Вынужденная перестройка грузовой логистики заставляет российских перевозчиков более ответственно следовать законодательным нормам и правилам. Разбираемся, что нового появилось в этой сфере.
Грузоперевозка по праву считается одной из самых многогранных и в то же время недостаточно систематизированных тем в хозяйственной юрисдикции. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, юристы утверждают, что перевозчик может и даже обязан защищать свои интересы, опираясь на соответствующие законодательные нормы. Как это делать правильно? Этой теме был посвящен правовой вебинар, который провел старший юрист «Биржи грузоперевозок» ATI.SU Юрий Павлюченко.
ГОВОРЯЩИЕ НАЗВАНИЯ
Перевозка грузов — это возмездная услуга, исполнение которой регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и рядом других специальных законов и нормативно-правовых актов. К ним относятся Устав автомобильного транспорта (УАТ РФ), федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16‑ФЗ «О транспортной безопасности», постановление правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить его безопасность и сохранность, а также не допустить повреждение ТС.
Юрлица, занимающиеся международными грузоперевозками, должны также руководствоваться Женевской конвенцией 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов, Европейским соглашением 1957 года о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 127‑ФЗ «О государственном контроле над осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
Названия этих законов говорят сами за себя: они регулируют отношения, связанные с международной перевозкой грузов и касаются в основном порядка перевозки опасных и скоропортящихся грузов.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
Уже сегодня грузоперевозчики вправе (обязанности пока нет) перейти на электронные перевозочные документы. До 1 января 2023 года допускается использование как цифровых, так и традиционных бумажных документов.
С марта 2022 года постепенно внедряются электронные перевозочные документы: электронная транспортная накладная (ЭТрН), электронный заказ-наряд и электронная сопроводительная ведомость. Таким образом, по разработанной Минтрансом РФ стратегии проводится цифровая трансформация всей транспортной отрасли. Законодательные основы этой системы предусматриваются вступившей в силу 01.01.2022 г. редакцией УАТ РФ. Изменения внесены в ст. 8 УАТ РФ «Заключение договора перевозки груза», где теперь предусмотрено, что транспортная накладная оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронного документа.
Уже сегодня грузоперевозчики вправе перейти на электронные перевозочные документы.
Новая ст. 18.1 УАТ РФ «Электронные перевозочные документы» регламентирует правила электронного документооборота (ЭДО) при применении электронных перевозочных документов (ЭПД). Сначала грузоотправитель формирует электронную заявку в информационной системе ЭПД, затем к электронному документообороту подключаются другие действующие лица — перевозчик и грузополучатель, которые добавляют в ЭТрН свои сведения. Все они взаимодействуют через операторов информационных систем, специально отобранных Минтрансом организаций, включенных в соответствующий реестр.
ДОГОВАРИВАТЬСЯ ПИСЬМЕННО
Договор перевозки грузов (ДПГ) автомобильным транспортом занимает в системе транспортных договоров центральное место, поскольку считается базовым, т. к. именно он решает основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей и способствует выполнению обязательств по доставке товаров потребителю. По этому договору, в соответствии со ст. 785 ГК РФ, перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
«Под договором в общем смысле понимается соглашение двух или более лиц, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются гражданские права или обязанности (ст. 420 ГК РФ), — объясняет Юрий Павлюченко. — От названия документа (договор, заявка, договор-заявка, поручение на перевозку и др.) по сути ничего не меняется. Если лицо каким-либо образом обязуется выполнить определенные действия, это вполне можно считать договором. В заявке на перевозку одна сторона обязуется перевезти груз, другая сторона — оплатить перевозку. Это говорит о том, что заявка во всех отношениях приравнивается к договору. Поэтому нужно понимать, что в отсутствие рамочного договора заявка, договор-заявка, поручение, разовая заявка и др. подобные документы являются тем же самым договором перевозки».
ДПГ может заключаться также путем принятия перевозчиком груза. Заключение договора перевозки груза в этом случае подтверждается транспортной накладной (ТН) — это первичный документ, составляемый грузоотправителем и подтверждающий заключение договора перевозки. ТН оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронной транспортной накладной.
Достаточно, что у перевозчика есть ТН, это уже будет являться подтверждающим фактом заключения договора.
Однако есть нюансы. Если условия договора в ТН не соответствует той заявке, которую вы подписали, то обычно юристы это квалифицируют как изменение условий договора. Рассказывает Юрий Павлюченко: «Сначала перевозчик подписал заявку, потом приехал на погрузку и обнаружил, что груз не соответствует договоренностям или условия в ТН отличаются. Если он не отказывается и подписывает ТН с иными условиями, то юристы рассматривают это как добровольное со стороны перевозчика изменение условий договора».
Эксперт советует обратить особое внимание на аккуратность заполнения транспортной накладной. Если в ТН вносятся какие-либо исправления, они должны быть заверены подписями обеих сторон. Если что-то вычеркивается или вписывается от руки, желательно, чтобы в этом случае обе стороны расписались по поводу исправлений. «В суде могут всплыть две накладных — чистая и с исправлениями. И в этом случае непросто будет доказать, что нужно верить именно исправлениям перевозчика. Идеальный вариант — без необходимости вообще не вносить какие-либо исправления», — предупреждает Павлюченко.
