О почти трехкратном увеличении тарифов на автоперевозки из Европы рассказали участники конференции «Железная дорога vs автотранспорт: конкуренция за грузы», которую организовал и в провел РЖД-Партнер накануне.
Со слов участников рынка, в апреле были введены «дополнительные абсурдные требования» к разрешительным документам для транзита груза в транспортных средствах, которые привели к 10-дневным простоям на международных автомобильных погранпереходах.
Европа на замке?
Финляндия закрыла все погранпереходы с Россией в 2023 году. Груз пошел через Прибалтику и Польшу. В марте 2024 года Евросоюз объявил о закрытии еще двух пунктов пропуска на границе Белоруссии и Литвы. Причины закрытия в правительстве Литвы объяснили так: «пресечена попытка контрабанды и нарушений международных санкций», сказал Александр Шилинчук, заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам «ТРАСКО». Сегодня автоперевозчик груз из Европы в Россию доставляет через два пункта пропуска между Белоруссией и Литвой: Мядининкай и Шальчининкай, или через один на границе с Польшей – Козловичи. Последние два года здесь всегда очереди, но в мае 2024 года они выросли и довели автоперевозчиков до 10-дневного простоя. Причина очередей, со слов А. Шилинчука, – «новые дополнительные абсурдные требования к разрешительным документам для транзита груза в Таможенный Союз».
«Нужна, например, справка от европейского производителя, что он не против, что груз едет в Россию. Вот на секундочку представьте себе, как грузоотправитель идет в компанию Mercedes или Audi и просит эту справку для предъявления в Киргизии. Ну бред же? Все эти требования вылились в простои на границе», – сказал он.
В результате новые требования повысили ставки на автоперевозки почти втрое.
«На майские праздники тарифы повысились на €3 тыс., но, правду сказать, после майских праздников они пришли в норму. Грузоотправителям предлагался вариант: комбинация с железнодорожным транспортом. Груз на европейской стороне загружают в вагоны и в Россию ввозят по железнодорожной сети, но, к сожалению, так можно поступить не со всеми номенклатурами», – отметил эксперт.
В результате прямой экспорт грузов из Евросоюза практически обнулился. И одновременно вырос транзитный грузопоток через третьи страны.
Третьи страны
Европейские компании готовы сотрудничать с Россией, но не напрямую, а через посредников, сказал эксперт. В связи с этим вырос грузопоток через МАПП Верхний Ларс, но он – нестабильный, зависит от погоды, продолжил А. Шилинчук. Сейчас очередь может составлять от 300 до 1,2 тыс. фур, и погранпереход из Турции в Россию может быть совершен как за одни сутки, так и за трое. Все зависит от погоды и от количества автомобилей на погранпереходе, а также от периодов «повышения контроля безопасности, когда пограничники проводят сканирование автомобилей», продолжил Шилинчук. Чтобы увеличить скорость перехода, «необходимо своевременное регулирование численности персонала таможни и службы контроля безопасности». Автоперевозчики, конечно, могли бы стоять и ждать погоду, или, как в случае прямого транзита с Европой, повышать расценки, но на направлении через третьи страны есть варианты. Если все плохо, то автоперевозчик едет в сторону МАПП Яраг – Казмаляр, объяснил А. Шилинчук. По России, в том числе и европейские грузы, доставляемые через третьи страны, везут по трассе Москва – Волгоград – Астрахань.
«Сейчас трасса имеет двухстороннее движение. Но если маршрут заявлен как МТК, то автомагистраль необходимо увеличить до четырехполосной и оборудовать разделительными ограждениями», – так докладчик охарактеризовал доставку грузов из Европы по России.
Тарифы на автоперевозку из третьих стран, в отличие от европейского направления, не растут. Они, со слов докладчика, демонстрируют относительную стабильность.
«Как и прежде, доступны разные варианты с выбором стран транзита: в том числе и через Иран. Ставка на автоперевозку зависит от категорий грузов и погодных условий. Доступны комбинированные перевозки с применением прямых морских паромов из Турции в Россию. На турецком направлении для сквозной перевозки активно используется собственный российский транспорт», – перечислил докладчик.
Грузы из Турции в Россию доставляются не только до таможни в порту или в Московской области, но и во многие региональные таможни страны: Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Новосибирск. Все это дает возможность импортерам провести таможенное оформление своего груза на удобном СВХ, заключает докладчик.