← Коммерческий транспорт

BAZ-S36A11: что мы знаем про новый российский грузовик

фото здесь и далее: 5koleso.ru

Результат диверсификации военпрома: знакомимся с новейшим российским внедорожным шасси, разработанным специалистами Обуховского завода.

Хотя этот автомобиль, согласно его рекламному буклету, называется BAZ-S36A11 (да, именно латинскими буквами), то есть несет марку Брянского автозавода, его концепцию и конструкцию разработали в Санкт-Петербурге, на Обуховском заводе. Завод военный, но автомобиль позиционируется как гражданский. Потому что, согласно поручению президента, к 2025 году российские предприятия ОПК должны производить не менее 30 % гражданской продукции, а к 2030 году – не менее 50 %. Задача непростая, и в АО «Концерн ВКО Алмаз-Антей», куда входят и Обуховский завод, и БАЗ, ее решают в том числе путем создания производства автотехники для гражданского применения. А именно – тяжелых шасси и тягачей, нацеленных прежде всего на использование в лесозаготовительной, строительной и нефтегазодобывающей отраслях.

Выбор в пользу именно тяжелых грузовых автомобилей не удивителен. Ведь Брянский автозавод традиционно выпускает многоосные шасси и тягачи как военного, так и двойного назначения. А это и соответствующий опыт, и производство необходимых узлов и агрегатов. В частности, для BAZ-S36A11 взяты созданные брянскими специалистами независимая рычажно-пружинная подвеска и рассчитанные на нагрузку в 12 тонн мосты с блокируемыми межколесными дифференциалами. Так что у нового грузовика – значительный внедорожный потенциал, который, помимо полностью независимой подвески и полноприводной трансмиссии с полным набором блокировок, обеспечивают солидный дорожный просвет в 400 мм (такой же, как у «Уралов»), большой угол въезда в 28о, широкопрофильные одинарные шины с развитыми грунтозацепами и система контроля давления воздуха в шинах, позволяющая изменять это самое давление в зависимости от состояния преодолеваемой местности.

Исходя из допустимых нагрузок на оси, полная масса BAZ-S36A11 определена в 35,7 тонн, из которых на перевозимый груз или на надстройку может приходиться до 22,1 тонны. Грузовик по ширине и высоте выполнен в дорожных габаритах, его длина составляет 8450 мм. Бескапотная компоновка обеспечила значительную монтажную длину рамы в 5390 мм. Но это – в варианте принятой для опытного образца колесной базы 3600/1500 мм, тогда как в перспективе к заказу будут доступны модификации с расстоянием между первой и второй осями до 6050 мм и множеством промежуточных вариантов (с шагом в 50 мм). Причем, чтобы облегчить жизнь надстройщикам, лонжероны рамы сделаны перфорированными – по всей длине просверлено множество сквозных отверстий. На первый взгляд, это усложняет технологию производства, но представитель компании заверил, что имеющееся на заводе оборудование позволяет сделать такую перфорацию быстро и без проблем.

Другая особенность рамы BAZ-S36A11 – она выполнена с двойным гибом, что дало возможность расположить весьма внушительный по размерам моторный отсек не за кабиной, как у серийных брянских шасси, а под ней. Причем этот самый моторный отсек по размерам получился очень внушительным: несмотря на то, что кабина поставлена сравнительно высоко, его кожух выступает в салон фактически до уровня подушек сидений. Видимо, это сделано с учетом перспективы установки более мощных, а потому – более крупных дизелей в случае создания четырехосных, пятиосных и, чем черт не шутит, шестиосных модификаций шасси, что для грузовиков подобного типа – дело вполне обычное. Ну а для опытного BAZ-S36A11, то есть 36-тонного трехосного полноприводника, выбран ярославский рядный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-653.

Когда проект только начинался, рассматривалась возможность применения и зарубежных силовых агрегатов. Но сегодняшняя ситуация, затрудняющая международное сотрудничество, требует опираться прежде всего на отечественную агрегатную базу. Поэтому коробка передач у BAZ-S36A11 – тоже ярославская, 9-ступенчатая ЯМЗ 19.09, а раздаточную коробку поставил входящий в группу «КОМ» Завод Механических Трансмиссий из Набережных Челнов.

Система рулевого управления – собственной разработки. Как и кабина – для нее выбрана наиболее подходящая для малосерийного производства каркасно-панельная конструкция. То есть прочный металлический каркас с изготовленными из пластика внешними и внутренними панелями. Дизайн экстерьера кабины, а также ее компоновку и интерьер, специалисты Обуховского завода создавали самостоятельно. И с задачей в общем и целом справились: внешность у автомобиля получилась интересной и запоминающейся, а салон сделан хотя и без затей, но все выполнено аккуратно и функционально.

Кабина заказчикам будет предложена в трех вариантах. У опытного BAZ-S36A11 она в самом просторным из них, с увеличенной высотой крыши. В таком исполнении заявлены два спальных места. Но у данного образца полка только одна – нижняя, а вместо верхней сделаны дополнительные вещевые боксы. Два других варианта кабины – с низкой крышей: один – с одноместным спальным отделением, другой – вообще без него. Интересно, что ширину спальной полки можно быстро нарастить, если сдвинуть вперед сиденья и поставить уширители. Несколько удивила непривычно большая высота расположения рычага КП. Конечно, идеально было бы оснастить машину коробкой-автоматом, точнее – автоматической гидромеханической коробкой передач, но в нашей стране для грузовиков такой весовой категории их не выпускают. Зато оба сиденья – на пневмоподвеске, боковые зеркала заднего вида – с электроприводом, а центральная часть панели приборов даже развернута в сторону водителя как у некоторых продвинутых зарубежных аналогов.

Самый важный вопрос: когда новый гражданский БАЗ выйдет на дороги страны? На сегодня в планах специалистов Обуховского завода – построить в первой половине следующего года семь - восемь опытных образцов, в том числе с колесной формулой 6х4, учтя в их конструкции все замечания и предложения, сделанные в ходе ознакомления с BAZ-S36A11 представителей потенциальных заказчиков. Интересно, что в заднеприводном исполнении грузовик лишится раздатки и привода на передний мост, но сохранит переднюю независимую подвеску. Далее, до начала 2025 года опытные образцы примут участие в сертификационных испытаниях, получат Одобрение типа транспортного средства, после чего начнется изготовление первой товарной партии в 50 машин.

Константин Закурдаев