КАК БЫВАЕТ НА ПРАКТИКЕ
На практике бывает так, что заявку пообещали прислать позднее, но не прислали. Перевозчик приехал на погрузку, а груза тоже нет. Кажется очевидным, что при отсутствии заявки штраф выставлять нельзя, но на самом деле это совсем не так, потому что ДПГ может также заключаться путем переписки по электронной почте. До этого момента перевозчик вел с грузоотправителем переписку по электронной почте, и таким образом обоюдно были обсуждены все существенные условия договора. Факт приезда на погрузку и предварительная электронная переписка подтверждают, что договор был заключен. Суд примет именно эту точку зрения, независимо от того, есть у перевозчика заявка или нет, погрузился он или не погрузился. Договор будет считаться заключенным на общих условиях (установленных законом) и на тех условиях, которые были обсуждены в переписке. Условия ответственности в этом случае будут определяться базовым законодательством.
Даже если при обмене документами не применялась электронная подпись, а обмен велся с использованием адресов электронной почты, позволяющих идентифицировать участников документооборота, часто этого достаточно, чтобы признать договор заключенным в простой письменной форме. Буквальное толкование гражданского законодательства о порядке акцептования договора (ст. 438 ГК РФ) не предполагает обязательного проставления оттиска печати и подписи ответственного лица на документе, выражающего одобрение сделки. Хватит простого ответа, например «согласен с условиями», чтобы считать предложение заключить договор принятым контрагентом. При этом законом указывается, что молчание акцептом договора не является.
В СИЛУ ЗАКОНА И ДОГОВОРА
Всегда при заключении ДПГ следует обращать внимание на существенные условия. Существенным условием этого договора является его предмет, т. е. услуга по перемещению груза в пункт назначения на том или ином виде автомобильного транспорта. Также перевозчиком могут оказываться сопутствующие услуги (погрузка и выгрузка груза, его хранение и др.). Но эти услуги не являются предметом отдельных договоров, а направлены на надлежащее исполнение перевозчиком своих обязательств.
На практике договор перевозки невозможен без указания существенных условий, таких как наименования грузоотправителя и грузополучателя, характеристики груза (вес, объем, количество), требования к ТС перевозчика, маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения, размер провозной платы и порядок расчетов, срок доставки, порядок признания груза утраченным и т. п.
Все это кратко прописывается в ТН, но в тексте договора условия можно изложить более подробно. Взять, к примеру, сведения о ТС. Чем точнее условия, указанные в договоре грузоперевозки, тем выше ответственность сторон и меньше риск возникновения споров. Перед выездом на погрузку следует тщательно проверить все условия относительно автомобилей, которые указаны в заявке, либо то, о чем ранее были установлены договоренности. В противном случае грузоотправитель может сослаться на непригодность ТС перевозчика, и тогда придется доказывать обратное. Юридическая практика показывает, что в этой части претензий возникает очень много.
Вообще, во избежание возможных споров разумнее не ограничиваться только подписанием ТН, а составлять единый полнотекстовый документ, содержащий название «договор перевозки груза».
НЕ ОСТАТЬСЯ ВНАКЛАДЕ
Если произошли какие-то проблемы при погрузке и перевозчик не имеет возможности внести замечания в ТН (например, когда речь идет об ЭТрН), то ему нужно составить односторонний акт.
При возникновении заслуживающих внимания проблем перевозчику всегда необходимо составлять соответствующие акты, в которых излагается суть произошедшего. Совершенно неважно, как этот акт составлен — в любом случае при возникновении споров будет считаться, что перевозчик пытался этим действием обозначить возникновение нежелательных обстоятельств. А составленный акт уже сам по себе является доказательственным фактом. О составлении таких актов следует известить контрагентов.
По какой причине можно отказаться от перевозки? Назовем основные:
- груз предъявлен с опозданием;
- пункт назначения не совпадает с указанным в договоре;
- договором предусмотрен другой груз;
- состояние груза не соответствует требованиям, установленным Правилами перевозки грузов автотранспортом.
Юрист в этих случаях прежде всего посоветует перевозчику отказаться от исполнения своих обязательств. Иначе перевозчик автоматически (по умолчанию) изменяет условия договора и в дальнейшем полностью отвечает за принятые на себя новые обязательства. Поэтому наиболее правильным решением будет отказ от договора, предъявление грузоотправителю или заказчику штрафных санкций за срыв погрузки и взыскание убытков, в том числе упущенной выгоды.
К сожалению, остается еще много различных моментов, которые невозможно отразить в рамках одной статьи, поэтому перевозчики обязательно должны внимательно изучать соответствующее законодательство и почаще обращаться за квалифицированной помощью и разъяснениями к профессиональным юристам. Следуя правовым маршрутом, вполне реально защититься от произвола и не остаться внакладе.
Юрий Павлюченко, старший юрист «Биржи грузоперевозок ATI.SU»
— Как облегчить груз ответственности? Перевозчик после принятия груза должен визуально проверить состояние товаров и упаковки. При обнаружении дефектов следует дополнительно задокументировать их с помощью средств видеофиксации.
Необходимо с особой осторожностью относиться к ДПГ в случае каких-либо изменений уже достигнутых договоренностей, особенно в отношении изменений места или даты доставки, а также имени грузополучателя. Изменение места доставки допустимо только тогда, когда оно осуществляется уполномоченным лицом.
В случае кражи груза, перевозчика можно обвинить в грубой небрежности, которая повлечет его полную ответственность за перевозимый груз. Не оставляйте груз на неохраняемых стоянках. Если ТС было оставлено без присмотра, перевозчик понесет полную ответственность за потерю груза.
Отмечу, что современные цифровые инструменты управления грузоперевозками, проверки контрагентов, отслеживания груза — вместе с компетентным документальным сопровождением процесса перевозки — сводят риски утраты груза практически к нулю.