Закаты в Париже, спасение жителей горящей многоэтажки, встречи с бандитами и поп-звёздами на трассе… Нет, это не сценарий приключенческого фильма, а обычные будни дальнобойщика Сергея Сапронова. Он колесит по России и Европе уже более 30 лет.
РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ
Вы ездите только по России или за границей тоже бываете?
– В своё время (с 2001 по 2008 год) я объездил всю Европу: держал путь от Италии до Голландии, от Британии до Чехословакии. В период экономического кризиса ввели новые правила игры для грузоперевозок. В частности, подорожал фрахт (плата за перевозку груза. – Ред.). Кроме того, Европа начала вставлять палки в колёса: не удавалось ездить напрямую, приходилось делать лишний пробег. А за дополнительный труд ставка не повышалась. В результате одиночным перевозчикам стало невыгодно ездить за границу, я ушёл на российский рынок.
А что вы возили в Европу? Какой вояж больше всего запомнился?
– Например, возил картины в музей Лувр (для их защиты во время перевозки в машине оборудовали специальные боксы). В каждой поездке я стараюсь выделить время для исследования города. И само собой, Париж оставил незабываемые впечатления.
Происходили ли в пути курьёзы?
– В 2010 году я увидел, как загорелось жилое многоэтажное здание в Москве. А пожарных рядом не наблюдалось. Вызвал МЧС и начал выводить жителей многоэтажки из огня (они все спали). Дом сгорел за 40 минут. К счастью, все остались живы. Жители разыскивали меня потом, чтобы поблагодарить. Позже за совершение героического поступка меня представили к ордену Мужества.
Вспоминается ночь в лесу, когда моё воображение разыгралось в продолжительном рейсе. Глаза закрываются, сил не остаётся. Вижу ясную картину: девушки в белых платьях исполняют танец маленьких лебедей (из балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». – Ред.), медленно перебегая дорогу... Протираю глаза – и всё проясняется: так мной были восприняты мелькающие деревья.
Был случай, когда нас не пропустила таможня и мы с коллегами-дальнобойщиками встретили Новый год на стоянке.
Как-то неподалёку от Рима простоял три дня в ожидании загрузки. Дело в том, что я приехал раньше положенного. Решил воспользоваться этим и прогуляться по городу, повидал Колизей. А в конце прогулки встретил коллег, водителей-дальнобойщиков, мы выпили шампанского.
Запоминаются самые долгие поездки: от Мурманска до Краснодара, от Москвы до Читы.
Значит, вы поддерживаете связь с другими дальнобойщиками? Представители каких профессий встречались среди них?
– Водитель автобуса, машинист автопоезда, капитан больших судов. Знаком с врачом, который в какой-то день осознал, что его душа не лежит к медицине. Нашёл он себя в качестве дальнобойщика. Похожая история приключилась с учительницей музыки. Уверен, в нашу профессию приходят по призванию. Моя жена часто говорит: «Везёт же тебе, Сергей! Счастливый человек: есть любимая работа…»
ПОП-ЗВЁЗДЫ НА ПРИЦЕПЕ
Какие грузы вы перевозите?
– А я перевожу не только грузы. Приходилось работать с пассажирами-исполнителями (видео с этими рабочими поездками можно посмотреть на моих каналах в социальных сетях). Вот, например, в прошлом году возил труппу Филиппа Киркорова на встречу с военными, участвующими в СВО. Она состоялась в севастопольском госпитале. Работать с Киркоровым спокойно. Также перевозил группу IOWA во главе с певицей Екатериной Иванчиковой.
Поделитесь ещё необычными историями, которые произошли с вами в дороге…
– Я давно веду видеоблоги и часто переписываюсь с подписчиками, в том числе в личных сообщениях. Заметил ночью сообщение от подростка. Спрашиваю, почему не спит? Как родители помогают со сбитым режимом? Выяснилось, что он сирота, живёт в детском доме в Верхнем Уфалее. Мы разговорились, я стал больше узнавать о постояльцах детского дома, проникся их историями. В честь Нового года решил устроить ребятам сюрприз и привезти им подарки. Привёз коньки, деревообрабатывающий станок, швейные машинки, палатки, рюкзаки, наборы для рукоделия и многое другое. Подарки обошлись в полмиллиона рублей. А деньги на них помогли собрать подписчики. У нас вообще неравнодушные люди в стране! Всегда откликаются на мои призывы помочь кому-то.
