Казахстан возвращает запрет на доставку грузов через перецепку белорусскими грузовиками. Как это отразится на логистическом рынке Беларуси и кто в результате выиграет в такой ситуации?
Об этом Office Life поинтересовался у экспертов, анализирующих ситуацию в международных автомобильных перевозках.
По информации руководителя отдела автомобильных перевозок ООО «Нойтек Лоджистикс Бел» Руслана Хусаинова, правительство Казахстана с 9 октября вводит запрет на международные перевозки грузов из третьих стран путем перецепки/перегрузки не только на белорусский, но и на российский транспорт. И ничего нового в этом нет: запрет существовал и ранее, просто в мае 2023 года правительство Казахстана пошло навстречу белорусским и российским перевозчикам, сделав для них исключение.
Это позволило какое-то время работать отечественным транспортным компаниям на рынке Казахстана, но сегодня интересы локального казахстанского бизнеса поставлены выше.
Для белорусских перевозчиков это означает потерю одного из рынков, но к критической ситуации вряд ли может привести. С одной стороны, у многих участников рынка уже есть филиалы и дочерние компании в Казахстане, что позволяет обходить данный запрет. С другой стороны, рынки Китая, Турции, России, Беларуси по-прежнему остаются открытыми, а значит, серьезного урона для бизнеса можно не опасаться», — уверен эксперт.
С таким выводом согласен и заместитель директора по региональному развитию STALOGISTIC Игорь Ковалев.
Мы, как компания экспедиционная и логистическая, оцениваем разные варианты, поскольку у нас нет своего транспорта на белорусских номерах. Понятно, что для белорусских перевозчиков это определенная проблема, но в ней есть и другая сторона: груза, отправляемого в Казахстан из Европы, стало меньше из-за санкционных ограничений, направленных против России. По ряду товарных кодов есть запрет на транзит через Россию в принципе: неважно, в какую страну по документам идет груз. Поэтому часть товара в принципе не может быть доставлена в Казахстан.
Эксперт считает, что еще предстоит понять, будет ли запрет действовать в отношении российских грузовиков. Если таких ограничений не будет, то ситуация не станет критичной для рынка: не секрет, что у многих белорусских компаний есть машины с российской регистрацией. Поэтому вряд ли потери будут сильными.
Однако в других странах местные перевозчики могут воспользоваться этой ситуацией, предупреждает Игорь Ковалев.
С 9 октября в Казахстане вступит в силу документ, по которому запретят международную перевозку грузов из третьих стран в Казахстан путем перецепки/перегрузки на белорусские грузовики.