Трасса А-360 «Лена» проходит по двум регионам Дальневосточного федерального округа — Республике Саха (Якутия) и Амурская область — через города Тында, Нерюнгри и Алдан.
Дорога выступает важной транспортной артерией: по ней осуществляются перевозки промышленных грузов от Транссибирской железнодорожной магистрали и Байкало-Амурской магистрали в Якутию. Сегодня часть дороги - гравийная. На протяжении нескольких лет дорожники асфальтируют трассу, устраняя щебеночно-гравийные разрывы. В минувшем году общий объем работ, выполненный Росавтодором на дороге А-360 «Лена» составил 140 км. Более 60 км автодороги перевели в асфальтобетон. Подробнее - в материале «ДорИнфо», который завершает серию публикаций о работах на федеральных трассах в минувшем году и планах на 2023 год.
Масштабная реконструкция в Амурской области
В минувшем году под Тындой завершили реконструкцию участка трассы со 165-го по 172-й км. Главной задачей было спрямить участок для обеспечения безопасного проезда. Для этого на первых трех километрах устроили новую двухполосную дорогу, а оставшиеся четыре километра существующей дороги расширили до четырех полос движения. Об этом сообщили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Лена».
Спрямление участка было необходимо для увеличения дальности обзора дороги и улучшения ее видимости в целом. На примыканиях организовали переходно-скоростные полосы общей протяженностью 650 метров, устроили 11 автобусных остановок и столько же светофоров на пересечениях с улицами города, а также на пешеходных переходах.
Для предотвращения лобовых столкновений специалисты смонтировали осевое барьерное ограждение на четырехполосном участке трассы А-360. Работы велись в сложных геологических условиях. Так, на двухполосном участке необходимо было буровзрывным способом сделать выемку, разработав более 1,5 млн кубометров грунта. Поскольку дорога проходит рядом с Тындой и БАМом, строителям пришлось тщательно подходить к организации и планированию данных работ: точные расчеты и установка специальных защитных щитов позволили осуществить задуманное в условиях городской застройки.
Еще один объект, который сдали в 2022 году, - участок дороги с 258-го по 268-й км на территории Амурской области, который в ходе ремонта стал асфальтобетонным. Перед укладкой твердого покрытия основание трассы укрепили щебнем. Также в рамках работ отремонтировали стоянку для транзитного транспорта и четыре водопропускные трубы.
Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ ДСД «Дальний Восток», в минувшем году шли работы по реконструкции участка с 38-го по 58-й км, в текущем сезоне их продолжат.
«Реконструкцией участка автомобильной дороги предусмотрен обход населенного пункта Соловьевск, что позволит существенно разгрузить улицы населенного пункта, уменьшить негативное воздействие транзитного транспорта на поселок и его жителей»,
— отметили в пресс-службе ФКУ.
Проектом предусмотрен не только перевод трассы из четвертой в третью категорию с асфальтобетонным покрытием и двумя полосами движения, но и возведение четырех мостов общей длиной 247 метров, укладка 24 водопропускных труб. Одну из переправ построят через реку Крутые Инагли: на данный момент его готовность оценивается в 70 %.
Для обеспечения более комфортного проезда специалисты спрямят автодорогу, начиная с 28-го км. По новому направлению - в обход Соловьевска - пройдет около 4 км. Таким образом протяженность отрезка сократится до 18 км. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2024 год.
Якутия
Как рассказали в пресс-службе ФКУ Упрдор «Лена» на территории республики в рамках ремонта устранили гравийно-щебеночные разрывы на участках автодороги «Лена» с 569-го по 576-й км и с 803-го по 807-й км.
В ходе капитального ремонта твердое покрытие устроили еще на пяти отрезках в границах Якутии. На каждом из них уложили трехслойное асфальтобетонное покрытие толщиной 22 см, усилив основание трассы щебеночно-песчаной смесью. На пяти объектах обновили семь водопропускных труб и уложили еще 16 новых.
Кроме того, в минувшем сезоне капитально отремонтировали два участках с твердым покрытием (с 718-го по 747-й км): здесь уложили два слоя асфальтобетона. А на 737-м км оборудовали стоянку для транзитного транспорта с возможностью единовременного размещения до десяти большегрузных автомобилей, а также площадку для отдыха водителей.
По информации пресс-службы ФКУ ДСД «Дальний Восток», в минувшем году также шли работы по реконструкции на участке с 752-го по 780-й км и на мосту через реку Амга на 825-м км дороги. Оба объекта планируют ввести в эксплуатацию с опережением сроков - в этом году.
На реконструируемых участках специалистам предстоит выполнить работы по строительству мостовых сооружений, устроить дорожную одежду, провести мероприятия по обустройству, нанести разметку. На переправе через Амгу устроят опоры и отсыпят земляное полотно на подходах.
«По текущим объектам реконструкции для повышения безопасности планируется увеличение радиусов кривых в плане, приведение продольных уклонов автомобильной дороги к нормативным значениям, в результате чего увеличится видимость автомобилей. Капитальный тип покрытия на автомобильных дорогах позволит убрать пыль, что опять же способствует увеличению видимости и улучшению экологической обстановки»,
— добавили в пресс-службе ФКУ ДСД «Дальний Восток».
Стоит отметить, что в минувшем году еще три участка федеральной трассы «Лена» в Якутии общей протяженностью 46 км защитили слоями износа.
Добавим, в планах Росавтодора сделать всю федеральную трассу А-360 «Лена» асфальтобетонной в ближайшие несколько лет. В феврале этого года ход реконструкции на участках автодороги проинспектировал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Самарьянов. До конца 2024 года предстоит уложить асфальтовое покрытие еще на 18 км трассы.