В Набережных Челнах прошел традиционный пресс-тур, приуроченный к ралли марафону «Шелковый путь». Участники команды «КАМАЗ-мастер» рассказали о различных технических идеях, которые будут претворяться в жизнь, и о новой спортивной смене.
Утро пресс-дня по традиции началось с поездки в Тарловку, на домашний полигон команды «КАМАЗ-мастер». Журналистам представили два спортивных грузовика КАМАЗ семейства К5 (КАМАЗ-435091), подготовленные к ралли «Шелковый путь».
Эти автомобили участвовали в заездах по трассе (впервые!), а почетное место в статичной позиции на бивуаке занял легендарный КАМАЗ-49252, участник соревнований с 1994 по 2003 год, победитель "Дакара-1996". Двухосник среднемоторной компоновки с двигателем мощностью 750 л. с. был построен в 1994 году при поддержке московской компании «Мастер» (именно тогда команда стала называться «КАМАЗ-мастер»). Представлял машину механик первого победного дакаровского экипажа Наиль Багаветдинов. Связь и преемственность поколений – это очень важно!
Пилоты «боевых» КАМАЗов — многократный победитель «Дакаров» Андрей Каргинов и молодой перспективный гонщик Богдан Каримов. Представители СМИ проходили тест-драйв в креслах механика и штурмана. Кольцевую трассу длиной 15 км спортивный грузовик проезжает примерно за 10 минут. Под кабиной спортивного КАМАЗ К5 — рядная «шестерка» мощностью 1100 л. с. и гидромеханическая коробка. На прямом участке трассы грузовик уверенно разгоняется до максимальной скорости 140 км/ч (срабатывает ограничитель). Впрочем, и на извилистых участках темп сбавляется незначительно. При этом пилот словно по интуиции работает рулем и педалями, четко вписывая машину в виражи. Высший пилотаж!
Спрашиваю по внутрикабинной связи у Андрея Каргинова: как ему удается настолько точно чувствовать трассу? «Навык вырабатывается в комплексе — это опыт, уверенность в технике и постоянные тренировки. Нужно быть хорошо готовым физически, потому что за рулем сидим часами, и не один день», — отвечает заслуженный мастер спорта России. И рекомендует нам с коллегой сильнее упереться ногами в пол — впереди трамплин….
По ощущениям КАМАЗ К5 преодолевает неровности мягче, чем его предшественник КАМАЗ-43509, в котором журналистов катали здесь же в Тарловке несколько лет назад.
По словам начальника конструкторского отдела команды Евгения Яковлева, было много сделано для повышения плавности хода спортивного грузовика, которая зависит от многих факторов: массы машины, ее распределения, схем подрессоривания. Сложностей добавляет еще и подвеска кабины, именно она и подверглась изменениям. Было найдено решение, позволившее при тех же комплектующих использовать по максимуму весь диапазон настроек, улучшить плавность при пересечении участков бездорожья, а также снизить крены. Проведенные изменения привели к увеличению нагрузок на элементы шасси, что потребовало усиления этих зон.
Что касается других систем, то инженеры и конструкторы ориентировались на главную для команды гонку года — ралли-марафон «Шелковый путь» и, предполагая жаркие условия Монголии, постарались улучшить показатели охлаждения систем двигателя. Стоит отметить, что в ходе совместных работ некоторые компоненты российского производства имеют сейчас более высокие показатели по сравнению с зарубежными аналогами.
Поиск качественных производств и технических партнеров ведется постоянно. Пока не все наработки могут быть применены на предстоящем ралли, ввиду незавершенных циклов испытаний, однако некоторые компоненты будут опробованы уже на июльской гонке, так как находятся на завершающей стадии тестов. Это элементы тормозной системы, ходовой части, двигателя. По двигателю было важно найти новых производителей некоторых комплектующих. Часть этих вопросов решена с помощью как российских компаний, так и поставщиков из дружественных стран.
Сейчас на спортивных грузовиках установлен 13-литровый дизель ISZ13 производства Dongfeng Cummins Engine Co. (DCEC), завод и конструкторское бюро расположены в китайской провинции Хубэй. В перспективе планируется переход на 12-литровые моторы, в связи с ужесточением правил FIA. Такой двигатель имеется и у «КАМАЗа». Есть и инженеры, способные подготовить именно спортивный мотор. Кстати, за свою историю команда применяла семь спортивных двигателей.
Разговор о технике продолжили в спортцентре «КАМАЗ-мастер». Накануне ответственной гонки работа здесь не прекращалась ни на минуту. Масштабное строение, стены которого сияют на солнце металлическим отливом и небесной синевой — это настоящий завод в миниатюре: станки для раскроя металла, участки механической обработки деталей, сборочный участок, окрасочный цех — здесь есть все, чтобы строить грузовики. Кабины поставляет завод компании «Тракс Восток Рус», партнера команды «КАМАЗ-мастер». В спортивном центре в них интегрируют каркас безопасности, который становится несущим.
Экскурсию проводит легендарный штурман Айдар Беляев. После осмотра цеха больших машин он ведет нас на участок багги, рассказывая о том, какое большое внимание команда уделяет детскому спорту. «Мальчишки и девчонки приходят в спортивную секцию с шести лет, а в восемь уже участвуют в первенстве России. С 12 лет юниоры пересаживаются на технику с более мощными моторами, а с 16 во взрослый класс переходят. Все эти ребята — будущее нашей команды», — берет слово руководитель спортивной подготовки среди юниоров Евгений Шерстяных. Кстати, в этом году юниоры «КАМАЗ-мастера» участвуют в семи российских этапах автокросса в своих классах и пяти этапах в Татарстане .
Далее карьера гонщика может развиваться следующим образом: сначала работа механиком в спортивном центре, затем выезды на соревнования с командой, назначение механиком в экипаж, а после — прямая дорога в пилоты. «Молодежь стремится себя проявить, а в команде заинтересованы в обеспечении будущего резерва специалистов», — говорит Айдар Беляев.
Радует, что в команде подрастает достойная смена. В интервью журналистам руководитель команды Эдуард Николаев в качестве примера называет Даниила Телепова, отправившегося на ралли «Шелковый путь» механиком в экипаже Андрея Каргинова. Для Даниила это дебют в международной гонке.
Всего на «Шелковый путь — 2024» команда «КАМАЗ-мастер» отправила пять экипажей: пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Дмитрий Авдеев; пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов; пилот Андрей Каргинов, штурман Дмитрий Никитин, механик Алмаз Ахметов; пилот Сергей Куприянов, штурман Александр Куприянов, механик Иван Татаринов.
Гонка для команды получилась результативной. Дмитрий Сотников в пятый раз в карьере выиграл ралли-марафон «Шелковый путь», серебро у Эдуарда Николаева. Вызов бездорожью на грузовике КАМАЗ-43509, использующем в качестве топлива газодизельную смесь, в очередной раз бросил экипаж Сергея Куприянова. Его результат в гонке — пятый. Испытания и новые изыскания в этом важном для «КАМАЗ-мастер» и партнеров команды направлении, которое связано с использованием природного газа, будут продолжены.
«Победа команды “КАМАЗ-мастер” — признак надежности автотехники, высокого профессионализма и большой внутренней силы камазовского коллектива, который умеет создавать машины, выдерживающие любые испытания, и мастерски ведет их к победным финишам», — отметил в поздравительной телеграмме генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин.