Покупка оператором FESCO судов на 20 млрд ускорит восстановление грузооборота петербургского порта, рухнувшего из-за санкций.
Российская транспортная группа FESCO купила в Китае 6 новых океанских контейнеровозов на общую сумму ₽19,6 млрд, вместимостью 2,5 тыс. TEU каждый, и 2 контейнеровоза меньшей вместимости, сообщил совладелец и председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов на выставке TransRussia. Новые суда будут работать на океанских линиях между портами Китая и Петербургом.
Это еще один шаг по развитию новых линий, позволяющих постепенно восстанавливать в Большом порту Санкт-Петербург рухнувший из-за санкций оборот наиболее выгодных, контейнерных, грузов.
В Петербург через Суэцкий канал
Первый контейнеровоз Kapitan Shchetinina (под флагом Либерии) принят в состав флота FESCO в начале марта. Сейчас на китайской верфи достраивается еще пять судов из этой линейки. Все они приобретены за счет собственных средств группы, каждое судно стоит более $40 млн, сказал бизнесмен, то есть на всю партию контейнеровозов FESCO потратит не менее $240 млн (около 19,6 млрд руб.). Кроме шести океанских судов, группа купила в апреле на вторичном рынке еще два менее вместительных контейнеровоза — FESCO Ekaterina (1049 TEU) и «ФЕСКО Анастасия» (704 TEU).
Новые суда будут работать на океанских линиях (маршруты Deep Sea) из Санкт-Петербурга, отмечает Северилов. В середине марта FESCO сообщила о запуске прямого морского сервиса из портов Китая в Санкт-Петербург через Суэцкий канал без перегрузки в портах Европы. Основу его грузопотока формируют товары народного потребления, продукция предприятий лесопромышленного, химического комплекса и металлургической промышленности.
«До конца этого года на маршрут Deep Sea всего будет поставлено пять или шесть [новых] судов. <...> Экономика линии достаточно хорошая, поэтому мы ожидаем, что большой объем груза из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Центральную Россию перейдет на наши Deep Sea маршруты», — утверждает Северилов.
Также, по его словам, компания рассматривает возможность формирования собственного флота на Каспии, видимо, для обслуживания нового мультимодального транспортного коридора «Север-Юг», который тоже замыкается на Санкт-Петербург. «Активно включаемся в работу по направлению север — юг», — сообщил Северилов.
Бум новых линий
Активность FESCO обусловлена острой нехваткой контейнеровозов для перевозки грузов через порты Северо-Запада России, где дефицит — наибольший среди всех портов России, как признали в беседе с РБК президент «Трансконтейнера» Виталий Евдокименко и гендиректор GlobalPorts Альберт Лихолет. При этом экономически оказалось весьма логично возить грузы в порты Северо-Запада, в том числе в Большой морской порт Санкт-Петербург (БМПСПб), даже из отдаленных портов Китая и Латинской Америки. Это обстоятельство стимулировало целый ряд попыток, предпринятых в последнее время, по открытию новых морских линий в БМПСПб.
Помимо FESCO, с середины марта китайская транспортная компания Hainan Yangpu Newnew Shipping (группа Torgmoll) наладила регулярные перевозки пятью контейнеровозами (2,5 тыс. TEU каждый) между «Первым контейнерным терминалом» БМПСПб, контролируемым группой «Дело», и китайскими портами Циндао, Шанхай и Гуанчжоу. Запустила свой сервис на Санкт-Петербург и компания OVP Shipping. Недавно к ней присоединилась в качестве партнера компания Safetrans (принадлежит сингапурской Transfar Shipping). Сервис предлагает заходы в порты Циндао, Шанхай, Нинбо, Наньша, Порт-Келанг, Танжер-Мед, Санкт-Петербург.
Оператор международных контейнерных линий «Транзит» сообщил порталу InfraNews о запуске прямого морского контейнерного сервиса из Китая в Санкт-Петербург по маршруту Шанхай — Нинбо — Сямынь — Наньша — терминал КТСП (входит в Первую Портовую Компанию) в БМПСПб. Кроме того, на северо–западное направление также встали суда дубайской Mountain Air Shipping (совместный сервис с российской группой «Дело») и другие операторы.
Энергично, но мало грузов
Между тем, новые линии весьма маломощные. Так, на целом ряде линий работает по одному контейнеровозу: у компании Safetrans — контейнеровоз SFT Turkey (4,3 тыс. TEU), у «Транзита» — контейнеровоз XIN LONG YUN 86 (вместимостью 2169 TEU), а на сервисе группы «Дело» грузы из турецкого порта Амбарли (Кумпорт) возит и вовсе небольшое судно SASCO ANIVA вместимостью 707 TEU. Оператор Hainan Yangpu Newnew Shipping возит грузы раз в две недели, партнерство Safetrans и OVP предполагает увеличить частоту сервиса пока только до еженедельного, и т.д.
Объем перевозимых новыми линиями грузов не сравним с контейнерным грузопотоком БМПСПб до начала СВО на Украине. Так, по оценкам InfraNews и SeaLogic, к концу февраля 2023 года среднемесячная вместимость судов на сервисах в порту Санкт–Петербург увеличилась до 40 тыс. TEU. В первом же квартале 2022 года, включавшем март, первый «санкционный» месяц, среднемесячный показатель был в 3,5 раза выше — 146 тыс. TEU.
Еще один путь в Россию
Как ранее прогнозировал член Правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрий Ковалев, восстановление контейнерных перевозок в БМПСПб начинается с единичных судозаходов и открытия небольших линий. К тому же, и сами суда большими быть не могут: довольно мелководный БМПСПб не способен принимать океанские лайнеры большой грузоподъемностью — в сегменте контейнеровозов верхний предел для заходов в Петербург составляет, по мнению эксперта, порядка 5-6 тыс. TEU. Кроме того, БМПСПб, в силу своего географического расположения, «тупиковый» порт, транзитным он быть не может. Сюда могут приходить только грузы, предназначенные для России, считает Ковалев. По этой причине собрать даже 3 тыс. контейнеров для одного судна — непросто.
Ограничивает рост контейнерных перевозок в БМПСПб и значительно выросшая за год себестоимость транспортировки. Сейчас, по данным Юрия Ковалева, стоимость прямой перевозки морскими судами из Китая одного контейнера в БМПСПб составляет около 7 тыс. долларов, тогда как в перевозка в страны Балтии, с перегрузкой в Европе (в портах Гамбурга, Роттердама, Антверпена или Бремерхафена) с морских лайнеров на фидерные суда обходится в 2,5 тыс. долларов.
Тем не менее, Юрий Ковалев подтверждает тенденцию наращивания контейнерного грузооборота в петербургском порту. «Тенденция ожидаемая. Переполнение портов Владивосток, Находка и Новороссийск вынуждает открывать еще один путь в Россию. И петербургский порт с его развитой инфраструктурой в этом контексте выглядит вполне эффективным дополнением», — говорит эксперт.
Значительную долю роста контейнерооборота БМПСПб сейчас занимает и каботаж с Калининградом, которому страны Балтии закрыли сухопутные поставки. «За пару лет БМПСПб имеет шанс восстановить прежний контейнерный грузооборот — при стечении благоприятных обстоятельств, таких как рост внешней торговли, отсутствие новых санкций, блокирующих судозаходы и так далее», — считает Юрий Ковалев.