Логистические компании обратились в Минтранс РФ с предложением снизить стоимость спецразрешений в период весенних ограничений на проезд в регионы.
С марта по май большинство перевозчиков вынуждены объезжать региональные трассы, из-за чего время перевозки увеличивается на 1-5 часов в зависимости от направления. Если трассу объехать нельзя или срок доставки — в приоритете, компании вынуждены оформлять спецразрешение. Цена пропуска может доходить до 280 тыс. в месяц, себестоимость перевозки может увеличиться в среднем на 23%, сообщили компании ПЭК, ГЛТ, Dentro, цифровая платформа Monopoly.Online.
Так называемая весенняя просушка вводится в России ежегодно, а нужна она для того, чтобы предотвратить разрушение региональных дорог грузовиками. Ограничения на федеральных трассах Минтранс РФ отменил еще в 2018 г. из-за улучшения их нормативного состояния. В период резкого изменения температуры в большую сторону автотрассы особенно восприимчивы к нагрузкам, а значит, дорожное полотно может повредиться из-за проезда большегрузов.
Каждый регион самостоятельно устанавливает период просушки и максимальную нагрузку на ось. Например, в республике Алтай допустимая осевая нагрузка составляет пять тонн для одиночной, четыре тонны для двухосной и три тонны для трехосных тележек, в Архангельской области — три с половиной тонны вне зависимости от количества осей грузовика.
Ограничения не распространяются на перевозку пищевых продуктов, товаров первой необходимости, лекарств. Согласно приказу Минтранса, при перевозке крупногабаритных и проектных грузов разрешения выдаются только на те из них, которые нельзя разделить на части без потери потребительских свойств.
Оформить электронный пропуск можно на сайте Росдормониторинга или на региональном портале Госуслуг. В заявлении необходимо указать весогабаритные характеристики ТС, включая количество сцепок, информацию о грузе, данные о маршруте и другие параметры.
Заявка оформляется за пять дней до перевозки, соответственно, компания должна уже знать, какой грузовик и по какому маршруту поедет.
Если маршрут изменился, оперативно скорректировать электронный пропуск не получится, — отметил заместитель директора ПЭК, руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадим Филатов.
При возникновении нештатных ситуаций добиться обратной связи от Росдормониторинга и региональных ведомств сложно, приходится ждать несколько рабочих дней, сказала коммерческий директор Dentro Альбина Дронова.
Стоимость пропуска может доходить до 280 тыс. руб. в месяц и зависит от протяженности и направления маршрута. Это, по словам логистов, увеличивает себестоимость перевозки при проезде по региональным трассам на 23%.
Например, если масса ТС с грузом составляет 34,2 тонны, а максимальная скорость — 59 км/ч, то стоимость проезда по маршруту протяженностью 800 км из Новосибирской области в северную часть Красноярского края за одну поездку составит 16,6 тыс. руб., за 17 поездок — 281 тыс. руб.
Расходы на оформление пропуска перевозчики вынуждены закладывать в конечный тариф для клиента, поделились в компаниях ГЛТ и Dentro.
ТС можно загружать на максимально допустимый для беспрепятственного проезда вес, эффективно используя навыки распределения груза по осям. Поскольку при правильном расположении груз может вполне пройти по ограничениям в регионе, а при неправильном — показать превышение в несколько тонн, — пояснил руководитель инструкторского отдела платформы цифровой логистики Monopoly Online Андрей Дьяволов.
Но тогда в некоторые регионы можно доставлять грузы только малотоннажным транспортом, подчеркнул Вадим Филатов. Например, в Хабаровске, Новосибирске и Благовещенске допустимая нагрузка составляет три тонны на ось — это меньше, чем весит пустой седельный тягач с прицепом средней грузоподъемности.
Если стоимость доставки — в приоритете, то перевозчики вынуждены объезжать региональные трассы по федеральным. В этом случае пробег может увеличиться на 20-200 км в зависимости от направления.
Так, из Ростова-на-Дону в Ставрополь по региональной трассе грузовик проедет 340 км, по федеральной — 410 км. Из города Мурома во Владимирской области в Ростов-на-Дону фура пройдет 1,2 тыс. км, по федеральной — 1,4 тыс. км, по данным ГЛТ. При объезде региональных трасс срок доставки увеличивается на 1-5 часов в зависимости от направления. Вслед за этим растут расходы перевозчиков на топливо и зарплату водителей, отметили логисты.
Перевозчики предлагают рассмотреть вопрос о проработке единой методики расчета платы за использование автомобильных дорог регионального и муниципального значения. Если более половины дорог в регионе приведены в нормативное состояние, бизнес просит снизить плату за проезд в период весенних ограничений.
Как сообщает Минтранс, по итогам 2022 г. в России отремонтировано 16,8 тыс. км трасс. На ремонт региональных и местных дорог было направлено 420 млрд. руб. Уже сейчас в России нормативному состоянию соответствует каждая вторая дорога регионального и межмуниципального значения, хотя в соответствии с графиком нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», к таким показателям должны были прийти только в 2024 г.
Необходимо внедрить механизм, который позволит отслеживать состояние региональных дорог, считает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Например, в Финляндии на дорогах установлены датчики, которые помогают проанализировать, как смена погодных условий влияет на асфальтовое покрытие. Соответственно, ведомства страны в режиме реального времени узнают, какие маршруты необходимо просушить.
Российские компании предлагают расширить возможности портала ФГКУ Росдормониторинг. Перевозчики просят предоставить им в электронном виде информацию об условиях получения спецразрешений, включая обоснования, согласно которым регионы определяют ограничения по нагрузке на ось и стоимость пропуска.
Срок рассмотрения заявки на получение спецразрешения стоит сократить с пяти до одного дня, считают логисты. Если в пропуске отказано, то необходимо, чтобы перевозчик в течение трех часов получил обратную связь и мог оперативно внести изменения в документ.
В перевозках нештатные ситуации — не редкость. Например, меняется маршрут, транспортное средство вынужденно отправляется на ремонт. Именно поэтому важно предусмотреть механизм, который позволит оперативно скорректировать электронный пропуск. Ведомства смогут отслеживать актуальные данные о параметрах перевозки в режиме реального времени, — добавил Вадим Филатов.
На портале также необходимо запустить единый механизм отчетности для каждого региона, где сохраняются требования к весенней просушке. Важно, чтобы город или областной центр ежемесячно в письменном виде пояснял, каким образом расходуются средства бизнеса, уплаченные за спецразрешения, сейчас эта информация в открытом доступе отсутствует, отметили логисты.
Весенние ограничения приводят к увеличению сроков и стоимости доставки. С учетом того, что себестоимость перевозки за год уже выросла на 16% из-за дополнительных расходов на запчасти и техобслуживание, необходимо снизить финансовую нагрузку на перевозчиков.
Увеличения транспортных расходов не должны сказываться на конечной стоимости продукции для российского потребителя, — резюмировал Филатов.