Автоматизация и роботизация в логистике нацелена на то, чтобы ускорить работу логистических комплексов, упростить инвентаризацию, повысить точность сборки и быть менее зависимым от состояния рынка труда.
Какие новые технологии сейчас внедряют логисты Retail.ru рассказал Артем Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России.
Беспилотные погрузчики
Тренд времени – беспилотная техника. Беспилотные погрузчики взаимодействуют с WMS (системой управления складом) и в автоматическом режиме выполняют перемещения паллет между зонами приемки/отгрузки и хранения товаров на складе, а также зонами обработки (например, между зонами хранения и копакинга). Их использование позволяет минимизировать зависимость от человеческого ресурса, особенно сейчас в условиях острого дефицита и высокой стоимости линейного персонала. Пока уровень производительности беспилотных погрузчиков чуть ниже, чем у человека. Это связано с тем, что приоритет технологии – безопасность, поэтому если в радиус действия погрузчика попадает человек, то техника на некоторое время блокируется. Мы начали тестирование этой технологии на двух наших складах еще перед пандемией. Основной результат сегодня – кратное наращивание производительности этой операции и сохраняющийся потенциал ее увеличения.
Беспилотные системы – дроны
Дроны в логистике используются для ускорения процесса инвентаризации. Поскольку складские входы и выходы в этот период должны быть заблокированы, у владельца товара наступает остановка в продажах. Ключевая выгода для бизнеса заключается в том, что использование дронов сокращает вынужденный перерыв в среднем в три-четыре раза.
Несмотря на то, что час применения беспилотных систем выходит дороже, чем ритрака или ножничного подъемника, стоимость процедуры инвентаризации не меняется, так как производительность дронов существенно выше. Кроме того, основным преимуществом данного метода является сокращение срока остановки отгрузок и продаж на период инвентаризации, а значит и связанных с этим потерь.
Для проведения классической инвентаризации нужна специальная техника: ножничные подъемники для осмотра комиссией расположенного наверху товара или вилочные погрузчики для снятия паллет и оценки на полу. На рынке большинство инвентаризаций стараются проводить в праздники, когда нет операционной деятельности, что приводит к дефициту и удорожанию техники, а также необходимости ее заблаговременного бронирования.
Даже при эффективной организации классическим методом инвентаризации стока объемом, например, 30 тыс. паллетомест с использованием ножничного подъемника или путем снятия паллет с уровней этот процесс занимает примерно две с половиной рабочие смены. При этом четыре дрона могут проверить такой сток менее чем за одну 12-часовую смену. Однако важно учитывать, что этот способ применим только для полных однородных паллет, вскрытые же или микс-паллеты нужно обследовать вручную.
Безусловно, такая система выгодна как для владельца товара, так и для провайдера: повышается качество сервиса и эффективность всех операций, инвентаризация становится более гибкой с точки зрения сроков ее проведения. Особенно актуальна эта технология для компаний, проводящих полную инвентаризацию несколько раз в год, например, ежеквартально. Длительность периодов обязательной остановки отгрузок на этот период, а, следовательно, и продаж кратно сокращается.
Конвейеры, сортеры и многоуровневые мезонины
Все больше технологических решений появляется для сборки заказов «с высоты», когда продукция подбирается не только с первого уровня стеллажей.
Как правило, обилие штучной либо коробочной сборки составляет основную статью расходов складского бюджета компании. Поэтому использование конвейеров и сортеров помогает оптимизировать складские процессы, повысить скорость сборки заказов, сократить количество требуемого ресурса, а значит, затраты.
Сортер может использоваться как вместе с многоуровневым мезонином, так и с любым другим типом хранения и сборки. Если между этажами многоуровневого мезонина инсталлирован конвейер, а на выходе из него сделан сортер, то собранные заказы с помощью рукавов распределяются по различным направлениям. И тогда благодаря ленте, радиотерминалам и компьютерному оборудованию распределять товар с высокой производительностью можно без участия людей.
