Экологичный двигатель, салон в стиле кабины космического корабля, запоминающаяся внешность… Это не описание спорткара, а портрет экспериментальных тягачей и самосвалов, которые заслуживают не меньшего внимания, чем эстетские легковушки от всемирно известных кузовных ателье.
МАЗ-2000 «Перестройка»
Звучное название советского прототипа — попробуйте произнести его как «Perestroyka»! — вполне обосновано. На Парижском автосалоне 1988 года его не случайно назвали «Автопоездом XXI века». Революционное детище команды под началом главного конструктора Михаила Степановича Высоцкого не похоже ни на одну отечественную разработку. Уникальная особенность — так называемый тяговый модуль: поворотная секция с горизонтальной турбодизельной «шестеркой» MAN мощностью 290 л.с., передающей тягу на передние (!) колеса, двенадцатиступенчатой мазовской КП и независимой подвеской на пневмоэлементах.
Кабина вплотную пристыкована к полуприцепу и, соответственно, всегда остается неподвижной. Машиной «рулит» поворотный модуль, что создает определенные сложности при маневрировании. Кроме того, при входе-выходе водителя секция всегда должна располагаться строго под кабиной. Это не главная и не единственная проблема. Новая модель заставила бы пересмотреть и кардинально поменять структуру грузоперевозок в СССР. Вот уж действительно, Perestroyka!
Steinwinter Supercargo
Реализованные в «Перестройке» идеи сложно назвать абсолютно новыми. Например, камазовцы подготовили концепт модульного тягача еще весной 1986-го. В том же году читатели журнала Popular Mechanics увидели эскиз виртуального Kenworth Windclipper с «перестроечными» решениями. Особняком стоит немецкий Steinwinter Supercargo 20.40 из начала восьмидесятых, идеальный грузовик по версии штутгартского инженера Манфреда Штайнвинтера. В России про таких обычно говорят: «Да вы, батенька, маньяк!»
Кабина напоминает заехавший под полуприцеп суперкар высотой 1170 мм с соответствующим оформлением интерьера.
Отсутствие традиционной «головы» (на жаргоне дальнобойщиков — седельный тягач без полуприцепа) позволило использовать погрузочное пространство максимально эффективно и рационально. Длина автопоезда достигает 18 метров, масса — до 20 тонн. Двигатель развивает до 706 л.с.
Steinwinter Supercargo 20.40 оказался сколь нетривиальным, столь и бессмысленным. Одна лишь аэродинамика, вернее, ее отсутствие чего стоит! В ходе испытаний отмечались проблемы с управляемостью. В итоге участвовавший в проекте Daimler счел его бесперспективным.
Volvo VERA
Шведский пылесос-переросток отдаленно напоминает безумную идею Штайнвинтера. Оказалось, что при должной реализации и соответствующем применении плюс-минус схожая концепция вполне жизнеспособна. Достаточно ограничить область эксплуатации и использовать беспилотные технологии, как это сделано в случае с автономным электрокаром.
«Вера» не разгоняется быстрее 40 км/ч и по замыслу должна трудиться на таких закрытых территориях, как порты, промышленные площадки и логистические центры. В 2019 году сообщалось, что Vera поселится в морском порту Гетеборга — под надзором оператора будет возить контейнеры между логистическим терминалом и погрузочно-разгрузочной площадкой и до одури шокировать случайно забредших туда граждан.
Colani
А вы слыхали про Луиджи (при рождении — Лутц) Колани, выдающегося немецкого дизайнера со швейцарско-польскими корнями? Назовите его Сальвадором Дали автомобилестроения и не ошибетесь. К огромному сожалению в 2019 году маэстро покинул наш мир, но оставил поразительное наследие. Особое место в его творчестве занимают прототипы грузовиков с крайне нетривиальной внешностью. Представленный в 1978 году Colani Truck 2001 с круглым лобовым стеклом и «дворниками» а-ля мерседесовская трехлучевая звезда напоминал всё что угодно, только не тягач. За футуристической внешностью — тщательно проработанная обтекаемость. Коэффициент аэродинамического сопротивления Cd 0,4 — рекордный параметр для «трака» тех времен.
