Для одних эта работа — романтика, для других — скука смертная, но факт остается фактом: дальнобойщик — важная, нужная и ответственная профессия.
Журналисты портала Amur.life поговорили с двумя дальнобойщиками – Семёном и Михаилом, которые рассказали о своей профессии, отношении к ней, лайфхаках борьбы со сном и о том, какие у нас дороги.
Михаил Васильев
Михаил учится в АмГУ на факультете международных отношений и параллельно вот уже четыре года работает дальнобойщиком. В будущем он планирует работать по специальности, но с детства всей душой полюбил профессию дальнобойщика и, как только получил права, сел за руль большегруза.
— Я работаю с 18 лет и уже вот 4 года за рулем. У меня отец – дальнобойщик уже три десятка лет, был личный пример. Наверное, все дети хотят быть похожи на отцов, поэтому профессия с детства мне нравилась. Первый «опыт» получал в компьютерной игре «Дальнобойщик», отец купил мне руль, и я играл. С того времени увлекся и в 18 лет получил права сначала на категорию Б, после отучился на категорию В и с первого же дня получения прав поехал в рейс с отцом, он мне все рассказывал, обучал, передавал свои навыки. С того времени так и езжу, только по ДФО. Параллельно учусь в АмГУ, заканчиваю пятый курс, и каждый понедельник в 8 утра я отправляюсь в рейс.
Люди относятся к моей профессии с удивлением, особенно когда мне было 18 лет и я ездил один на большой фуре. Останавливаюсь где-то попить чаю, и дальнобойщики видят, как из кабины вылезает совершенно молодой парень, на вид мне было вообще лет 16. И все с удивлением задают вопросы, спрашивают, почему вожу.
Семья привыкла, отец давно этим занимается. Конечно, сильно волнуются и переживают, особенно зимой: если какая-то поломка или неисправность, то вероятность насмерть замерзнуть большая, такое часто происходит у дальнобойщиков.
Нестандартных ситуаций на самом деле бывает много. Одна из самых ярких, что сразу приходит на ум: прошлым летом я поехал в рейс, и в Шимановском районе меня обогнал черный автомобиль, весь тонированный, пытался остановить. Резко двигался, прям прижимал. Но я не стал останавливаться, у меня полная машина товара, мало ли, вдруг это рэкет. Поэтому проехал дальше и сразу позвонил в полицию. Увидев, что я на телефоне, они остановились и больше за мной не ехали. А в новостях позже я увидел, что они в кювет улетели. Ну и мне потом мужики рассказали в кафе, что они и других так пытались остановить.
Из нестандартных случаев: в 20-х числах отправился в рейс, и у меня сломался автомобиль, приводной ремень взорвался. Ну и дальше продолжать рейс было невозможно, а ремонт делать явно не пять минут. Я остановился у обочины дороги, включил аварийную сигнализацию, начал ремонтироваться, а был уже час ночи. И многие дальнобойщики, видя, что я ремонтируюсь, а уже начались морозы, предлагали свою помощь. Кто-то предлагал запчасти или ключи, делились теплым чаем, светили фонариком, давали какие-то советы. Никто не оставлял меня одного на трассе, хотя я говорил мужикам ехать дальше. Они до последнего стояли. И пока мы вместе не завелись, они оставались со мной. Дальнобойщики совсем не равнодушные люди.
Я всегда знаю, что везу, совершенно незнакомые товары не вожу. Если какие-то новые коммерсанты, с которыми мы начинаем работать, то все проверяю. За этим строго следят, возможен обыск машины, нужна вся документация. Машину стараюсь грузить сам. Так я точно понимаю, что у меня равномерная загрузка по сторонам и резина не будет сжигаться. Но это уже такая заморочка самих дальнобойщиков, чтобы машина на дороге ровно стояла. Ночую, как правило, в машине. У нас автомобиль оборудован спальным местом, мы с отцом себе поставили автономную печку. И даже зимой мы останавливаемся, включаем печку и ложимся отдыхать прямо в машине. Здесь у нас очень уютно: подушка есть, матрас, спальник. Удобно отдыхать, не переплачиваем за ночлег и следим за своей машиной и товаром в ней.
В дороге без перерывов я провожу 6-7 часов, в машине у нас стоит тахограф, которые отслеживает часы работы. В него вставляется ваша личная карточка водителя, вы вводите пин-код, и с момента движения до остановки он считает ваше время за рулем. И когда вы преодолели отметку в 7-8 часов, то меняется режим, и он говорит, что вам надо остановиться и отдохнуть. Ну а если не выполнить эти требования, то, вероятно, вас остановят на транспортном посту, проверят распечатку, и вы получите штраф за работу сверх нормы. Поэтому еду, отдыхаю. И заодно секрет о борьбе со сном. Еще в автошколе преподаватель дал совет, что, если хочется спать, надо остановиться, буквально на 20-30 минут, чтобы отдохнуть, поспать, и после этого вы вновь проснетесь бодрым. Кратковременный сон очень бодрит, особенно если вы заранее выпьете чашку кофе, поспите 30 минут, и это поможет. Я сам этим пользуюсь, и мне это очень помогает.
В дороге не знаю, сколько провожу времени, не считаю дни, часы. У дальнобойщиков это считается плохой приметой, точнее, вопрос: через сколько примерно приедешь домой. Потому что если вы скажете, к примеру, что приедете через три часа, то обязательно вернетесь часов через восемь, что-нибудь да случится в дороге.
