По данным исследования, средние заработные платы в России выросли на 7%, однако есть отрасли, где прирост составил почти 60%
В среднем в месяц дальнобойщики получают более 184 тысяч рублей, это больше, чем доход геодезиста или фрезеровщика, которые заняли второе и третье места. Их средние зарплаты — 170 тысяч и 164 тысячи рублей. Это данные сервиса «Авито работа». В целом же зимой на фоне дефицита кадров средние зарплаты в России выросли на 7%.
Кадров, тем более опытных, сегодня мало, подтверждают работодатели, опрошенные Business FM. Если и мотивировать сотрудников, то рублем — других вариантов не остается.
Антон Чемена, руководитель транспортной компании в Санкт-Петербурге:
«У меня кто на фронт ушел, кто — на восточный полигон, а новые — это жесть. Я сегодня был в ремонте, столько битых машин... Это новые водители, которых берут компании, а они даже водить не умеют».
Александр Котов, председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов:
«Достаточно серьезная нехватка кадров. Государственной программы по подготовке дальнобойщиков не существует. Это очень востребованная специальность. У нас система оплаты труда искажена до безобразия. Почему большие тонно-километры? Потому что переработка страшная».
Владимир Матягин, президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»:
«За годы функционирования данного рынка особо не уделяли внимания подготовке водителей, популяризации профессии — она стала неинтересна. И, соответственно, в отрасли мало притока свежих кадров, старые кадры уходят. На сегодняшний момент люди за 200-250 тыяч не могут найти водителей, такие зарплаты предлагают. Если сравнивать эти цифры с тем, что было в 2006 году, в 2006-м водитель мог зарабатывать порядка 5 тысяч долларов. За этот период уровень зарплаты у перевозчиков в долларовом эквиваленте упал».
Многие сотрудники ушли на СВО, это дополнительный фактор изменений на рынке труда, рассказывает старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло. В целом дальнобойщик — стареющая профессия, но крайне нужная.
Георгий Властопуло, старший партнер компании «Оптималог»
«Последние 10-15 лет эта отрасль испытывает значительный дефицит кадров. Это происходит не только у нас в стране, это и в Европе. Это так называемая стареющая профессия: молодежь туда не идет, кадры, которые работают, достаточно возрастные, средний возраст в Европе — около 50 лет. За последние несколько лет этот дефицит усугубился тем, что появилось достаточно много новых сфер экономики, которые вытягивают значительные молодые кадры, даже тех, кто пытается определиться. Спрос на автогрузовые перевозки по-прежнему очень велик, вот и приходится привлекать водителей в эту профессию достаточно высокими зарплатами. Плюс надо помнить, водитель-дальнобойщик — это не просто водитель, это еще и экспедитор грузов, ему нужно разбираться в документах, в товарно-сопроводительной документации. С начала СВО люди стали записываться на контрактную службу, потому что там еще большие деньги платят, это также ударило по отрасли. У нас в принципе наблюдается значительный дефицит на рынке труда, у нас уровень безработицы колеблется от 2,7% до 2,9%. Если все эти факторы сложить, получается, что водители зарабатывают немало».
Несмотря на то что дальнобойщики объективно стали больше зарабатывать, рейтинги зарплат сильно варьируются. Так, по итогам исследования HeadHunter за 2023 год, больше всего получают DevOps-инженеры и аналитики больших данных. В целом именно IT-сектор сегодня на подъеме. При этом только за 2023 год зарплаты IT-специалистов выросли на 20%.