← Безопасность и страхование

«Не проклинайте нас, мы везём хлеб!»: страшный сон дальнобойщика в Новороссийске

фото здесь и далее: Мария Ананьева / https://novorab.ru/

После резонансного ДТП с зерновозом в Краснодарском крае журналист посетила грузовой терминал и узнала у водителей большегрузов о причинах таких аварий, о трудностях их работы и о напряжённых отношениях с водителями легковушек.

Летом жизнь новороссийцев, особенно проживающих в промышленных районах и вдоль трасс, превращается в ад. А еще под колесами грузовиков все чаще и чаще погибают люди…

Последнее ДТП в Крымском районе, где 1 августа погибла семья из пяти человек станицы Раевской, расплющенная фурой, всколыхнуло новую волну страха и ненависти к большегрузам и к их хозяевам.

А что думают о причинах трагедии сами водители? Какова их неприкрытая, «голая» правда? Водители зерновозов рассказали корреспонденту «НР» свою правду о ситуации на дорогах, об отношении к легковушкам и настоящих дорожных войнах, в которых на карту поставлена человеческая жизнь.

Виноват не шофер, а пробка

Корреспондент «НР» отправилась на терминал во Владимировке, где в эти дни максимальная концентрация водителей зерновозов. Их здесь не меньше трех сотен.

Журналиста в сугубо мужском обществе приняли вполне благосклонно. Люди, ожидавшие своих документов в очереди для проезда на выгрузку, охотно поболтали на злободневные темы. О трагедии в Крымском районе, где погибли в том числе и трое детей, большинство водителей читали в социальных сетях. Вздох сожаления показал, что сочувствующих много.


— Вы считаете, что в гибели семьи виноват водитель? Нет, по моему мнению, здесь вины водителя лишь 10 процентов. В большей степени виноваты те службы, которые создали дорожную пробку. В этом районе идет ремонт моста над притоком реки Кубань. Идет слишком долго, как это бывает у нас. Из-за этого сделали реверсивное движение, вечно стоит пробка. Она может быть сто метров, а может растянуться на километры. Водитель не успел затормозить, когда включился на реверсе красный свет, — страстно доказывает Александр Мартынов, водитель-экспедитор из станицы Ленинградской, который часто ездит по этой трассе. — Безобразное состояние дорог на Кубани и нежелание властей менять ситуацию — вот что приводит к трагедиям на дорогах. Мне больно, очень больно оттого, что погибла семья. Они могли бы жить! У меня самого четверо детей. И я даже не хочу представлять, как это страшно и больно.


Водитель-экспедитор Сергей Чубаров из станицы Тбилисской выразил соболезнование родным погибших в Крымском районе и высказал свое мнение:

— Пробки, пробки, пробки. Мы все задыхаемся в этих пробках. Они воруют нашу жизнь, высасывают силы, старят нас и убивают. А до нас дорожникам нет дела! Хотя поправить ситуацию возможно. К примеру, последние восемь лет всегда стоит пробка в станицах Ильской и Холмской. Причина в том, что там установили светофоры. Они и тормозят движение. Чтобы проехать эти населенные пункты, нужно выстоять в пробке один-два-три часа. А просто нужно сделать надземные переходы для пешеходов и убрать светофор с трассы. Все. Пробка исчезнет.

Водитель уснул за рулем?

— Дорога от Северской и до Новороссийска, да и в самом Новороссийске, убита в хлам. Хотите, прокатимся, вы сами убедитесь! — включается в обсуждение водитель из Армавира Алексей Кочарян. — Если до Северской ты еще едешь безопасно, то потом – ямы. Вы скажете, что мы, дальнобои, сами их и «убиваем»? Так нужно сделать их качественно, чтобы они не плыли! Проблемы перегруза государство решило, большегрузы больше не ездят перегруженными. А дороги все равно плывут.

— Не исключено, что водитель фуры, убившей семью из Раевской, просто уснул за рулем, – предполагает Александр Мартынов из станицы Ленинградской, который считает себя опытным водителем, он трудится с 1989 года. — Мы все должны соблюдать режим труда и отдыха. После переезда продолжительностью 4 часа у водителя большегруза должен быть часовой перерыв. Потом еще 4 часа езды и затем 8-часовой сон.

Я вам сейчас открою секрет: далеко не все соблюдают этот режим. Да, у нас проверяют соблюдение этого режима по тахометру. Но этот вопрос можно «решить» с проверяющими.


