Сотни фур оказались в ловушке в центральных регионах России.
24 июня, пока большинство россиян лихорадочно читали и слушали новости о вооруженном мятеже, проблемы возникли у дальнобойщиков. Затруднения коснулись двигавшихся по федеральным трассам к югу от Москвы — они оказались перекрыты. Самым узким местом оказались мосты через Оку — естественную преграду на пути к Москве. Там «облегчение» наступило лишь в понедельник.
— Прошел с Липецка буквально за пару минут до закрытия моста через Оку, — рассказал «МК» водитель фуры-рефрижератора одного из крупных отечественных перевозчиков. — Пришлось простоять больше часа на контроле, смотрели все автомобили, в том числе с зеркалами ходили, смотрели под днища легковушек.
Меня пропустили, и через минуты три по радио слышу: все, мост закрыли. Мужики матом орали: что делать, куда ехать? На посту им отвечали: а что хотите, лучше убирайтесь подальше.
Каширское шоссе (и старое, и платная М-4) было перекрыто на мостах через Оку уже утром субботы. Чуть позже закрыли движение и по мосту федеральной трассы М-2 «Крым» под Серпуховом: там старое Симферопольское шоссе моста не имеет, он был разрушен около 30 лет назад. Наконец, к середине дня закрыли мост через Оку на федеральной трассе М-5 «Урал» и Щуровский мост на старой Рязанке в районе Коломны.
— Застрял в Заокском районе в субботу, — рассказывает Вадим, водитель 7-тонного грузовика одного из корпоративных парков. — Мне нужно было в Подмосковье, в район Кубинки. Пока слушал радио, что происходит, закрыли не только М-4, но и М-2. Была когда-то переправа в Тарусе, но это для легковушек, да и работает ли она? Единственным вариантом было ехать через Калугу, это 5 часов лишнего хода. Движение было оживленное, но в целом проехал нормально. Израсходовал лишней горючки примерно на 3000 рублей.
Еще один мост через Оку — в городе Озеры — был закрыт в субботу, затем открылся и несколько раз закрывался. Однако на нем, как сообщили «МК» дальнобойщики, был ограничен проезд фур — это относится ко всем мостам в населенных пунктах, ведь транзитный проезд по многим из них на большегрузах (особенно более 7 тонн грузоподъемности) запрещен. За выходные в Озерах произошли несколько ДТП в районе этого моста — он был некоторое время единственным функционирующим.
— Приехал в Коломну грузить ретроавтомобили для фестиваля в Озерах, уже готов был за руль садиться, но тут сообщили, что везде перекрытия, а фестиваль отменяется, — рассказывает Алексей, водитель эвакуатора. — В результате фестиваль обернулся шашлыками прямо в Коломне, а в Озеры, говорят, добрались те, кто приехал еще в пятницу, — у них вышел неформальный пикник на природе.
Однако такая свобода маневра — удел небольших (7 и менее тонн) грузовиков: водителям магистральных фур (тех, что больше 10 тонн грузоподъемностью, с полуприцепами, длиной 10 и более метров) выбирать не приходилось. Они сообщили начальству о форс-мажоре и встали в многочасовые пробки. Конечно, варианты объезда искали — например, в середине дня 24 июня многих навигатор «повел» на Щуровский мост у Коломны. Который, разумеется, также «встал». Сообщалось, что МЧС и местные власти организовали подвоз воды, на трассу вышли волонтеры с водой и горячим питанием.
— Хорошо, не было жары, — рассказывает Фируз, водитель большегруза с азербайджанскими номерами, который по плану должен был добраться в Москву в субботу вечером, но смог это сделать только в понедельник к середине дня. — Долго стояли на М4, потом нам сказали: «Мост заминирован, добирайтесь как угодно, хоть вплавь!» Поехал на Коломну, там пропускали в час по чайной ложке. Еще подумал: если заминировали, значит, могут в любой момент взорвать, а тогда через Оку вообще перебраться не получится, Москва будет отрезана от юга.
Мосты на федеральных трассах военные блокировали и в течение воскресенья, ограничения были сняты (вероятно, вместе с минами) лишь утром понедельника. Так или иначе, оказалось, что самым надежным транспортом для сообщения с югом сейчас являются железные дороги — в продолжение всей истории 24 июня никаких перебоев в движении поездов на Ростов и другие южные города не было.
— Мы бы рады возить по железной дороге, — отметил Валентин Павлов, отвечающий за логистику в одной из крупных компаний-поставщиков молочной продукции. — Но инфраструктура перевозки скоропортящихся продуктов разрушена, плюс немилосердные тарифы, плюс сейчас железная дорога забита контейнерными грузами из Китая, добавьте к этому минимум две перегрузки... Понимаете, почему все давно перешли на автомобильные перевозки?
Еще одной проблемой 24 и 25 июня стали внутрирайонные перевозки в Коломне и некоторых других городских округах Подмосковья. Оказалось, что инфраструктура районов (больницы, присутственные места) также завязана на мосты через Оку: некоторые округа расположены по обоим берегам реки. К счастью, на сей раз мосты уцелели, и ограничения оперативно сняли. Повезло.
Напомним, в эти же дни транспортные затруднения — на сей раз более долговременные — наблюдаются на юге России, на границе Крыма и Херсонской области. После временного вывода из строя одного из мостов на Чонгарском перешейке транспортный поток замедлился, фуры добираются по «сухопутному коридору» в Крым и из него с многочасовыми пробками.