Обработка транспорта призвана снизить риск ввоза в страну возбудителей различных опасных инфекций и бактерий. Идея проводить такую дезинфекцию на въезде в Беларусь появилась несколько лет назад, а весной прошлого года был подписан соответствующий указ.
К пункту пропуска «Козловичи», что находится на белорусско-польской границе недалеко от Бреста, мы приехали 16 сентября. Тогда с полуночи здесь официально начала работать станция дезинфекции автотранспорта. В тестовом режиме она функционировала уже с первого дня осени, обеззараживание поверхности всех въезжающих на территорию Беларуси авто проводилось на безвозмездной основе. В ночь на субботу за эту процедуру стали взимать плату.
Напомним, что обработка транспорта призвана снизить риск ввоза в страну возбудителей различных опасных инфекций и бактерий. Идея проводить такую дезинфекцию на въезде в Беларусь появилась несколько лет назад, а весной прошлого года был подписан соответствующий указ. В свою очередь Министерство сельского хозяйства и продовольствия определило порядок осуществления обязательной дезинфекции транспорта на границе и лабораторного контроля её качества: постановление № 50 от 25 мая опубликовано на Национальном правовом интернет-портале.
В список первого этапа реализации данного проекта попали семь пунктов пропуска, расположенные на западной границе страны: «Козловичи», «Григоровщина», «Урбаны», «Бенякони», «Каменный Лог», «Котловка» и «Привалка». Планируется, что к 1 сентября 2024 года станции дезинфекции появятся на остальных пунктах пропуска.
Проскочить мимо точно не выйдет!
Международный автодорожный пункт «Козловичи — Кукурыки» предназначен для пропуска грузовых автомобилей. Для прохождения процедуры дезинфекции транспорта необходимо купить контрамарку, её стоимость — 95 рублей. Документ проверяется при въезде в страну и надрывается — использовать его повторно не получится.
Далее автомобиль направляется к станции дезинфекции. На подъезде к ней расположен информационный щит, призывающий водителя закрыть стёкла, выключить обдув и кондиционер, снизить скорость и следовать через дезбарьер. Дорожные знаки, расположенные непосредственно перед заездом на станцию, обращают внимание водителя на запрет движения транспортных средств, чьи габаритные размеры превышают указанные параметры.
Скорость движения при прохождении дезинфекции должна быть не выше 5 км/ч. В качестве элементов принудительного снижения скорости транспортных средств на проезжей части установлены четыре искусственные неровности. Стоит отметить, что станция дезинфекции расположена на всю ширину проезжей части — проскочить мимо точно не выйдет.
Обработка автомобилей проводится в круглосуточном режиме. Работает станция автоматически, но в случае наступления нештатной ситуации либо проезда негабаритного транспорта дезинфекция может быть проведена вручную. Для этого на станции постоянно находится оператор, его рабочее место располагается невдалеке. На столе — два монитора, на одном из них выведены изображения с камер видеонаблюдения, расположенных на территории объекта.
А запах есть?
— Я слежу за порядком на станции, — рассказывает оператор. — В случае необходимости консультирую водителей по вопросам прохождения процедуры дезинфекции. А ещё обрабатываю вручную «негабариты»: такие транспортные средства проезжают левее.
— Часто ли водители интересуются целесообразностью и необходимостью прохождения дезинфекции? Может, кто-то отказывается её проходить?
— Нет! Сейчас же интернет, информация в свободном доступе у всех имеется. Все знают, для чего это нужно и что это обязательная процедура. Таких вопросов не поступает.
Для обработки своего транспортного средства водитель может выбрать любой коридор станции, при этом стоит убедиться, что на нём горит разрешающий (зелёный) сигнал светофора. Автомобиль подъезжает к барьеру, срабатывают датчики движения, и в тоннеле начинается распыление дезинфицирующего раствора. Машина ныряет в его облако. Средство дезинфекции поступает со всех сторон, позволяя полностью покрыть раствором авто.