Приведу кейс из практики одного ритейлера, ставшего полноценным конкурентом маркетплейсов, сток которого уже превышает 200 тыс. SKU – наименований различной продукции. Пользователь, к примеру, заказал духи, тапочки, банку протеина и смартфон. Храниться они могут в абсолютно разных локациях многоуровневого мезонина склада, суммарная площадь которого на 5 этажах составляет более 12 тыс. квадратных метров, в то время как под конструкцию задействуется чуть более 2,5 тыс. квадратных метров. Каждый сотрудник отвечает за подбор продукции, расположенной на его участке склада. Один кладет на ленту банку протеина, другой, двумя этажами выше, – смартфон, третий – духи, четвертый – тапочки. В итоге ручьи конвейера соберут товары в один заказ, и упаковщику все позиции придут вместе. Он сложит их в коробку или пакет и отправит получателю. Все это произойдет очень быстро и эффективно, а, главное, точно.
Важно отметить, что эта технология позволяет минимизировать или практически исключить риск пересорта или недовложения товара. Процесс состоит из множества автоматизированных промежуточных точек контроля, данные сверяются со складской учетной системой с помощью радиосканирования, участие человека минимально. В итоге повышается эффективность операций и удешевляется их себестоимость.
Сроки окупаемости проектов по автоматизации и роботизации зависят от объема складских операций и используемой технологии. Установка сортера, конвейера или строительство многоуровневого мезонина – это большой проект, экономическая целесообразность которого должна тщательно оцениваться. Здесь речь идет о десятках миллионов рублей. Расчет покупки должен быть произведен таким образом, чтобы оборудование начало приносить прибыль до того, как выйдет из строя или потребует серьезного ремонта. Иначе это экономически не целесообразно.
Роботизированное измерение веса и габаритов
Еще одно эффективное решение – роботизированное измерение весогабаритных характеристик. Когда логист работает с большой артикульной базой, задача – замерить параметры нового товара сразу при его поступлении на склад. Это можно долго делать вручную с измерительными приборами и весами, особенно, если объем продукции колоссальный, как у маркетплейсов. А при автоматизации этого процесса все характеристики будут измеряться и переноситься в базы данных в цифровом формате. Как правило, специальная рамка, которая позволяет делать 3D-замеры веса и габаритов продукта, устанавливается на конвейерной ленте.
Эту же технологию можно использовать при подготовке заказа к курьерским отправкам. Размер и вес собранной посылки замеряется на выходе с конвейера. Таким образом, перевозчик или транспортная компания получают данные, которые можно интегрировать с их IT-системами без траты времени на выполнение данной процедуры, а также затраты на нее на их РЦ.
Например, один из наших партнеров помогал нам доставлять курьерские заказы. На своей линии мы внедрили замеры весогабаритных характеристик и автоматическую передачу информации в систему подрядчика. Так мы исключили необходимость наличия представителя транспортной компании на складе. Как только собранная посылка проходит рамку, распределительный склад курьерской компании уже понимает ее характеристики и учитывает их при получении.
Беспилотная корзина
Это маленькая корзина, которая может перемещаться по складу штучной сборки без участия человека. Фактически она выполняет функцию конвейера, перемещая товар. Только с точки зрения установки она мобильна и перемещается автономно. В корзину, которая напоминает кузов самосвала по принципу работы, из места хранения ссыпается упакованный товар, тележка перемещает его в необходимую часть упаковочной линии и этим кузовом сбрасывает его в нужное место. Amazon, например, применяет подобную систему для обработки миллионов SKU.
Так, у Amazon есть еще одна технология – платформа, которая перемещает по складу паллеты и собранные короба. Каждая платформа находится в единой экосистеме, соответственно, риски столкновения минимизированы. Технологии позволяют множеству платформ безопасно и быстро перемещаться на ограниченной площади одновременно.
Неуниверсальность роботизации
Основной минус глубокой роботизации склада – неуниверсальность. На мультиклиентских складах, например, важно учитывать специфику требований каждого клиента, его бизнеса, весогабаритных характеристик грузовых мест, заказов и технологий, используемых на отдельных участках. Это делает роботизацию подобного склада крайне затруднительным решением, так как оно не может отвечать специфике всех требований.
Примерами автоматизации и роботизации могут быть такие участки: сортировочные линии, многоуровневые мезонины с конвейерами между этажами, беспилотные погрузчики, автоматические системы загрузки/выгрузки транспорта, линии замера весогабаритных характеристик, упаковочные линии и др. Большинство данных решений применяется в передовых логистических компаниях, однако их выбор и комбинация зависят от специфики обслуживаемого клиента и участка операционного цикла, где это действительно будет эффективно.
В то же время некоторые технологии более универсальны, например, инвентаризация дронами.
Потенциал роботизации складских операций очень высокий, поэтому наверняка будут новые интересные технологические решения в обозримом будущем.