Каждый «решает» в меру своих ресурсов. Скажу откровенно, но большинство водителей работают из последних сил, на износ, чтобы что-то заработать. Услуги перевозчиков за последние два года подешевели вдвое. Поэтому водитель, убивший семью, мог просто заснуть из-за усталости.

А еще у водил есть такое понятие, как ночная выгрузка. Летом многие водители предпочитают работать ночью, чтобы не стоять в пробках по жаре. И по этой причине водитель зерновоза может быть уставшим. Он ночью не спал.

— Я лично, когда хочу спать, останавливаюсь на обочине и сплю этот час. Никогда не езжу усталый. Недавно мой коллега вылетел на встречку и пер на меня, прямо в лоб! Но я успел увернуться от лобового, и тот зацепил мой прицеп. Когда стали разбираться, оказалось, что он тупо заснул за рулем, — рассказывает Сергей Чубаров.

Тут на меня посыпались жалобы от других водителей на то, что по трассе в Новороссийск практически не осталось мест для отдыха водителей большегрузов. Полноценный центр отдыха есть в Крымском районе, в районе бывшего зверосовхоза. И, собственно, все.


За что ненавидеть «легковчей»?

Особая ненависть у шоферов большегрузов к водителям легковых автомобилей. Каких только обидных прозвищ я не услышала от них! Самое приемлемое на страницах газеты – «легковчи».

— Кубанские водители еще ничего, они с пониманием относятся к водителям большегрузов, – продолжает Мартынов. — Но приезжие «легковчи» из других регионов — отморозки. Они несутся так, будто Черное море сейчас высохнет. Они подрезают, встраиваются в колонну, подставляя свой зад под удар, обходят справа по обочине. А правая сторона у нас – мертвая зона, мы там ничего не видим! Даже если ДТП происходит по вине водителя легковушки, виноват водитель большегруза. Это негласный закон.

Стычки с водителями легковушек у нас бывают часто. Самый страшный сон водителя зерновоза, что какой-то придурок откроет в отместку тебе борт зерновоза, и на асфальт высыплется все зерно. Пять тонн как с куста! И такая месть со стороны легковчей возможна. Дебилов на дорогах хватает!

Александр разъясняет, что груженая фура не может затормозить по щелчку, как легковой автомобиль. В этом незнании и весь трагизм. Водители легковушек уверены, что, встроившись в колонну после обгона, они не получат удар в зад. Отнюдь. КамАЗ не может затормозить мгновенно. Это нужно учитывать!


— Ты едешь, держишь установленную ПДД дистанцию, и тут нагло перед тобой и другой фурой влезает легковушка. И уже положенного интервала нет. И ты весь покрываешься испариной, думая: а успеешь ли ты сейчас затормозить и не расплющить этот автомобиль? — говорит Альберт Колесов, пытаясь через журналиста докричаться до других участников движения.

— Хотите правду? У нас на дорогах настоящие войны с водителями легковых автомобилей. В мое стекло могут бросить бутылку, а могут и выстрелить из пистолета в отместку. Да, и такое бывает, — признается Альберт.

Как улучшить быт

Мы еще долго беседовали о жизни на дорогах. Именно о жизни. В сезон водители зерновозов могут работать по три недели, не заезжая домой, к своим семьям. Водители поднимали проблемы завышенных цен на услуги терминалов, называли, как можно усовершенствовать бытовые услуги в таких «отстойниках», где водителям приходится ожидать своих документов от часа до нескольких суток. Если руководству терминалов интересно узнать мнение из уст водителей, корреспондент «Новороссийского рабочего» с радостью поделится услышанным. Мы охотно предоставим газетную площадь, чтобы и они обозначили свою позицию.


Дайте отдельную дорогу!

Дальнобойщики — большое сообщество людей, которые знают жизнь и имеют свое мнение о многих дорожных проблемах. Мне было интересно узнать, что эти люди думают об объездной дороге «Северный обход», которую почти три десятка лет планируют строить в Новороссийске, а также о дороге «Цемдолина – Портовая», которая, как предполагалось, избавит Новороссийск от большегрузов. Я поинтересовалась: а нужна ли им вообще отдельная дорога? Водители сказали, что такая дорога очень нужна. Если город хочет жить нормальной жизнью и не умирать в пробках.

Мнения автора и героев публикации могут не совпадать с позицией редакции

Мария Ананьева