← Коммерческий транспорт

Это точно «китаец»? Обзор тягача Sany D495A

фото: автора / 5koleso.ru

Отечественным климату и дорогам пришла пора проэкзаменовать новый магистральник Sany D495A.

«Автопарк» ознакомился с китайской новинкой, предназначенной для работы в составе 44-тонного автопоезда.

В России сегмент магистральных тягачей, буквально торпедированный год назад производителями «большой европейской семерки», постепенно обрастает новыми марками. На смену моделям из Европы пришли грузовики производства КНР. Новички внешним обликом и по технической части мало уступают, на первый взгляд, европейским машинам, но различия есть.

Одной из компаний, которая сравнительно недавно приступила к проектированию и постройке тяжелых грузовиков, стала китайская Sany. Бренд и до 2022 года был известен в России, но только как поставщик строительной и складской техники. Преуспев в выпуске автокранов, экскаваторов и специальных шасси, Sany зашла на российский рынок с седельными тягачами и самосвалами, производят их на заводе в городе Чанша. На выставке Comtrans 2023 компания представила три модели грузовиков: двухосный седельный тягач для магистральных перевозок, трехосный тягач для тяжелых региональных перевозок и четырехосный строительный самосвал.

У нас на тесте магистральный тягач Sany D495A с колесной формулой 4х2. Грузовик оборудован безальтернативным 12‑литровым дизелем Sany Power D12C5 мощностью 490 л. с., крутящим моментом 2200 Нм. Двигатель — плод индустриального партнерства с предприятием Hunan Deutz Power, оттого на клапанной крышке изображены логотипы Deutz и Sany.

Sany D495A. Полная масса: 7500 кг. Начало продаж: 2023 г. Цена: рублевый эквивалент 800 000 юаней.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

Вслед за А.С. Пушкиным, такой же вопрос можно задать и производителю. Все-таки, китайские автомобильные марки не имеют за собой большой истории и ярких технических побед, однако сразу заявляются в высший грузовой класс.

Грузовик сделан в тесной кооперации с именитыми брендами. В составе силового агрегата 12‑ступенчатая роботизированная КП Fast Gear с повышающей передачей. Рама выполнена из прочных швеллеров толщиной 8 мм с усиливающим вкладышем в 5 мм.

Мосты — Hande (по лицензии MAN): 7,5‑тонный передний и 13‑тонный задний. Передаточное число главной пары — 3,36 — типичное для КП с овердрайвом. Есть блокировка межколесного дифференциала. Передняя ось и задний мост снабжены стабилизаторами поперечной устойчивости. Пневморессоры задней подвески производства Continental. Седельно-сцепное устройство Jost, высота европейская, 1150 мм. Системами АВS и ESC «поделилась» Knorr-Bremse.

Благодаря широкой гамме совместных предприятий, участвующих в производстве «грузовых» узлов и агрегатов, сделать тягач в КНР большого труда не составляет. Это все равно, что играть во всем известные фирменные пластиковые кубики, чьи китайские клоны полностью заменили отечественной детворе оригинальный конструктор из Швеции. Была бы у нас такая агрегатная база… Другое дело, что при сборке таких кубиков подчас хромает логика конструирования.

САДИСЬ В СВОИ SANY

Почти все новинки китайских тягачей, представленные на российском рынке, внешне стали походить друг на друга. Различия лишь в оформлении фронтальной части: либо псевдоевропейские мотивы, либо модный у китайцев дырчато-узорчатый орнамент, напоминающий кухонную терку, как у нового Foton.


Рулевое колесо с обогревом. На спицах есть управление круиз-контролем, клавиши аудиосистемы и телефона.

Кресло водителя на пневматической подвеске снабжено множеством регулировок.


