← Автомобильные грузоперевозки

«Заработал, сходил в «Корону» – надо снова ехать зарабатывать». Бобруйский дальнобойщик о работе и заработке

https://bobruisk.ru/

Как работает и сколько зарабатывает представитель одной из самых популярных профессий – дальнобойщик.

Егору Уварову 39 лет, по образованию и первой специальности он хореограф, работал во Дворце искусств, последняя должность – художественный руководитель образцовой хореографической студии «Бобрёнок». Но хореография семью не кормит. Попробовал что-нибудь ещё, но быстро переквалифицировался в водители-экспедиторы большегрузных автомобилей – по-простому, в дальнобойщики.

И уже пятый год за рулём фуры возит грузы по Европе. На днях вернулся из рейса после очередных двух месяцев вдали от дома. Теперешний маршрут описывает так: «Север Европы: Бельгия, Нидерланды, пол-Германии и Мадрид». Смеется: «Мадрид для меня уже тоже север, юга это Барселона, Валенсия». Работает на литовскую транспортную фирму, а та совместно с австрийской и другими экспедиторскими (экспедиторы ищут заказы), ездит в основном в Испанию – такая досталась линия. Из Испании можно дальше по Европе – и опять в нее. Пригодился слегка выученный в школе испанский.

Егор Уваров в бытность хореографом, 2010 г.

Рабочий график – 8 недель рейсов (изредка бывает 6) и 4 недели отпуска. Фирмой Егор доволен – не обманывают, договориться со сроками можно, в отличие от многих других. Раньше, говорит, со многими фирмами бывали проблемы, даже одалживали деньги чтоб домой добраться – а эта всегда в порядке. На свою смену в Литву и потом домой беларусы добираются самостоятельно – все скидываются на машину и едут через границу на правах обычной легковушки, дорога обходится примерно в 40 евро. Туда, говорит Егор, ещё нормально – а обратно совсем наоборот, в этот раз 12 часов простояли. Транспортные фирмы в основном меняют свои вахты по выходным – поэтому в понедельник на въезд в Беларусь куча народу.

– Дальнобоям вообще «весело», – говорит Егор. – Сейчас вот спросили у одного «холодильника», сколько ждет, а он такой спокойно: «Да у меня скоропорт, так я недолго стою, четыре дня».

А добираться на работу, как обычно, не в рабочее ж время, а в своё выходное. Так что от 4-х недель отпуска остаётся три:

– Отпуск начинается с 00:00 понедельника, когда еще пересекаешь границу Польши с Литвой. Днем сдаешь отчеты – отпуск идет. Домой добрался во вторник утром – день уже прошел. И чтоб успеть нормально на работу, надо из дома выезжать в четверг.

(Поделиться своими фотографиями с поездок Егор не может – раньше скидывал родным только по Вайберу, уже всё пропало, новых не снял)

Все наслышаны про баснословные – по нашим меркам – заработки дальнобойщиков. Слегка эту поголоску развенчаем. Официальная зарплата Егора – 640 евро. Он не стажер, и остальная часть не в конверте – это действительно такая зарплата. Легальные возможности ее увеличить – получить разрешение на перевозку опасных грузов, выучить иностранный язык. Но вдобавок к зарплате дают командировочные, оплачиваются все дни, даже законные выходные. И вот уже в сумме со всеми надбавками получается 70 евро в день – в Европе эти "евро в сутки" и называют зарплатой, например, когда принимают на работу. 300 евро дают авансом в дорогу, остальное по возвращении, поэтому что-то надо брать с собой из своих. Водителям автовозов – за сложность, «бочек» с химикатами – за опасность – получится и 110 евро в сутки. Неплохо – но все расходы на себя (например, питание, связь) в рейсе из этих денег.

– Можно все проесть-прогулять, можно сэкономить. От того, насколько вкусно и разнообразно питаешься, зависит, сколько привезешь домой. Можно наслаждаться сервелатом за 20 евро, а можно подкрепиться сосисками за 2. Я тут где-то по серединке – ем, но не увлекаюсь.