ИНТЕРЕС В РУИНАХ
Сможете выделить любимые города или регионы России?
– Санкт-Петербург – тихий, спокойный город. В Нижнем Новгороде есть куда сходить (для меня этот город особенно красив), в Суздале интересные и яркие экскурсии. Примечателен и Новосибирск (туда я возил концертную площадку). Тобольск – это нечто! Только представьте: вы находитесь в храме на вершине горы, а внизу простирается деревня. В Крыму часто заезжаю в Феодосию: старый город, Генуэзская крепость, руины.
Отметили для себя дороги, которые больше всего нуждаются в ремонте?
– В 2017 году заметил, что худшие дороги находятся в Чите, будто после бомбёжки. Недавно вёз медикаменты в новые регионы. В Мариуполе сделали шикарную дорогу (она тянется от Таганрога до Джанкоя), ездить по такой трассе одно удовольствие!
В Крыму с 2014 года начали заметно преображаться трассы. Конечно, многие участки по-прежнему нуждаются в ремонте, например, трасса Симферополь – Джанкой. Но её сейчас нет смысла делать.
РАЗБОЙНИКОВ ВИДНО ИЗДАЛЕКА
Правда ли, что дальнобойщики неохотно берут попутчиков? Вам приходилось подвозить кого-то?
– Недавно был интересный случай. Парень решил поехать на мотоцикле из Питера в Анталью, попал под дождь и остановился на заправке. А я тем временем заправлялся. Заметил его, совсем поникшего, спрашиваю: «Далеко собрался?» Он, чуть ли не плача, говорит: «В Анталью!» (смеётся. – Ред.) Думаю, довезу его до Волгограда, вместе преодолеем 200-400 километров. Он предложению обрадовался. Встал вопрос: что делать с его мотоциклом весом 350 килограммов? Призвал четырёх дальнобойщиков. Вшестером загрузили мотоцикл в кузов, путника посадили в кабину. Весёлая поездка была...
Конечно, непорядочные попутчики тоже встречаются. Но таких можно распознать по манере общения вроде: «Баланду не гоняй!», «Что за базар, мужик? Меня все знают. Подъедут, пошуршим!» К счастью, с кулаками пока не лезли.
Наверное, среди них встречались бандиты и вымогатели?
– Да, были времена! Если точнее, в 1990-е годы, когда я только начинал работать водителем-дальнобойщиком. Где-то под Казахстаном, в Сибири, в Челябинске останавливали фуры и требовали денег за проезд. А опасений, связанных с грабежом, у меня не возникает, ведь застрахованный груз мы везём в сопровождении охранника.
Сколько может зарабатывать водитель-дальнобойщик?
– Средний доход в наших транспортных компаниях – 100-120 тысяч рублей в месяц.
Помощь на дороге
Многие уверены в существовании некоего «дорожного братства». Случись в пути беда – и другие водители непременно придут на помощь. Но опыт нашего героя показывает, что многое зависит от региона. Например, в Сибири все остановятся, а в Москве могут и не помочь. Не так давно в Крыму у дальнобойщика сломался двигатель, и он застрял на полуострове больше чем на месяц. К сбору средств на ремонт и продукты подключились не только коллеги по цеху, но и местные волонтёры.
Сергей Сапронов:
- в 1988 году окончил Московский колледж железнодорожного транспорта. После был призван в армию;
- в 1990 году приступил к работе водителем-дальнобойщиком в частной транспортной компании;
- в 2010 году награждён орденом Мужества за спасение жителей горящего многоэтажного дома в Москве. Кроме того, имеет две государственные награды за активное продвижение водителей-профессионалов от ДОСААФ;
- женат, воспитывает дочь.