← Автомобильные грузоперевозки

Тренды внутригородской логистики в 2024 году

© Вячеслав Палес / Фотобанк Лори

Рынок внутригородской доставки растёт благодаря развитию e-commerce и меняется, внедряя высокотехнологичные цифровые решения.

За последние три года логистика и бизнес трансформировались в связи с различными внешними факторами. Одно из главных актуальных изменений — производства «переехали» и сконцентрировались внутри страны. Соответственно, для обеспечения бизнеса перевозчикам необходимо перестраивать маршруты и осваивать новые пути и транспортные коридоры. Поэтому роль внутригородской логистики выросла — сегодня она является базой для междугородных и международных перевозок: от того, насколько грамотно выстроена логистика по городу, зависит скорость и качество доставки между городами и странами, а значит эффективность бизнеса и его прибыль.

Основными трендами на рынке перевозок лёгким коммерческим транспортом исполнительный директор сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров называет дальнейший рост грузооборота и увеличение объемов доставки, в первую очередь — за счет цифровизации рынка транспортно-логистических услуг, а также усиление роли маркетплейсов, консолидацию грузоперевозчиков, дефицит ключевых кадров и удорожание логистики. 

В 2023 году транспортно-логистическая отрасль стала одной из самых динамично развивающихся: только за первое полугодие 2023 года спрос на автомобильные грузоперевозки по России увеличился на 61%. В частности, вырос объем заказов в сегменте e-commerce и спрос на непродовольственные товары. По оценке Strategy Partners, количество обработанных e-commerce заказов в 2023 году по сравнению с 2022 увеличилось на 42%, а к 2025 показатель может вырасти более чем в два раза — 2,1 млн, около 3 млн и 4,8 млн заказов соответственно. Аналитики также прогнозируют, что объем рынка грузовых автоперевозок России в 2030 году достигнет 3 трлн руб., что почти на 40% больше, чем по итогам 2022 года.

Одним из главных драйверов роста отрасли и рынка остаются маркетплейсы: в прошлом году доля доставки через ПВЗ превысила 85%, а с учетом расширения сети ПВЗ в 2024 году этот показатель может увеличиться.

Кроме того, маркетплейсы будут интенсивнее работать с крупногабаритными товарами: с 2024 года площадки предлагают клиентам и селлерам доставку мебели, бытовой техники до склада, «последней милей» или сборными грузами. 

— Соответственно, в этом году прогнозируется дальнейший рост грузооборота коммерческого грузового автотранспорта и увеличение объемов доставки, — отмечает руководитель «Грузовичкоф». — Кроме того, еще один тренд в связи с увеличением доли маркетплейсов и расширением спектра их услуг — сокращение сроков доставки: среди клиентов есть спрос на ускорение доставки, особенно на этапе «последней мили», то есть на конечном этапе перевозки, и, по нашим прогнозам, этот спрос будет только расти. Чтобы удовлетворить потребности клиентов, перевозчикам необходимо перестраивать свои бизнес-процессы и оптимизировать их. Для этого потребуется в том числе внедрять различные технические решения, обновлять автопарки и предпринимать другие шаги, чтобы обеспечить доставку в минимальные сроки, причем без потери качества и надежности.

Чтобы обеспечить выполнение услуг на высоком уровне, нужно помимо улучшения операционных и бизнес-процессов совершенствовать сервис, поэтому разработка и внедрение новых решений специально для заказчиков, усиление клиентоориентированности в целом — еще один тренд в логистике.

— Согласно внутренним данным сервиса, сейчас фактор стоимости услуги и тарифов на перевозку уходит на второй план, а к выбору перевозчика пользователи В2В- и В2С-сегмента подходят все тщательнее. Чем выше качество и скорость доставки, чем надежнее грузоперевозчик, чем он лучше слышит потребность клиента, тем выше лояльность и доверие пользователей и тем выше его конкурентоспособность на рынке. Поэтому перевозчик обязан сегодня вкладываться в кадровые и технические ресурсы, которые направлены на развитие и совершенствование клиентского сервиса, — добавил исполнительный директор «Грузовичкоф».

Цифровизация — еще один важный тренд для логистики. Автоматизация и оптимизация процессов сейчас касается всех сфер бизнеса, так как это позволяет сократить рутинную и ручную работу, а значит — издержки, и повысить тем самым общую эффективность управления бизнесом.

В том числе цифровые решения призваны сократить сроки доставки. По словам Михаила Назарова, в перспективе ожидается массовый переход на технологии SaaS (Software as a Service) и API (application programming interface), а также масштабная «уберизация» автомобильных грузоперевозок.

Другая сторона цифровизации — масштабный переход на электронные сопроводительные документы. Такие документы, как договор-заявка, путевой лист, ТТН, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, позволяют отслеживать перемещения грузов и подтверждать транспортные расходы, и в перспективе они перейдут в «цифру». Так, ФНС уже начала разрабатывать формат этих документов, и скоро он будет утверждён. Основное преимущество электронного документооборота — сокращение издержек бизнеса, так как многие процессы значительно ускоряются и становятся более удобными. Поэтому, чем масштабнее грузоперевозчик, тем более значительный экономический эффект он получит от перевода документов в цифровой формат, и крупным игрокам рынка целесообразно поддержать этот тренд.

Еще один способ повысить свою эффективность — консолидироваться с другими игроками рынка. При этом объединение небольших перевозчиков, например, частников, с крупными компаниями — это взаимовыгодная тенденция.

Небольшим перевозчикам в условиях роста цен на топливо, запчасти, транспорт и в целом логистику, которые наблюдаются в последнее время на транспортно-логистическом рынке, сложнее развиваться и увеличивать прибыль, а крупная транспортная компания может обеспечить поддержку и даст возможность продолжить работать. Крупный игрок, в свою очередь, сможет нарастить операционные мощности и капитализацию, что позволит освоить перспективный и больший объем грузоперевозок, а значит — увеличить свою долю на рынке и выручку.

— Создание различных профессиональных сообществ, ассоциаций также способствует укреплению связей между участниками процесса грузоперевозок, помогает наладить взаимодействие, а также улучшить условия труда, — сказал Михаил Назаров.

Чтобы минимизировать влияние барьеров и сдерживающих факторов, предпринимается ряд поддерживающих мер со стороны органов государственной власти, так как логистика — одна из важнейших отраслей в экономике, причем больше 60% грузов перевозится именно автотранспортом. Так, например, совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры способствует ускорению доставки, повышает доступность городов для грузовых автомобилей, а значит, играет ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности бизнеса.

— Например, московские власти продлили упрощенное получение ночных пропусков для грузовиков до 31 декабря 2024 года. Это в первую очередь позволит ускорить доставку на этапе «последней мили», — отмечает Михаил Назаров. — Стратегия развития транспортной системы Москвы и Московской области на период до 2035 года предусматривает в том числе и расширение сети современных центров обработки грузов — оптово-распределительных центров и логистических коворкингов, что способствует повышению грузооборота и роста отрасли в целом. Поэтому поддержка государства — важный актуальный тренд в логистике и бизнесе, который в перспективе, на наш взгляд, будет набирать обороты.