Фуры не от мира сего не были сиюминутным порывом Колани. Он создавал их одну за другой. Так, например, звездой мотор-шоу IAA 2002 стала очередная невероятная машина, построенная при поддержке производителя цистерн Spitzer-Silo на основе Mercedes-Benz Actros. Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx — 0,3! Годом ранее дебютировал Colani DAF Aero 3000 на базе DAF 95 XF. Его выкупила компания-производитель минеральной воды Carolinen.
В 2006-м Колани сорвал покрывало с гибрида грузовика и истребителя с лаконичным и точным названием SuperTruck. Стреловидная кабина объединена с полуприцепом.
Маневрирует «супертрак» посредством поворотного модуля, который напоминает таковой у «Перестройки».
Scania AXL
«С концептуальным грузовиком Scania AXL мы делаем значительный шаг вперед в создании интеллектуальных транспортных систем будущего, где автомобили с автономным управлением займут значимое место», — президент и генеральный директор Scania Хенрик Хенрикссон не преувеличивает. Презентованный в 2019 году самосвал с комбинацией беспилотных систем (набором камер, лидаров, радаров и GPS-приемников) открывает новую главу в истории подобной техники. Не правда ли, он словно рожден для марсианских ландшафтов?! Неплохо смотрелся бы в карьерах красной планеты со своим граненым кузовом без кабины и кирпичной раскраской!
Четырехосный гигант оснащен работающей на биогазе SNG рядной «шестеркой» Scania OC13 объемом 12,7 литра. О габаритах не сообщается, но этот информационный пробел заполнило отечественное издание Gruzovikpress.ru. Используя параметры шин Bridgestone L355 Evo размерностью 315/80 R 22,5 и метод дедукции его эксперты выяснили, что примерная длина равна 8,9 метра, а ширина и высота — 2,55 метра. Объем кузова около 16,2 кубометров.
Mercedes-Benz Future Truck 2025
Напоминающий гипсовое изваяние бескапотный «Мерс» 2014 года отнюдь не производит wow-эффект. Тем не менее, этот шоу-кар полон сюрпризов и демонстрирует вектор развития седельных тягачей. Одна из главных особенностей — комплекс автономного управления. Радары сканируют дорогу на 250 и 70 метров впереди, а стереокамера — на 100 метров, при этом отслеживает область в 45 градусов по горизонтали и 27 градусов по вертикали. Всевидящее око распознает одно- и двухполосные дороги, видит стационарные или движущиеся объекты, а также пешеходов и обучена распознавать дорожные знаки.
При движении в беспилотном режиме светодиоды на кабине излучают сиренево-голубое свечение, а когда управление берет на себя человек, то белое.
Казалось бы, салон футуристического «трака» должен соответствовать его внешности. Тем удивительнее убранство интерьера со щедрым использованием деревянных панелей. Они каскадом спускаются с передней панели и устилают пол. Квадратных метров инкрустации хватило бы на пару Rolls-Royce!
Walmart WAVE
На автомобильном небосводе зажглась звезда нового бренда? Увы, компания Walmart, управляющая крупнейшей в мире сетью оптовой и розничной торговли, пока что на это не сподобилась. Тем не менее, совместное с американским «тракостроителем» Peterbilt, Roush Engineering и другими фирмами творение WAVE (Walmart Advanced Vehicle Experiment) 2014 года привлекло к себе немало внимания. Шоу-стоппер определенно украсил бы продолжение ленты «Бегущий по лезвию», но служит не кинематографу, а насущным задачам — снижению потребления топлива и уровня вредных выбросов при транспортировке грузов.
Экономичность достигнута комплексом мер. Первое — у WAVE гибридная силовая установка. Она потребляет дизельное топливо, газ, биотопливо и другие виды горючего. В городе концепт передвигается на электротяге, пока уровень зарядки в тяговых аккумуляторных батареях не снизится до 50 процентов и не включится range extender генератор. Второе — он аэродинамичнее Peterbilt 386, который на тот момент стоял на вооружении Walmart. Третье — снижение веса. Изготовленный из углепластика полуприцеп легче традиционной конструкции на 1814 кг.
Водитель сидит по центру, словно в McLaren F1 и получает информацию с двух мониторов по краям передней панели.
