Жизнь дальнобойщика — настоящий вызов. Большую часть своего времени представители этой профессии проводят на колесах, развозят грузы по разным городам и странам. Дорожная романтика, одним словом. Но кроме нее есть и опасные приключения.
О нюансах своей профессии, а также о том, существует ли призрачный пес — гроза дальнобойщиков, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал водитель-международник.
В дальнобой Валерий* пришел во времена кризиса лихих 90-х. До этого с 1982-го работал в парках и автобазах — водителем автобусов. По словам мужчины, он не выбирал профессию, скорее, наоборот.
— Уже с детства знал, кем буду работать, — говорит собеседник. — У меня отец автомобилист, сам вожу с юности. Что еще мне делать?
Будучи опытным водителем, он начал карьеру дальнобойщика не с самых простых заданий — стал возить грузы в Европу по поручению белорусско-датской компании, в которой он проработал 12 лет. Однако несмотря на профессионализм, выходил в рейс мужчина первое время не один — с женой. Она работала в той же компании и помогала супругу в организационных вопросах.
— Я сопровождала его в качестве менеджера-экспедитора, — объясняет Светлана*, которая пришла на встречу вместе с мужем. — Будучи по специальности инженером по безопасности дорожного движения, стажировала водителей: многие дальнобойщики, особенно в начале своего профессионального пути, не знают некоторых тонкостей. Знание логистики помогает сэкономить время.
Именно то, что Светлана поддерживала супруга в дороге и также сотрудничала с компанией, помогло Валерию адаптироваться к строгим требованиям европейского начальства.
— Датчане — люди очень педантичные, особенно в вопросах рабочего графика, — отмечает дальнобойщик. — Даже минута опоздания может обойтись очень дорого. Однако если человек в дороге чего-то не знает, то вероятность задержаться в пути возрастает.
Светлана же помогала сориентироваться в непривычных реалиях: ведь в каждой европейской стране правила для водителей грузовиков отличаются.
Водительский быт и время на себя
За годы своей работы супруги посетили все европейские страны. На данный момент женщина на пенсии — занимается хозяйством, а Валерий сотрудничает с компанией во Франции. Эта страна, по словам дальнобойщика, нравится ему больше других европейских государств.
Есть ли возможность во время командировки посещать достопримечательности?
— Разумеется. Согласно правилам перевозки грузов в Европе, на транспортное средство устанавливается тахограф — устройство, регистрирующее скорость, режим труда и отдыха. В дороге мы 10 часов, затем 14 — отдыхаем. Под Парижем везде на стоянках работают маршрутчики — люди, которые отвозят на экскурсию по французской столице, а затем привозят обратно. Некоторые водители берут с собой велосипед, чтобы ездить по городу и изучать достопримечательности. Но таких людей очень мало. Ведь в свободное время нужно и отдохнуть, и постирать, и приготовить.
Посвятил Валерий и в тонкости быта дальнобойщиков: фуры оборудованы откидывающимся спальным местом, имеется газовый баллон с конфоркой, на которой можно готовить и разогревать пищу, бидоном с водой — для питья и умывания. На стоянках, впрочем, можно немного расслабиться: там находится и микроволновая печь, и стиральная машина с сушилкой.
Правда ли, что с дальнобойщиками порой случаются необъяснимые и мистические случаи? Например, есть легенда про черного пса, с которым в темное время суток встречаются водители, в одиночку преодолевающие большие расстояния.
— Если ты работаешь по всем правилам, то не до мистики, — отвечает водитель. — Зрительные галлюцинации возникают из-за усталости, но нормы режима работы не позволяют устать настолько, чтобы увидеть черного пса.
Валерий также отметил, что бывает и так, что мистические истории — своего рода эмоциональная разрядка для людей впечатлительных, оказавшихся в профессии дальнобойщика случайно.
— В профессию в основном приходят из-за денег, в связи с чем человек может не потянуть работу, — поясняет мужчина. — Ведь от абсолютного одиночества, которое длится неделями, у не предназначенного для дальнобоя человека действительно могут начаться психологические проблемы. Но командировки для меня — не труд, а удовольствие. Как в той пословице: если ты занимаешься любимым делом, то тебе ни часа в жизни не придется работать.
В то же время мужчина добавил, что в столь нелегкой профессии бояться нужно не призраков, а живых людей. О чем свидетельствуют истории, очевидцем которых стал непосредственно он сам.
Когда жизнь висит на волоске
Одним из самых запоминающихся случаев в работе было нападение, которое Валерию случилось наблюдать на одной из стоянок.
— На Западе это сейчас в порядке вещей, — рассказывает мужчина. — Даже в TikTok вчера увидели ролик: водитель, работающий в Германии или Франции, услышал ночью шум. Вышел посмотреть — а у него топливо сливают. Далее его избили, после чего он пошел спать. В видео это преподносится с юмором, но по факту дальнобойщикам не до смеха. Подобные инциденты происходят часто. Был и у меня похожий случай. Отправился я мыться. Смотрю — семеро парней обрезают у другого грузовика трос блокировочный. Подхожу к ним, мол, ребята, вы что творите? Иду к водителю в кабину — сказать, что грабят его. Тогда один из парней толкнул меня в спину, да так, что нога выскользнула из тапка. Водитель отодвинул шторку, посмотрел — и не вылез. Обернувшись, я увидел, что передо мной стоят трое, вооруженные массивным инструментом для перекусывания пломбы. Попытались ударить по голове — увернулся и побежал в одном тапке к своей машине. Так быстро я не бегал еще никогда.
К слову, это был единственный раз, когда мужчина не закрыл кабинку машины, что и спасло ему жизнь.
— Многие водители не выходят, когда у них сливают солярку. Знают, что чревато последствиями. В Европе такие случаи уже стали обыденностью. А вот в России и Беларуси ни я, ни мои знакомые никогда не сталкивались с нападениями и угрозой для жизни.
Почему так происходит?
— Для многих грабителей это — способ выживания. Они становятся на преступный путь из-за безработицы. Иностранные водители для них — идеальная жертва, поскольку из-за языкового барьера дальнобойщикам сложно вызвать полицию и объяснить, что происходит. Пообщаться с представителями закона можно только с помощью служащего заправки, а до него еще надо дойти.
Валерий признался, что за годы нелегкой работы у него даже появилась идея, как можно было бы усовершенствовать безопасность грузовых автомобилей. Однако озвучивать он ее не стал, скромно сообщив, что он — всего лишь водитель, а не инженер. Но мужчина уверен, что со временем безопасность машин будет доработана — прогресс ведь идет вперед. И тогда в кабине станет намного спокойнее, убыток фирм — меньше, а сам труд дальнобойщика — приятнее.
* Имена изменены по просьбе собеседников.