Российский завод показал варианты надстроек, разработанные для китайского малотоннажника Dongfeng Captain-Т. На его базе представили тентованную версию, два промтоварных фургона и рефрижератор с гидробортом.
О китайских малотоннажниках в российском исполнении рассказывает Максим Приходько («5 колесо»).
Грузовики полной массой 3,5 тонны были и остаются в России одним из самых развивающихся сегментов авторынка. Из отечественных производителей такую технику традиционно выпускают ГАЗ и УАЗ, а недавно к ним добавился КАМАЗ, представивший малотоннажный «Компас-5», перелицованный китайский грузовик JAC N-серии. Компания «Соллерс» под занавес 2022 года локализовала сборку легких грузовичков «Атлант» и «Арго», в основе которых тоже лежат коммерческие машины JAC. Предлагать на этой базе различные надстройки сторонние кузовостроительные компании большим желанием не горят, так как «Соллерс» самостоятельно застраивает свои машины, сказалось наследство от Ford (завод в Елабуге ранее «облагораживал» шасси и цельнометаллические фургоны модели Transit).
С приходом на наш рынок малотоннажного Dongfeng Captain-T нижегородский завод спецавтомобилей «Промышленные технологии» («Промтех») решил вовлечь новичка в орбиту своих интересов. Учитывая колоссальный опыт предприятия по доводке коммерческой техники полной массой до 3,5 тонны, наш рынок ждет широкий ряд модификаций, с некоторыми из которых я уже познакомился.
КИТАЙСКОЕ
Крылатое выражение Грибоедова о повсеместном смешении в России «французского с нижегородским» в безвозвратном прошлом. Сейчас правильнее говорить о смеси китайского с нижегородским. Запад от нас теперь «далеко», а Восток стал совсем не дальним в силу разных причин.
Поскольку Dongfeng Captain-T в Россию импортируется недавно, пару слов о том, что собой представляет автомобиль c колесной формулой 4х2.
Сердце машины – рядный 4-цилиндровый двигатель Q23-132E60, больше знакомый нашим сервисменам по дизель-генераторным установкам из Китая. Объем мотора 2,3 л, мощность 128 л. с., крутящий момент 315 Нм. Коробка передач механическая, с тросовым приводом переключения. Подвеска рессорная. На задней оси есть стабилизатор поперечной устойчивости. Вообще, рамная машина вышла достаточно простой, впрочем, из комфортных опций есть все, что нужно: рулевая колонка регулируется по высоте, полный электропакет, кондиционер, круиз-контроль, подогрев сидений, простенькая магнитола. Как резюмировал коллега – в грузовике электроники не больше, чем в домашнем холодильнике. Автомобиль предлагается полной массой 3,5 и 2,5 тонны. Разница только в колесной базе: короткая (2800 мм) или длинная (3200 мм). В помощь водителю предлагаются ABS и система курсовой устойчивости.
НИЖЕГОРОДСКОЕ
Так как «Промтех» свои машины традиционно комплектует элементами пневмоподвески, есть она и в грузовом «китайце». В кабине за спинкой водительского сиденья спрятан компрессор с манометрами, а задняя подвеска усилена пневмобаллонами. Для чего полуторатонной машине задняя двухконтурная пневмоподвеска? На ней же грузы возить, а не людей? Заводские маркетологи ответили: «Для повышения комфорта, улучшения управляемости и нивелирования последствий неравномерной загрузки». Звучит хорошо, однако большого смысла в этой затее не вижу. Когда автомобили скорой помощи от «Промтеха», их выпускают на основе Lada, снабжают «пневмой» – это понятно. Коммерческие версии Lada в версии Prima с элементами пневмоподвески тоже понятны, нужен некий запас по грузоподъемности. Для чего подобное решение на грузовике с рессорной подвеской, которому по плечу полторы тонны груза, а изначально машина сделана с куда большей грузоподъемностью, чем заявлено по паспорту? Возможно, в этом решении кроются корни исконно русской поговорки о том, что запас, каким бы он ни был и в чем ни измерялся, еще никому не помешал.
НА СТАРТ ПРИГЛАШАЮТСЯ
По мнению маркетологов завода-изготовителя, представленные варианты, выполненные на шасси Dongfeng Captain-T, являются самыми перспективными для рынка. Для ознакомления были показаны три исполнения машины. Среди них короткий промтоварный фургон (колесная база 2800 мм, полная массой 2490 кг, полезный объем 14,5 м3). Это так называемая «московская» версия, для беспрепятственного проезда в пределы Третьего транспортного кольца. Еще были 16-кубовый промтоварный фургон с колесной базой 3200 мм полной массой 3490 кг и тентованный грузовик на аналогичном шасси.
Самым простым вариантом оказался тентованный грузовик. Длина и ширина бортовой платформы 4200х2000 мм. Кузов аутентичной китайской версии размерами всего 3400х1920 мм. Теперь вы понимаете, для чего понадобился отечественный вариант грузовой платформы? На тесте был представлен вариант с нарядными алюминиевыми бортами. По желанию их высоту можно варьировать при заказе от скромных 400 до 800 мм.
