Что сделает инспектор ГИБДД, когда увидит на лобовом стекле огромный планшет, что ждет водителя, если ночью не горят фары, и будут ли штрафовать за резину не по сезону: в Госавтоинспекции ответили на все вопросы
Что сделает инспектор ГИБДД, когда увидит на лобовом стекле огромный планшет, что ждет водителя, если ночью не горят фары, и будут ли штрафовать за резину не по сезону: в Госавтоинспекции ответили на все вопросы
На самые важные вопросы автомобилистов о возможных штрафах за мешающие регистраторы на лобовых стеклах, проверке ABS и наказание за неправильные шины ответил глава ГИБДД Михаил Черников во время пресс-конференции в МИЦ «Известия». Так, 1 сентября 2023 года в России заработал измененный перечень неисправностей, при которых эксплуатация автомобилей запрещена: в ГИБДД объяснили, как эти недостатки будут выявлять инспекторы и что делать водителям таких машин. При этом в ведомстве заявили, что в целом для обычного водителя ничего не изменилось: автомобили, как и ранее, должны быть в исправном состоянии.
Что не будут проверять инспекторы ГИБДД?
Как рассказал Черников, список неисправностей, с которыми водителям нельзя выезжать на дорогу, после доработки существенно оптимизировали. Из него, например, исключили ряд требований к машине, которые напрямую не влияют на совершение ДТП или же их просто невозможно выявить без технического оснащения и объективно оценить. Например, теперь инспекторы не проверяют:
- наличие аптечки;
- наличие знака аварийной остановки;
- наличие огнетушителя;
- неисправность спидометра;
- индикатор неисправности двигателя.
Кроме того, инспекторы ГИБДД не будут запрещать эксплуатацию автомобилей, если обнаружат, что запасное колесо закреплено нестандартным образом, а также при дефектах в бамперах.
«Исключено более 10 параметров неисправностей в тормозной системе, поскольку визуально их не проверить. Всего из перечня исключили около 50 требований к автомобилю. Его оптимизировали так, чтобы простой водитель понимал, что ему требуется проверить перед началом поездки. Ведь, согласно ПДД, это обязанность водителя — содержать автомобиль в исправном состоянии. А проверить ряд тонкостей без средств измерения невозможно. И если что-то капает, мы не можем определить, где это», — отметил Черников.
Что будет, если инспектор обнаружит неисправность: ехать нельзя?
Черников пояснил, что в перечне есть ограниченный список ситуаций, при которых дальнейшее движение на автомобиле исключено. А именно:
- неисправность тормозной системы;
- неисправность рулевого управления;
- неисправность тягово-сцепного устройства;
- неисправность фар (неработающие фары) в ночное время.
«В этих случаях двигаться на автомобиле опасно, это может привести к очень тяжелым последствиям, — отметил Черников. — Во всех остальных случаях водитель может следовать к месту ремонта и стоянки».
Будут ли штрафовать за регистраторы и другие гаджеты на лобовых?
Опасения водителей о том, что будет введет запрет на передвижение в автомобиле с гаджетами на лобовых стеклах, беспочвенны, отметили в ГИБДД. Там также напомнили, что требования к обзорности транспортных средств существуют с 1993 года.
«Запрет таких гаджетов, которые ограничивают обзорность водителя, когда на лобовом стекле устанавливаются видеорегистраторы, телефоны, которые используют в качестве навигатора, различные транспондеры и так далее, это не соответствует действительности, — сказал Черников. — Это (установка гаджетов, — ред.) не означает, что автомобиль нельзя использовать. Таких ограничений нет и никогда не вводилось. Единственное, как и ранее, если что-то мешает водителю именно в части обзора с его водительского сидения, устройство просто должно быть перемещено в место, удобное для дальнейшего движения».
Каких-либо административных процедур и дополнительных штрафов и требований в этом отношении, по словам представителя ГИБДД, не вводилось.
Как будет происходить оценка нарушения видимости в случае с гаджетом?
Также водителям пообещали, что к инспекторам ГИБДД не предъявляют требований в обязательном порядке штрафовать водителей и составлять на них административные материалы, если окажется, что в машине есть тот или иной дефект из перечня.
«Задача надзорного органа — устранить те или иные условия. Какие-то требования по составлению материалов исключены. Важен сам факт устранения причин, — отметил Черников. — И если на лобовом стекле, например, установлен огромный планшет, тогда сотрудник ГИБДД должен сказать: «Убери его в другое место». Ведь от того, что водителю выпишут штраф, это же ничего не изменит и не повлияет на дальнейшие действия. Поэтому административная практика в этом плане ничтожна. Никто не ставит задачи по штрафам».
