Из Белоруссии перестали выпускать калининградских водителей фур, которые возвращались в регион. Мужчины стоят там по несколько дней, некоторым приходится бросать машины и добираться домой самолётом через Москву и Питер.
«Клопс» пообщался с дальнобойщиками и выяснил, как обстоят дела на границе.
Максим проходил пункт пропуска «Котловка» в воскресенье, 23 октября. Калининградец вёз в родной регион товар из «большой» России — фура заполнена пельменями, чебуреками, сливочным маслом. Максим и грузовик с полуфабрикатами до сих пор так и находятся на белорусской стороне — его и других водителей не выпускают из страны.
«В таможне, получается, оформился. Всё без проблем. На паспортный контроль пошёл, а там начали звонить старшему смены. В итоге стоит запрет на выезд из Республики Беларусь. Справка с военкомата есть, повестку не получал, в списках меня тоже вроде нет», — вспоминает дальнобойщик.
Не служившим ранее повезло больше — парней пропускают, не требуя дополнительно никаких документов. Мужчина уверен, что всё дело в мобилизации. У Максима на руках даже есть справка из военкомата, но толку от этой бумажки немного.
Нам не предоставляют никаких ни справок, ни бумаг, на каком основании развернули.
Говорят: «Обращайтесь в Российскую Федерацию». Только куда? Они сами не знают. Наши справки даже не смотрят. Говорят, им она неинтересна, "звоните в какие-то компетентные органы"», — негодует собеседник «Клопс».
Как рассказывает мужчина, с 20 октября у границы застряло много таких же пострадавших. Всем до 35 лет, служили, почти все приписаны к военкомату города Советск.
К Максиму уже выехал водитель. Он заберёт фуру и отвезёт её в регион. Сам калининградец поедет до Москвы, там сядет на самолёт и домой. Фирма, на которую работает мужчина, оплачивает дни простоя и готова возместить авиабилеты.
В следующий раз придётся везти товар через Латвию, в обход Белоруссии, но дальнобойщик опасается — он слышал, что прибалты порой аннулируют визы.
«У кого эти скоростные визы суточные — они ж только литовские. Парням с ними не повезло, кому до 35. У меня-то шенген, ещё 4 года виза.
Буду на Латвию ездить, а перечеркнут там визу — я уже тогда не знаю, что буду делать. Пойду в военкомат добровольцем, как-то зарабатывать надо деньги же», — рассуждает Максим.
«Клопс» удалось связаться и с другим калининградцем, которого развернули. Сергей тоже заехал в воскресенье на тот же пункт пропуска, но до сих пор не смог покинуть Белоруссию. Как рассказывает мужчина, на паспортном контроле ему сообщили, что выезд из РБ запрещён. Дальнобойщик насчитал уже 25 водителей, которым сказали то же самое. В их фурах разные товары: от стройматериалов до молочки.
Перевозчик Евгений, работодатель Сергея, пока не знает, что делать дальше: «Других водителей только туда посылать, но этого надо ещё отправить в Москву или в Питер каким-то образом. Соответственно, человек остаётся без работы, а у нас минус водитель и минус машина. Пока никто оттуда не уезжает, все ждут, что это как-то решится».
Как рассказал предприниматель, поначалу собирались только дальнобойщики, которые приписаны к военкомату Советска, однако вчера не пустили мужчину с Черняховска, а сегодня — с Гвардейска.
«Я звонил сегодня в военкомат советский <...>. Вроде как все в курсе, но когда что-то сделают — никто ничего не знает. Как это водителям сообщат — тоже непонятно. Некоторых не пустили, они опять встают в конец по электронной очереди, чтобы сделать ещё одну попытку и так по кругу. Время ожидания — четверо суток, но это в «Котловке». «Каменный лог» обычно ещё больше народу», — рассказывает Евгений.
В редакцию «Клопс» обратилась жена одного из мужчин, которого не выпустили. По её словам, «скоро закончатся деньги и еда».
Недалеко от пункта пропуска есть заправка, платные туалет и душ — 77 рублей. Поесть можно в столовой на АЗС или купить ланч, который каждый день привозит местный белорус. Первое, второе и салат домашнего приготовления обходится всего в 300 рублей. Всё это время у фуры Максима работает двигатель — надо жечь топливо, чтобы поддерживать стабильные -18 градусов для полуфабрикатов в рефрижераторе.