Советский Союз не был пионером в постройке грузовиков со спальным местом или зоной отдыха, но и не выглядел белой вороной.
Северный вариант кабины МАЗ-5335: с дополнительным утеплением и двойным остеклением.
Выпуск коммерческого автотранспорта с «дальнобойными» кабинами в Советском Союзе начался во второй половине ХХ века. Первые опытные образцы со штатным спальным местом конструкторы создали в конце 50‑х. Достаточно вспомнить «Колхиды»: бортовой грузовик КАЗ-605 и седельный тягач КАЗ-606, попавшие в серию в 1961 году.
Спальную кабину «Колхиды» кутаисского автозавода ставили как на серийные, так и на опытные образцы советских грузовиков.
Ну а первым советским магистральным тягачом со спальным местом в кабине стал МАЗ-500, вставший на конвейер в марте 1965‑го. По компоновке, габаритам и дизайну белорусская кабина была похожа на кабину немецкого крупнотоннажника Mercedes-Benz LP, который находился в производстве с 1963 по 1984 годы.
Независимо от модификации, все исполнения кабин 500‑го семейства шли с нижней спальной полкой.
Правда, специфика перевозок и технологии тогдашнего времени не позволяли производить более просторные варианты, хотя потребность в них на межрегиональных и международных перевозках была велика. Позднее на базе тягача МАЗ в качестве эксперимента был создан вариант кабины с накрышным спальником.
Палочкой-выручалочкой для транспортников СССР стали дебютант 1976 года седельный тягач КамАЗ-5410 (6х4) и вышедший в 1978‑м КамАЗ-53212 (6х4). Спальник там был чересчур скромным, но это лучше, чем ничего!
Прошло 10 лет, и настоящий фурор произвел модульный грузовик МАЗ-2000 «Перестройка» с двумя спальными местами. Жаль, но в серию он так и не пошел…
Гордость белорусского автопрома — концептуальный МАЗ-2000 «Перестройка» с местами для отдыха двух дальнобойщиков — дебютировал в 1988 году.
В постперестроечные годы также появлялось много разновидностей спальников для отечественных грузовиков, которые изготавливались как кустарно, так и небольшими компаниями: закабинные и накрышные. Причем ставились они на широкий спектр моделей - от ЗИЛов до ГАЗелей.
Российские кулибины нередко мастерят спальники путем кустарного удлинения заводской кабины, устанавливая за спинками кресел деревянный лежак с пружинным матрасом.
Самодельный ЗИЛ-43318ГЯ (6х4) со спальной кабиной стилизован под американский «седельник».
Думали как улучшить быт водителей грузовиков и в Беларуси. В 2011 году Минский автозавод создал экспериментальный капотный магистральный тягач МАЗ-6440РА с богато оснащенной кабиной, правда, он так и не стал серийным.
В 2011 году Минский автозавод создал капотный магистральный тягач МАЗ-6440РА (6х4) с богато оснащенной кабиной для международных и межрегиональных перевозок. Вишневый — тягач первой модификации, голубой — второй.
Современный российский автопром предлагает как заводские решения, так и весьма эргономичные спальники от частых компаний, которые поставили переделку серийных машин на поток.
Обитаемый модуль на раме за кабиной «Урала» получил в народе несколько прозвищ: «сундук», «чемодан», «тещина комната».
Широкое распространение в современной России получили армированные железом стеклопластиковые кабинные модули, имплантируемые в конструкцию мало- и среднетоннажных автомобилей.
Крупнейший российский производитель грузовиков КамАЗ еще в 2019 году представил проект магистрального тягача «Континент» с кабиной повышенной комфортности. Она создана Роберто Пьятти, директором дизайн-ателье Torino Design. Внутри трансформируемого пространства есть душевая кабина, умывальник, мини-кухня, туалетный блок, беговая дорожка.
Казалось бы: трудно представить, что еще можно придумать в плане организации зоны отдыха дальнобойщиков в кабинах современных грузовиков?! Однако оптимисты уверяют: не спешите ставить в этом вопросе точку — последнее слово специалистов еще не сказано.