Российский рынок автомобильных грузоперевозок продолжает лихорадить. Здесь сменилась тенденция: ценовые качели толкает вверх, при этом грузоперевозчики сокращают свой автопарк.
— Весной этого года после введения санкций и связанной с этим перестройкой экономики на рынке грузоперевозок наблюдалось снижение тарифных ставок. На это, в частности, повлияла переориентация на внутрироссийский рынок тех перевозчиков, которые ранее работали на европейском направлении.
Наибольшее снижение тарифов было отмечено в центральной России.
Но, несмотря на по-прежнему сложную экономическую ситуацию, начиная с середины лета мы видим стабильную тенденцию на повышение ставок. Это в равной степени касается Московской области и соседних регионов, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, — прокомментировал журналу «Эксперт-Урал» директор управления операционного маркетинга транспортной компании «Байкал-Сервис» Александр Волков.
По его словам, текущая экономическая ситуация напрямую отражается на рынке грузоперевозок и заставляет игроков пересматривать свои стратегии: «К примеру, некоторые компании фактически уводят свой парк с открытого рынка, отдавая приоритет обслуживанию крупных платежеспособных клиентов, способных в перспективе обеспечить стабильный и предсказуемый спрос. Другие компании, чтобы снизить издержки, сокращают свой автопарк. Третьи просто не выводят машины на линию, потому что не хотят работать себе в убыток».
В результате
сегодня в общей структуре автомобильных грузовых перевозок сегмент FTL (загрузка транспорта до максимального веса) занимает в России наиболее значительную долю — порядка 73 — 75%.
Это огромный рынок, который включает транспортировку продуктов питания, оборудования, строительных материалов, металлоизделий, товаров народного потребления и т.д. Модель FTL-перевозок используют для транспортировки больших партий исключительно от одного клиента. В этом главное отличие от LTL (загрузка транспортного средства небольшими партиями грузов от разных клиентов).
Как подтолкнуть перевозчиков
Александр Волков также перечислил меры, которые могли бы способствовать восстановлению спроса на услуги грузоперевозчиков. В первую очередь это поддержка отечественных производителей, которые способны заместить выбывшие с рынка иностранные товары и развить собственное производство. При этом на рынке по-прежнему сохраняются ожидания, связанные с возрождением международных перевозок, главным образом на восточном направлении — это рост отправок грузов из Турции, Китая, стран Ближнего Востока.