Sany, зайдя на наш рынок одной из последних, удивила нюансами оформления логотипа. Он отчасти напоминает знаменитую мерседесовскую «звезду», но при повороте ключа зажигания, объемный фирменный шильд светится голубым цветом. Если бы не легкие клубы выхлопа мотора тягача экологического класса Евро-5, можно было подумать, что передо мной электроверсия. Голубоватое свечение фирменной эмблемы тягача заметно выделит автопоезд на дороге — зачет по пассивной безопасности!


Приборы — электронные, как и большой экран мультимедиасистемы, они развернуты к водителю. Ключ зажигания обычный.

Кабина, как у большинства одноклассников из Китая, опрокидывается при помощи электропривода. По правому и левому борту есть боковые инструментальные ящики с внешним доступом. В левом размещен воздушный отопитель мощностью 4 кВт и инвертор для питания 220‑вольтовых электроприборов. Правый ящик отдан для хранения инструмента и сумки автомобилиста. Набор, к слову, весьма обширный. Помимо знака аварийной остановки и двух противооткатных башмаков, есть баллонный ключ, пассатижи, французский разводной (!) ключ, набор стандартных рожковых ключей и серьга для того, чтобы буксировать тягач в непредвиденных ситуациях. Правда, деталь сделана для галочки: нормальный, российский «палец» в шкворень не пройдет, а подходящий по диаметру болт вряд ли выдержит рывки в случае буксировки.

На левой стойке есть штатный глазок системы мониторинга усталости водителя.

Фары с галогеновыми лампами. И в этом есть свой плюс: тепло от лампочек обогревает световой прибор изнутри и не дает ему зимой «зарасти» льдом снаружи. Правда фары расположены низко, близко к дорожному полотну, а значит, быстро загрязнятся, а отдельного омывателя для них нет. На бачок с омывайкой вообще надежд немного. Во-первых, его объем всего два (!) литра. Учитывая размеры ветрового стекла, в зимнюю непогоду омывайка закончится очень быстро. Во-вторых, залить ее очень непросто — заливная горловина неудачно расположена. В Китае зимы отсутствуют как природное явление?


Площадь ступенек для мойки ветрового стекла откровенно маленькая.

Дилеры Sany отметили также еще один неприятный нюанс — зеркала заднего вида активно закидывает грязью в движении. Оформили претензию на завод. Когда исправят форму зеркал и исправят ли — непонятно. Хорошо, что официальный импортер машин, ODIN Group, организовал внушительный склад запчастей и расходников для грузовиков.

От себя добавил бы просьбу пересмотреть площадь ступенек для мойки ветрового стекла. Те, что сейчас, по форме смогут вместить ногу максимум 41 размера, обутую в летние туфли. Нога водителя в зимних ботинках, или какой-то более объемной обуви, там не поместится. Мне возразят — наши люди на грузовиках зимой в ботинках не ездят. Согласен, но в резиновых пляжных тапках выбежать по холоду из кабины, чтобы протереть лобовое — тот еще квест! Ступеньки будут обледенелые и грязные. Чтобы протереть ветровое стекло зимой надо будет обладать навыками промышленного альпиниста.

Машина снабжена двумя алюминиевыми топливными баками суммарной вместимостью 1200 л. Топливозаборники обогреваемые. Бак для жидкости AdBlue (60 л) тоже снабжен подогревом, как и топливный фильтр.

Задний мост от Hande (лицензия MAN), максимальная нагрузка 11 500 кг.

Грузовик оснащен широкой и высокой кабиной на пневмоподвеске. Внутри можно запросто стоять в полный рост. Кресло водителя снабжено множеством регулировок, подогревом, функциями массажа и подлокотником. Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях. Приборная панель — электронная, а большой экран медиасистемы развернут к водителю. После такого хайтека ожидаешь увидеть кнопку запуска двигателя и смарт-ключ, как у новейшего КАМАЗ-54901, но нет, здесь традиционный ключ зажигания. Зато подниматься на «капитанский» мостик в машину быстрее, надо преодолеть всего три ступеньки. Для сравнения: у КАМАЗ поколения К5 в кабину ведут четыре ступени.