Bosch Vision X
«В 8 утра 21 сентября 2026 года водитель Алекс стартует из Ганновера в Мюнхен. Тягач автоматически подцепил трейлер и направляется к автостраде. Водителю ассистирует помощник удержания в полосе движения и функция автоматического торможения. На шоссе автопилот перехватывает управление, и 40-тонная махина и движется в колонне. Все фуры коммуницируют друг с другом, а, значит, ускоряются, замедляются и маневрируют синхронно, поддерживая безопасную дистанцию. Алекс отслеживает ситуацию вокруг благодаря проекционному дисплею и заменяющим зеркала заднего вида дисплеям». Примерно так десятью годами ранее Bosch описала светлое будущее грузоперевозок и часть функционала экспериментального «икса».
Vision X очень хорош собой, но не ездит. Это макет для демонстрации интерактивной кабины.
Ford F-Vision
Представленный на Международной выставке коммерческого автотранспорта IAA 2018 макет тягача не самого отдаленного будущего разработан турецким Ford Otosan — СП «Форда» и крупнейшего финансово-промышленного конгломерата страны Koç Holding. Он вдохновлен героями вселенной Marvel, хотя, возможно, кто-то в первую очередь вспомнит не фантастических персонажей, а Tesla Semi. По легенде, «Форд» может быть укомплектован электрической силовой установкой и автопилотом четвертого уровня.
Hyundai HDC-6 Neptune
Америка немыслима без знаменитых капотных красавцев, но у «Хёндэ» свое видение того, кто должен царствовать на хайвеях от Луизианы до Монтаны и от Пенсильвании до Орегона. В 2019 году она явила миру свое видение тяжелого магистрального лайнера и рефрижератора HT Nitro ThermoTech с холодильной установкой на жидком азоте.
Функциональный и запоминающийся облик «Нептуна» нарисован с оглядкой на поезд Mercury авторства гуру промышленного дизайна Генри Дрейфуса. Состав с необычным локомотивом ходил между городами Среднего Запада в тридцатые-пятидесятые. Сходство налицо.
Интересная деталь в кабине Hyundai HDC-6 Neptune — интерактивное обрамление лобового стекла дисплеями с разной информацией и интегрированными «зеркалами заднего вида».
Iveco Z Truck
Итальянская машина с остеклением а-ля визор гоночного шлема готова оспорить мнение о том, что бескапотники очень похожи друг на друга. В его анатомии применено множество новаторских решений, 29 из которых защищены патентами. Рискнем предположить, что как минимум половина передовых идей сконцентрирована в салоне.
У смотревших фантастическую ленту «Хроники хищных городов» наверняка возникнут ассоциации с пультом управления мобильного мегаполиса-монстра. Благодаря системе демпфирования сиденье и органы управления изолированы от приходящих от дорожного полотна вибраций. Кстати, в рекламном ролике зрителей с интерьером знакомит не кряжистый плечистый дальнобойщик, а хрупкая девушка. Намек на то, что грузовики будущего дружелюбны и с ними справится любой?
В паре с потребляющим биометан двигателем (460 л.с. и 2000 Нм) работает шестнадцатиступенчатый «робот» Powershift. Свой вклад в высокую топливную экономичность (запас хода — 2200 км, на 60% больше чем у IVECO Stralis) вносят шины Michelin X Line Energy, позволяющие сберечь литр горючего с каждой сотни километров и масло Petronas Urania со сверхнизкой вязкостью.
Tesla Semi
Этот рассказ посвящен концептам, но упомянуть чудо Илона Маска мы просто обязаны! «Электричку», как ожидается, начнут выпускать до конца нынешнего года, поэтому она попадает в наш обзор на правах предсерийной модели. Есть и другой повод вспомнить Semi. Когда готовился этот материал, компания обнародовала новые фотографии окончательного дизайна кабины. Запас хода — до 500 миль (805 км).
Оформление салона кардинально отличается от такового у традиционных седельных тяжеловозов. Кресло водителя установлено посередине, а панель приборов заменяют два «планшета».
Nikola Motor
Если Tesla позаимствовала фамилию знаменитого сербского ученого-физика, инженера и изобретателя, то американский стартап Nikola Motor взял себе его имя. Согласно информации с его официальной онлайн-странички, концептуальный тягач Two станет серийным в 2024 году, так что его мы тоже упомянем. Снаружи — этакий винегрет из стилистики «носатых» и бескапотных моделей. Внутри — силовая установка на топливных элементах мощностью 645 л.с. Запас хода — до 900 миль (1448 км).