки грузов: их отличает высокая скорость и гарантия сохранности груза. Вместо трех суток на фуре перевозка груза самолетом из Челябинска в Москву «от двери до двери» займет не более 24 часов.
«По воздуху можно доставлять очень широкий перечень грузов: одежду и обувь, различное оборудование, электронику, детские товары и игрушки, запчасти и комплектующие, медицинское оборудование, спортивные товары, инструменты и метизы, мебельную фурнитуру, стройматериалы, косметику. Все грузы делятся на стандартные (генеральные) и специальные. К последним относят скоропортящиеся продукты, животных, ценные грузы, опасные грузы», — говорит руководитель сервиса S7 Logistics (экспресс-доставка грузов S7) Илья Лазарев.
Прежде чем поступить на склад грузового терминала, все грузы проходят проверку службой авиационной безопасности аэропорта (сканирование на интроскопе).
«Действуют ограничения для негабаритных грузов — так, максимальная высота грузовых мест весом 50 кг и более для перевозки на самолетах типа Airbus A320 составляет 105см. Кроме того, в грузовом отсеке пассажирского воздушного судна нельзя перевозить литий-ионные и литий-металлические батареи, пиротехнические составы», — поясняет он.
По данным сервиса S7 Logistics, с начала года растет число отправлений грузов на Дальний Восток, а также в Сочи и Минеральные Воды. Тарифы в 2022 году на грузоперевозки не менялись, сообщили в пресс-службе S7 Airlines.
Так, доставить стандартный груз весом 30 кг из Челябинска в Москву по воздуху обойдется заказчику в 7800 рублей, во Владивосток — от 10500 рублей.
Среди плюсов авиадоставки эксперты отмечают быстроту, пунктуальность, сохранность груза и тщательный контроль над соблюдением всех требований и регламентов. В настоящее время из Челябинска в Москву грузы перевозят такие компании как «Аэрофлот», «Победа», «Россия», S7 Airlines.
«В сфере авиаперевозок есть ограничения по весу (от 25 кг до 80 кг на одно грузовое место), по габаритам люков авиалайнеров, категориям отправлений. Все грузы выше 80 кг на место требует отдельного согласования между транспортной компанией и авиакомпанией. Однозначно можно сказать, что авиаперевозка самый дорогой способ доставки товаров, но он же является самым быстрым», — говорит заместитель директора по производству транспортной компании ООО «Сервис Транс-Карго» Михаил Егоров.
По информации компании, средняя стоимость авиаперевозки стандартного груза весом 30 кг по маршруту «Челябинск-Москва» составит 4,5 тыс. рублей, скоропорт можно будет доставить за 5 тыс. рублей, опасный груз — 5,4 тыс. рублей (оформление декларации от 3,5 тыс. до 5 тыс. рублей), медикаменты — 4,9 тыс. рублей, ценный груз — 6,2 тыс. рублей.
Вагоны не видят препятствий
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, он отличается надежностью, регулярностью, относительно свободным размещением, что позволяет выполнять крупные перевозки грузов вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. По железной дороге можно отправлять практически все виды грузов, и даже наиболее специфические — негабаритные грузы.
«Согласно принятой классификации грузов на полигоне Южно-Уральской железной дороги отгружаются 28 номенклатурных групп, основными являются строительные грузы (доля в погрузке 31%), черные металлы (23%), нефтепродукты (17%). За четыре месяца 2022 года погрузка дороги составила 22,3 млн тонн, что на 6,3% ниже, чем за аналогичный период прошлого года», — сообщили в пресс-службе ЮУЖД.
В настоящее время правительство РФ реализуем комплекс мер по поддержке строительной отрасли, в том числе увеличены объемы авансирования госзаказов с 30% до 50-80%, что оказало благоприятное влияние на динамику погрузки стройматериалов. За 4 месяца погружено 6,9 млн тонн такой продукции (+1% к 2021 году). До этого тенденция была к снижению показателей.
Услугами ЮУЖД пользуются 400 грузоотправителей, пул постоянных заказчиков увеличивается. Этому способствовало развитие сервиса формирования контейнерных поездов и отправления их по ускоренному договорному расписанию, а также разработка новых логистических маршрутов.
В январе-апреле 2022 года по Южно-Уральской железной дороге перевезено 160,5 тыс. контейнеров ДФЭ (TEU), что на 9,1% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Также положительная динамика отмечается по таким грузам как машины и оборудование (+15,1% к 2021 году), автомобили (+16,9%), мука (+13,0%) и жмых (+11,4%). ЖД-тарифы выросли с 1 января 2022 года на 6,8%, что ниже темпов роста инфляции. Плата за перевозку грузов в настоящее время определяется с учетом тарифных расстояний, вида груза и массы груза, его характеристик с учетом сопутствующих параметров для конкретной перевозки, пояснили в пресс-службе ЮУЖД.
Так, стоимость перевозки одной тонны щебня строительного при общем весе 69 тонн в собственном (арендованном) полувагоне составит по направлению «Челябинск-Москва» — 660 рублей, «Челябинск-Архангельск» — 711 рублей, «Челябинск-Владивосток» — 1,5 тыс. рублей.
Стоимость перевозки сельхозтехники из расчета на 1 тонну груза привесе 32 тонны и при условии, если груз имеет верхнюю степень негабаритности на собственной (или арендованной) железнодорожной платформе составит по направлению «Челябинск-Москва» — 7,9 тыс. рублей, «Челябинск-Архангельск» — 8,8 тыс. рублей, «Челябинск-Владивосток» — 23,3 тыс. рублей. Данные расчеты предоставлены с учетом НДС 20%, без учета ставок за использование подвижного состава.
Чтобы рассчитать, сколько времени потребуется на доставку груза по жд-путям, необходимо учесть множество факторов, особенно если груз сборный. Отправлять полупустыми 70-тонные вагоны по железной дороге невыгодно, значит, может потребоваться время для их заполнения.