Спальные места хороши: нижняя полка шириной 850 мм, верхняя — 700 мм. Внизу у изголовья есть пульт управления стеклоподъемниками и освещением кабины. Полезная опция, спасибо. Под нижней полкой есть холодильник объемом 14 л. Еще о холоде: производитель утверждает, что утеплил кабину изнутри, но по китайской традиции, в ее задней стенке есть окно. Следовательно, теплопотери неизбежны. Три вещевых ящика в зоне над ветровым стеклом прикрыты общей крышкой. Такую «воротину» закрывать с водительского места крайне неудобно — замок расположен строго по центру. С пассажирского места достать ее тоже проблематично. Выходит, что полноценно пользоваться отсеками можно только на стоянке. Опять же, учитывая высокий потолок кабины, эти емкости тоже наверняка придется утеплить дополнительно. А еще не понравились боковые шторки-накидки под водительским сиденьем. Они прострочены ромбиком, как и вся накидка, закрывающая пол кабины, но крепления не фиксируют этот декор к креслам никак. А еще это «ковер» мешает искать пульт управления пневмоподвеской.

Головная оптика галогеновая. Тепло от лампочек будет обогревать световой прибор изнутри. Дневные огни — светодиодные.

КОНТРОЛЬ ЗА «КРУИЗОМ»

Дверь открывается широко, махом взлетел на водительское место, уселся, пристегнулся, огляделся. Все кнопки под руками, сразу понятно, что эргономику тягача позаимствовали у европейских грузовиков. На мой вкус, посадка за рулем и расположение разнообразных кнопок, тумблеров и рычага автоматизированной коробки передач напоминают рабочие места тягачей Sсania и MAN одновременно. Куда тянешься рукой, то и находишь. Тягач оборудован электронным стояночным тормозом с функцией Auto Hold, это хорошо. Есть круиз-контроль, тоже хорошо. Его управление выведено на рулевое колесо. Там же расположены клавиши аудиосистемы и телефона. Ну просто, «Кеша, я не узнаю вас в гриме»! Тягач снабжен функцией контроля движения в полосе. Это точно «китаец»?

Короткий поворот ключа, и мотор откликнулся интеллигентным сочным рыком — красота! Если не смотреть фирменную эмблему машины, кажется, что сидишь за рулем «европейца». На левой стойке увидел глазок системы мониторинга усталости водителя. Особого оперативного простора нет, но есть свободная прямая вдоль машин на заднем дворе дилера. Включил передачу и максимально для камеры зажмурил глаза, чтобы кое-что видеть впереди себя при движении. Через две секунды я услышал: «Пожалуйста, не садитесь за руль, если вы устали». А потом еще раз. И еще! Дилеры уточнили, что «соглядатай» реагирует на зевание, курение за рулем и разговор по телефону в движении от 30 км/ч. Помимо этого, в тягаче есть камеры кругового обзора, множество электронных помощников, включая систему предупреждения фронтального столкновения.

Комплект аэродинамических спойлеров включен в базовое оснащение магистрального тягача.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Марка Sany для восприятия на слух созвучна с известной балладой Бобби Хебба, Sunny. Смысл песни прост — что бы ни произошло, всегда помни, что у жизни есть солнечная сторона. В разное время композицию исполняли такие звезды, как Стиви Уандер, Элла Фицджеральд, Том Джонс, Фрэнк Синатра, Шер и многие другие. Массовое узнавание песни пришло после того, как автор аранжировал ее для группы Boney M. Эту диско-версию вы наверняка знаете и не раз слышали.

Получится ли у магистральника Sany D495A со временем стать настоящей «звездой» наших автострад? Если грузовик проявит себя как надежная конструкция, то получится, так как тесто, из которого он замешан, подходящее.


Максим Приходько