Цена машины – 2 593 000 руб. Дорого? Есть версия подешевле, со стальными бортами, она стоит 2 555 000 руб. Установка на платформу тента поднимет цену до 2 626 000 или 2 605 000 руб. соответственно. Заметил один существенный минус – в кузове не было такелажных петель для крепления груза. Возможно, забыли сделать в спешке или надеются на «пневму», которая призвана смягчить неравномерность расположения груза в кузове? К слову: исконно китайский грузовик тоже не имеет таких креплений, я посмотрел специально. При описании «убранства» фургонов мне не хватило специально расположенных креплений для фиксации груза. Поклажа сегодня размещается не навалом, а в палетах. А к чему их крепить? Зато погрузочная высота у всех вариантов одна – 900 мм.
Промтоварный фургон. Размеры его грузового отсека составляют 4200х2000 мм (длинная база) или 2100х2000 мм (короткая база). Стены выполнены из сэндвич-панелей толщиной 30 мм. Двери распахиваются на 270о и снабжены фиксаторами. Объем грузового отсека – 16 м3, а цена 2 638 000 руб. Изотермический фургон, его размеры 3800х2000 мм или 2100х2000 мм (в зависимости от шасси), тоже выполнен из сэндвич-панелей, но толщиной 50 мм. Полезный объем такой машины составляет от 11 до 14 м3, стоимость 2 760 000 руб. Если к такому кузову добавить холодильное оборудование, получится рефрижератор. Превращение изотермы в холодильник на колесах поднимет стоимость машины до 3 040 000 руб. Объем этого «рефа» 11,5 м3, грузоподъемность машины 1200 кг. Производитель заявил, что температурный режим варьируется от –20 до + 12 оС. Кстати, представленный автомобиль был на штатной рессорной подвеске, без пневматики. Грузовик построен на шасси с колесной базой 2800 мм, зато его оснастили гидробортом, грузоподъемность которого 750 кг. Отмечу, что в отечественном малотоннажном транспорте такое решение ранее еще не встречалось.
ЗЕРКАЛА ДЛЯ ГЕРОЯ
Для краткого ознакомительного теста на Дмитровском автополигоне были представлены четыре версии машины. Протестировать можно было все, исключая рефрижератор, он уже «нашел» своего хозяина. Так как грузовички были без балласта, говорить о драйверских ощущениях буду в общих чертах. Гонять по полигону на пустом грузовике – занятие не особо продуктивное.
Машина внешне выглядит так, что сразу понятно – в ее основе лежит азиатская конструкторская школа: все округло и компактно согласно японскому подходу к проектированию малотоннажных автомобилей в конце прошлого века. Возможно, что из-за этого радиатор кондиционера вертикально размещен на раме за кабиной. Зато «Промтех» снабдил его дополнительной стальной защитой, за что им отдельное спасибо.
Кабина двухместная, хотя пассажирское сиденье заявлено как полуторное. Для доступа в кабину есть ухватистые ручки на передних стойках. Устроившись за рулем, не следует ждать от салона чудес, здесь все просто, утилитарно, но сделано для того, чтобы водитель не отвлекался от работы (кнопки управления круиз-контролем на руле предлагаю не рассматривать как вершину инженерной мысли). Лишь тонкий по обхвату руль намекнул, что премьера японской машины, которая легла в основу этого китайского грузовика, состоялась очень давно. Вот что решительно не понравилось, так это зеркала заднего вида. Они не адаптированы к надстройке, которая шире кабины, оттого не особо информативны. В них есть сферическая секция, но «картинка» по ним маленькая. Так как машины предназначены для работы в городе, с зеркалами надо будет что-то делать.
С поворотом ключа дизельный рокот мотора было слышно отчетливо. По субъективным ощущениям, шумоизоляция моторного отсека в той же ульяновской «буханке» выполнена лучше. Ладно, сделаем музыку погромче.
В движении машины себя ничем таким не проявили, обыкновенные китайские бескапотники. На асфальте все было хорошо и без «пневмы», а прокатившись по брусчатке, понял, что особого комфорта усовершенствованная задняя подвеска мне не создала и обещанного «повышения комфорта» так и не ощутил. Я сидел практически над колесом, а подвеска передней оси на рессорах. Эх, мне в кузов хотя бы полтонны чего-нибудь, тогда было бы другое дело, а так...
И все-таки полагаю, что рынок наверняка оценит модели от «Промтеха», адресованные мелкому и среднему бизнесу. Выбор хорош в любом деле, а в грузоперевозках – тем более. Компания анонсировала, что к осени текущего года следует ждать такие версии, как эвакуатор, бортовой грузовик с КМУ, автоцистерну и автовышку с двойной кабиной собственной разработки. «Дочек» у капитана явно прибавится.