На каких шинах нельзя будет ездить и есть ли штраф за липучки?
Шины-липучки водителям можно использовать не только зимой, но и летом. Как уточнил Черников, такие шины допустимо использовать в любой сезон, и штраф за это не предусмотрен.
«В соответствии с техническим регламентом и перечнем неисправностей, должна стоять резина соответствующего образца. «Липучка» не запрещена летом. Можно на «липучке» ездить как на всесезонной резине. Зимой водители сами выбирают, шипованная это резина или все-таки с коэффициентом сцепления и вязкости этой резины по снежному покрову и льду», — отметил Черников.
А вот использование шипованной зимней резины для легковушек и малотоннажных (до 3,5 тонн) грузовиков летом запрещено. Так же, как и летней резины — зимой.
«В техрегламенте говорится о том, что нельзя ездить на шинах с шипами с июня по август. Шипованная резина при сцеплении с асфальтом создает эффект скользкости, шипы вылетают. И нельзя ездить на летней резине три месяца зимой, вне зависимости от климатических условий. Декабрь, январь, февраль. Добросовестные водители готовятся до начала сезонных изменений», — сказал Черников.
Он также отметил, что при совершении ДТП, даже мелкого, будет учитываться, какая резина стояла на автомобиле: если машина была оснащена неправильными шинами, это обязательно будет учитываться инспекторами — это будет считаться сопутствующей причиной ДТП.
«Бывает так, что на летней резине совершаются массовые ДТП, водители сгребают машины в кучу. Если инспекторы увидят водителя на такой резине, они должны его предупредить. А при совершении ДТП, любого, даже мелкого, инспекторы будут смотреть на резину. И это (резина не по сезону. — ред.) будет указываться, как сопутствующая причина ДТП. Соответственно, и административная ответственность здесь обязательно будет наступать. Потому что водитель должен всегда транспортное средство держать в исправном состоянии», — сказал глава ГИБДД.
Как инспектор будет оценивать, что автомобиль неисправен?
При выявлении неисправностей инспектор ГИБДД в том числе будет ориентироваться на показания технических приборов в машине. Также инспектор может прийти к выводу, что машине нужен ремонт, если недостаток очевиден. Например, как сказал Черников, в случае если автомобиль «даже не может сразу остановиться».
«Например, если в руле есть люфт или если мы видим, что водитель не может сразу остановить машину. Но визуально, на глазок, штрафов, конечно, быть не может. Тут как раз задача инспектора: помочь водителю. Наказаний на глазок не будет, это противозаконно. И у нас, кстати, есть пункты техосмотра и каждый может приехать и свое ТС оценить, чтобы у него на дороге колесо не отвалилось. Сейчас пункты не загружены, можно получить ДК и предъявить», — отметил Черников.
Он добавил, что в случае ДТП уже будут изучаться технические параметры автомобиля, а если ДТП повлекло тяжкие последствия, машину отправят на техническую экспертизу.
Если дальнейшее движение невозможно, что сделает ГИБДД?
Если инспектор обнаружит, что машина неисправна и водителю запрещено на ней ехать, то, говорит Черников, обязанность полицейского — прийти автомобилисту на помощь.
«У сотрудников есть телефоны эвакуаторов, они могут подсказать, сопроводить и даже попробовать починить машину. Остановил, выявил, показал, что можно исправить. Инспектор должен предупредить водителя, что опасно ездить с такими нарушениями. Например, с неработающими поворотными сигналами», — сказал глава ГИБДД.
Какой штраф за выявленную неисправность?
Отвечая на вопрос о штрафах, Черников отметил, что административная ответственность не изменилась, новых штрафов и изменений нет. При этом он подчеркнул, что задачи штрафовать автомобилистов у инспекторов ГИБДД не стоит.
«От того, что инспектор составит протокол, ничего ведь не изменится, водитель все равно продолжит движение до стоянки, гаража, сервиса. И как административное наказание повлияет — никак», — пояснил глава ГИБДД.
Отметим, что все перечисленные неисправности, включая тонировку, подпадают под нормы КоАП, указанные в ч.1 ст. 12.5: «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». За это грозит предупреждение или штраф 500 руб.
Как обжаловать выводы инспектора?
Если водитель не согласен с полученным штрафом, наказание можно обжаловать в законном порядке, отметили в ГИБДД. Однако там уверены, что поводов у водителей будет не много.
«В первую очередь нужно выявить нарушение и подсказать водителю, что делать. Если это не такая серьезная неисправность, как, например, неработающие фары, водитель спокойно может доехать до сервиса или до гаража. Все остальное — это докапывание инспектора. Привлечения быть не должно», — сказал Черников.