← Автомобильные грузоперевозки

Умирающая отрасль: как Псковской области не лишиться последнего куска хлеба

https://www.mk-pskov.ru/

«Днем икс» для международных перевозчиков, которые сегодня оказались буквально на краю финансовой пропасти, стало 8 апреля, когда Евросоюз принял пятый пакет санкций. Среди прочего теперь под запретом оказался въезд и перемещение по территории Европы грузоперевозчиков из России.

Для тех, кто до конца не понял глубину проблемы, в Псковском областном союзе автотранспортных организаций поясняют: коллегам из «недружественных стран» фактически предоставили конкурентное преимущество.

Отныне зарубежные перевозчики могут свободно доставлять груз как по территории Евросоюза, так и вглубь России. А наших, понятно, за рубеж не пускают. Старые визы у водителей грузовиков еще пока действительны, а вот новых им уже не выдают. Значит, из условной Москвы в условную Ригу и обратно груз повезет только прибалтийский перевозчик. Кому нужен российский, если он может передвигаться только в пределах своей Необъятной? Вот так в темпе вальса одна из ведущих отраслей экономики псковского региона начала скоропостижно загибаться.

Нет работы – нет денег. С такой экономической аксиомой столкнулись водители 1500 фур из 90 компаний-перевозчиков Псковской области. Руководство организаций балансирует на грани банкротства, сотрудники – на грани безработицы.

Последний фактор, кстати, наносит двойной удар по экономическому благополучию страны и конкретно Псковской области. Во-первых, увольняющиеся водители встают на биржу труда и начинают получать пособие (на которое, конечно, выделяются деньги из бюджета). Во-вторых, пополнять федеральный и местный бюджеты нечем, ведь налоговые и страховые поступления от перевозчиков в данной экономической ситуации резко рванули вниз.

Теперь, мало того, что весь доход от доставки товаров идет монополизировавшим рынок иностранным перевозчикам, так еще и наши водители начинают работать на них. Бывшие псковские работодатели только руками разводят: понятно, что дальнобойщикам нужно кормить свои семьи, да и в целом работать за валюту приятнее. Понять людей можно. Да вот только экономику нашего региона и страны это не улучшает.

Масла в огонь подливают сотрудники таможни с «той» стороны. Работая на «минимальных мощностях», таможенники увеличивают временной разрыв до действительно пугающих значений. По данным ассоциации международных автомобильных перевозчиков Псковской области, срок доставки груза прямыми машинами без перецепки и перегрузки через пункты пропуска между Латвией, Эстонией и Россией на 10 суток больше, чем через белорусские.

А давайте вспомним, что стоящий в растянувшейся на несколько километров очереди дальнобойщик фактически живет в машине. Сутки это все пережить еще можно. Ну, двое. А если пять или семь?

Вот и выходит: где долго, там и дорого. Взлетевшая в своей цене логистика не позволяет снизить цены на продукцию в магазинах, что, безусловно, отражается и на простом потребителе, на каждом из нас.

Однако и из этой, казалось бы, тупиковой ситуации псковские бизнесмены видят выход. Более того, они его по всем доступным каналам пытаются донести, показать всем эшелонам власти.

За примером удачной организации таможенного взаимодействия с «недружественными странами» далеко ходить не надо – в соседней Беларуси все уже давно придумали.

Белорусская модель организации перевозок предполагает ограничение проезда иностранных транспортеров по территории России. То есть, зарубежный дальнобойщик будет доезжать до ближайшего контрольного пункта в приграничном районе, а на нем перегружать или перецеплять груз на фуру российского коллеги.

Этот процесс занимает от 30 минут до 3 часов, что в масштабе нынешних 10-дневных маневров, конечно, просто ничтожно мало. При этом освободившиеся и опустевшие машины можно будет использовать для доставки иных грузов (например, тех, которые к границе подвезут наши перевозчики).

Мало того, что такие меры остановят крах отрасли международных перевозок, так еще и позволят конечному получателю товаров снизить расценку на его транспортировку. Кстати, и таможенному законодательству такой способ взаимодействия с зарубежными поставщиками совсем не противоречит.

Что ж, бремя звания пограничного региона Псковская область несет с самых давних времен. С одной стороны, это заведомо наводит на регион легкий флер нищеты: располагать здесь крупные и системообразующие предприятия вряд ли кто-то станет. Вместе с тем, возможность заработать на неизбежно пролегающих через псковскую землю торговых путях местные жители активно используют уже примерно тысячу лет.

Лишатся ли псковичи одной из важнейших (и древнейших) отраслей хозяйства? Не пойдет ли на новый виток цепочка негативных последствий для российской экономики? Решение этих вопросов – сугубо в руках региональных и федеральных властей, разумеется. Вот и остается перевозчикам надеяться на лучшее, но результат покажет только время.

Екатерина Мазепина