← Автомобильные грузоперевозки

На грани ликвидации: калининградская транспортная отрасль за год лишилась 3 тысяч грузовиков и 300 предприятий

Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Калининградская область лишилась свыше трёх тысяч грузовиков и тягачей, которые за год сняли с регистрации в регионе. Об этом «Клопс» сообщил секретарь инициативной группы калининградских автомобильных перевозчиков Николай Харитошкин.

В четверг, 20 июня, представители этой организации, объединяющей свыше 240 предприятий и бизнесменов, направили обращение врио губернатора Алексея Беспрозванных. Транспортники призвали главу региона обратить внимание на проблемы перевозчиков и поддержать отрасль, которая находится «на грани ликвидации».

Ситуация на рынке

Как подчеркнул Николай Харитошкин, за последний год порядка 300 предприятий ушли с рынка. Около 4 тысяч человек лишились работы или были вынуждены уехать из области.

«Из-за санкций, которые ввели недружественные государства, мы испытываем трудности уже в течение полутора лет, — отметил секретарь инициативной группы. — Многие действующие предприятия находятся под угрозой банкротства. Это тоже несколько тысяч рабочих мест, которые регион может потерять».

Один из наглядных показателей кризиса в отрасли — сокращение объёмов транспортного налога от юридических лиц. В среднем с одного тягача в год поступало порядка 30 тысяч рублей, рассказал Николай Харитошкин. По данным областного министерства финансов, за 2023 год региональная казна недосчиталась почти 87 млн рублей. И это не считая других отчислений в бюджет, в том числе НДФЛ.

«Когда ситуация нормализуется, мы будем зависеть от перевозчиков из других регионов России, кто сохранил свой парк. Сейчас в область свободно приезжают польские и литовские фуры, а нам в эти страны нельзя. И у нас нет никакой информации о действиях властей по урегулированию ситуации», — сказал собеседник «Клопс».

Чего хотят перевозчики?

Новый глава области ведёт активный диалог с различными региональными сообществами, говорят транспортники. Люди рассчитывают, что и на их проблемы также обратят внимание.

«Мы давно говорим, чтобы машинам с областной растаможкой открыли доступ на российский рынок для каботажных перевозок, — отметил Николай Харитошкин. — Почему грузовикам из Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии разрешили ездить по России, а нам — нет? У нас вызывает обеспокоенность, что к нашему особенному региону такое отношение. Здесь важна позиция главы области, и мы просим его помочь отрасли».

Говоря о действующих мерах поддержки, представитель инициативной группы перевозчиков подчеркнул, что требования очень сложные: «Субсидии получают только собственники автомобилей, растаможенных на область. Компании не должны иметь задолженности по налогам и сборам, обязаны полностью сохранить трудовой коллектив. Если вы проанализируете объёмы исполнения субсидий, то они значительно отличаются от планируемых показателей. То есть масса компаний физически не может выполнить все условия.

Мы предлагаем разделить субсидии на все предприятия, чтобы таким образом обеспечить поддержку отрасли.

Это бы существенно упростило администрирование процесса. Сейчас же нужно сначала уплатить транспортный налог и только потом, может быть, получить компенсацию. А может, и нет. Поэтому многие, столкнувшись с отказом, и забросили это дело».

Дамир Батыршин