Запах дезинфицирующего средства вблизи станции не ощущается, но, возможно, он чувствуется при нахождении в самом коридоре во время дезинфекции? Просим одного из водителей для эксперимента приютить нас в кабине своего грузовика на время обработки. Нет, находясь внутри автомобиля при прохождении дезинфекции, никакого запаха мы также не почувствовали. А заняло действо не более минуты.
«По всему миру ездим — нигде такой ерунды нет!»
— Что думаете о нововведении на границе? — пользуясь случаем, интересуемся у водителя.
— Думаю, это просто очередные поборы, не более того! Говорят, раствор безопасный, но разве может полностью безопасное средство что-то обеззаразить?
Вопрос остался открытым. Чуть позже мы зададим его представителю компании «БелГлобалГарант», которая отвечает за работу станций дезинфекции на границе.
А пока поговорим ещё с несколькими водителями. Очередей на станции нет, но «арки» дезинфекции не простаивают — фуры следуют одна за другой. В прицепе польского шофёра Гжегожа необычный груз: он везёт коров. Очередной водитель обеспокоен безопасностью применяемого во время дезинфекции раствора.
— По правде говоря, я не разделяю идей о необходимости проведения данной процедуры. Да и насколько это безопасно? Я, например, везу животных, во время обработки раствор попадает внутрь скотовоза и на них.
— Лишнее это, — говорит ещё один водитель-международник. — Мы ж по всему миру ездим — нигде такой ерунды нет! В Польше используют специальные дезинфицирующие коврики для обработки колёс. Это ещё ладно, ведь именно на колёсах больше всего разных загрязнений, к тому же там процедура бесплатная.
— Я прохожу здесь дезинфекцию уже не в первый раз, — рассказывает нам очередной прибывший на станцию шофёр. — Не буду говорить о необходимости её проведения, не мне решать. Хочу только отметить, что раствор этот клейкий и после обработки вся пыль к машине липнет.
«По классу опасности раствор приравнивается к обычному хозяйственному мылу»
После посещения станции дезинфекции мы обратились в компанию «БелГлобалГарант». На вопросы о необходимости проведения дезинфекции транспорта на границе, действенности и безопасности применяемого для обработки автомобилей раствора ответил директор филиала Геннадий Попов:
— Под эгидой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь была организована дезинфекционная обработка въезжающего транспорта наиболее современным и действенным способом: кольцевая рамка распыляет дезинфектант в виде холодного тумана. Наверное, не стоит ожидать, что платная дезинфекция вызовет подъём энтузиазма у водителей, однако это важная профилактическая мера, в первую очередь она нужна для защиты отечественных сельхозпредприятий от завоза различных заболеваний, распространённых на территории соседних стран.
— Для дезинфекции транспорта на границе мы используем средство белорусского производства «Юнидез» в рабочей концентрации для летнего режима 0,5%. Хочу отметить, что оно сертифицировано и как дезинфицирующее средство, и как ветеринарный препарат, применение его разрешено в присутствии живых организмов. По классу опасности «Юнидез» приравнивается к обычному хозяйственному мылу.
К слову, ничего страшного не случится, даже если водитель проигнорирует рекомендации и не выключит кондиционер: бесплатно будет продезинфицирована система вентиляции автомобиля. Безопасен раствор и для кузова авто: в отличие от перекиси водорода, хлорки или спирта он не окисляет металл. При этом препарат достаточно эффективен в борьбе с вирусами и бактериями, что подтвердили проведённые в Новой Гуте эксперименты.
— В данной ситуации дезинфекция транспорта — элементарная профилактическая мера. Ежемесячно мы станем проводить контроль её эффективности. В случае снижения результативности будет меняться концентрация раствора либо средство дезинфекции. Однако пока, как показывают результаты анализов, наш выбор препарата полностью себя оправдывает.