Дороги на Дальнем Востоке разные на самом деле. Федеральная трасса Москва – Владивосток достаточно хорошая. Есть, конечно, участки, где много ям, но с каждым годом таких становится все меньше. В сторону Читы достаточно хорошая дорога, но мосты не очень в хорошем состоянии. Был случай в том году: не доезжая 15 километров до Сиваков, был паводок как раз, подъезжаю, а мост смывает абсолютно, проезда никакого не было. И я понимаю, что я застрял, проезда нет. Но дорожные службы того района очень быстро сработали и часа через 2-3 пригнали машины, быстро все отсыпали и дали дальнобойщикам проехать. И эта отсыпка еще полгода где-то простояла, и сейчас ведется возведение нового моста, а для водителей сделали объезд. Но таких случаев единицы.
Что должен уметь дальнобойщик? Он должен быть внимательным и разбираться в машинах. Из этого вытекает знание физики, хотя бы той, которой учат в школе. Поломаетесь в дороге и, если вовремя не починитесь, можно умереть. Все грузовики на дизельном топливе. И пока вы будете чинить или ждать помощь, то дизель в минус 50 или даже в минус 40 замерзнет. Зимний он или летний, чтобы в него ни добавляли, он затвердеет, машина просто не заведется. Ну и естественно, нужен профессионализм вождения и нужно любить свое дело. Свою профессию я действительно люблю, но после университета, скорее всего, этим заниматься не буду.
Работая дальнобойщиком, ты очень сильно увеличиваешь круг общения. Все общаются, знакомятся, дружат, и это действительно такие люди, которые хотят общаться. Не будет такого, что, если понадобится помощь, тебя пошлют. Дальнобойщики крутые и добрые люди. За что не люблю? Да за все люблю, хотя вот не люблю работать суровой зимой (смеется), когда едешь в сторону севера. Какая бы машина ни была, все равно вы будете подмерзать, особенно если дует ветер. Ну и не люблю за то, что долго отсутствуешь и пропускаешь важные события. Например, вот уже три года в день рождения мамы я нахожусь в рейсе и пропускаю такой важный праздник.
Семён Кириленко
Семён работает дальнобойщиком с 2007 года. За это время он сменил не одну компанию, работал как сам, так и с напарником. А изначально по профессии он повар-кондитер.
— Свои права я получил в 2006 году, а именно дальнобойщиком стал в 2007-м. Вообще, думал, что буду работать в городе на самосвале, а тут как-то затянуло. Начинал на маленьких автомобилях, а с 2012 стал работать с прицепами. Изначально переехал из Благовещенска в Ярославль, ездил там. Скажу, что там тоже не все гладко. Проработал в одной организации на самосвале, они меня обманули, не выплатили деньги. Тогда я решил устроился в крупную транспортную компанию.
В Благовещенск вернулся, когда в 2012 году познакомился с будущей супругой. Впоследствии в той большой транспортной компании, на западе России, становилось все хуже, а здесь была любимая, поэтому уволился и вернулся в Благовещенск.
Сейчас езжу больше по Дальнему Востоку, но иногда и дальше. Куда отправят, туда и поедем, у меня никаких ограничений нет. Каждый рейс он особенный, нет одинаковых. Часто, конечно, случаются нестандартные ситуации, поломки, какие-то ошибки, все бывает в нашей профессии.
Перед тем как отправиться в дорогу, я получаю документы и всегда знаю, что везу, вес и так далее. Все это очень строго, нас же могут остановить люди в погонах и все проверить.
Ночевать же стараюсь на проверенных стоянках, чаще всего на охраняемых. Это для безопасности не только себя, но и вверенных мне автомобиля и груза.
На Дальнем Востоке езжу один, без напарника, хотя, когда работал в крупной компании на западе страны, там у меня был напарник. Для меня это намного тяжелее, чем ехать одному. Подобрать двух людей, которым будет вместе комфортно, сложно.
Например, ехать из Москвы в Хабаровск 8 дней. Понимаете, да, что вы все это время проводите с каким-то человеком, который может быть вам неприятен. Когда едешь один, то сам себя контролируешь, находишься наедине с собой.
С усталостью за рулем лучше никак не бороться. Если клонит в сон, то лучше встать на стоянку, отдохнуть и потом ехать дальше. Конечно, бывают ситуации, когда выбиваешься из графика, например, из-за погодных условий. Но я думаю, каждый работодатель, логист и диспетчер поймет водителя, который устал и нужно немного отдохнуть. Один час, да даже 30 минут спасут от серьезных проблем: к сожалению, за рулем часто засыпают.
По поводу дорог… Ну, всем нам хочется лучшего, большего. Проехав по всей России, считаю, что федеральная трасса, именно в Амурской области, самая лучшая, на мой взгляд. Это если не считать платных дорог. Там, конечно, другой уровень.
С собой всегда у меня теплые вещи, если это зима. Плитка, газ, минимальный набор инструментов. Неважно, на каком автомобиле работаешь, бывают случаи, когда что-то может выйти из строя, сломаться. С собой, конечно же, и набор продуктов, в основном это консервы.
Семья привыкла уже к моей работе. Мы с супругой познакомились, когда я уже был в этой профессии. И честно, это очень сильно затягивает. 10 лет мы живем вместе, у нас четверо детей. Когда работаешь, всегда думаешь о том, чтобы побыстрее вернуться домой, к семье. Возвращаюсь домой и, побыв немного, мне хочется в дорогу. Не потому, что чего-то не хватает дома, а просто такой образ жизни – в дороге.
Любой дальнобойщик должен иметь железный характер, физическое развитие – я бы так охарактеризовал.
Все мы любим свою профессию, и вообще, на работу нужно идти с улыбкой. Мне нравится моя за разнообразие, нет монотонности, в нашей профессии постоянно новые знакомства, много общения. Каждый рейс – уникальный. За счет работы очень много друзей по всей России, мы всегда приходим друг другу на выручку.