Серьёзные фирмы оплачивают работникам гостиницу (мотель) на выходные – по нормам водитель-международник должен не реже раза в две недели отдыхать 45 часов вне кабины. В остальное время можно спать, не выходя – машины, как у Егора (обычные современные фуры, не автовозы) оборудованы вполне удобным спальным местом.

Бывает, менеджеры фирмы просят сэкономить и не идти в гостиницу. Но лишнего не сэкономишь.

– За каждым вздохом в кабине следит тахограф. Потом полиция остановит (а она остановит), показания проверит – а чего это Вы тут делаете? Штраф. Хотя с недавних пор для дачи показаний могут и не останавливать – просто едут рядом и сигнал тахографа считывают. Так что и спать и есть приходится в мотеле. Правда, чаще не денег жалко, а как раз таки спать хочется – в кабине на стоянке было б тише, чем в комнате с тремя храпящими, через стенку с гуляющими.

Помыться, рассказывает Егор, можно на заправках или бесплатно (во Франции вдалеке от Парижа), или за 3 евро (в Германии). Постираться – 5 евро. В тазике – бесплатно.

Еще расходы – на топливо. Оно за счет фирмы, но многие работодатели платят бонусы за грамотную езду, в том числе за экономию топлива (50 центов за сэкономленный литр). И забирают за перерасход (уже по 1 евро за литр). Полного бака Егору обычно хватает доехать до Германии и вернуться в Испанию. А в Испании солярка самая дешевая, да и продукты тоже, так что заправляться во всех смыслах лучше там, под завязку. Правда, случаются и непредвиденные, но на практике уже вполне ожидаемые расходы:

– Начали по жесткому солярку «тырить». По ночам, пока водитель в мотеле, выкачивают из бака, сколько успеют. Да, прямо на стоянке – охрана не всегда помогает, а иногда ее и нет, охраняемых паркингов мало. Утром встаешь и смотришь: на месте ли колеса, совались ли в бак, не сломали ль горловину. Могут «смайлики» оставить – прорези в тенте, чтоб посмотреть, что везу. Ну, у меня в этот раз скучно было, рельсы, а вот когда 25 тонн вина везёшь – не до улыбок… Но в этот раз солярки слили литров 200. Хорошо, у меня сэкономленных столько ж было, так в минус не ушел. А у коллеги слили тонну – и ему было печально, такие потери компенсирует водитель.

– А на границе Италии в сторону Франции – добавляет Егор, – можно получить дополнительный груз. Эмигрантов. Было раз – залезли ко мне в прицеп. А он пустой был, так они впятером сидят и прятаться не думают. А соседу-румыну между его ящиков человек двадцать набилось. Если словят с таким грузом – будет куча проблем и хорошо если только штрафов, попробуй докажи что не специально везёшь.

С началом войны экономика и в Европе несколько просела, цены растут, заказов на перевозки меньше – некоторые фирмы, по словам Егора, стали уменьшать зарплаты водителям. К счастью, его фирма пока держится.

Егор и Татьяна. Фото из семейного архива

Подсуммируем доходы с расходами.

Расходы на семью из трёх человек (когда Егор дома), доход только его – зарплату жены в музыкальной школе на этом фоне можно не считать.

– Одно дело, когда мы с мелкой одни, – поделилась с нами его жена Татьяна, – другое, когда Егор дома. Хочется повкуснее что то приготовить, чем-то порадовать. Он же месяцами в будке железной на полуфабрикатах. Плюс квартира – ремонт еще делать и делать. Собираем по чуть-чуть, по зёрнышку. Но если б он не ездил, вообще б ничего не было. Ни ремонта, ни квартиры.

Доход:

Оклад + все надбавки = 2200-2300 евро в месяц. При работе два месяца через один получается за год в среднем 1500 евро в месяц.

Расход:

Добраться до работы и назад – 80 евро

Питание + бытовые нужды в рейсе – примерно 350 евро в месяц.

Артем Лукьянович