← Коммерческий транспорт

От гибридного «Урала» до нового российского пикапа: что показали на выставке «Иннопром»

В столице Урала, Екатеринбурге, на четырнадцатой по счету международной промышленной выставке «Иннопром-2024» были раскрыты богатейшие россыпи технологических самоцветов. Среди экспонатов блестящего интеллектуального качества — коммерческая и специальная техника.

24 региона нашей страны и шесть стран, экономических партнеров России, в числе которых ОАЭ, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Беларусь, представили здесь свои экспозиции на общей площади 50 тыс. м2. Главная тема «Иннопром-2024» — «Технологическое партнерство: формируя образ будущего». Приоритет важности был отдан таким отраслям, как машиностроение, промышленная автоматизация, IT, металлургия, энергетика, медицина. Немало места на выставочных площадях «Екатеринбург-Экспо» было уделено коммерческой и спецтехнике.


Автозавод «Урал» показал новую линейку техники в рамках проекта «Перспективная модульная электроплатформа». Электродвигатель экологичной машины работает от двойного комплекта тяговых батарей, которые позволяют обеспечить запас хода до 250 км. Автомобиль разрабатывался в первую очередь для использования в городских условиях. На электроплатформе возможен монтаж практически любой надстройки для коммунальной, дорожной, строительной техники. Шасси с колесной формулой 4х2 имеет полную массу 19 тонн при грузоподъемности до 10,5 тонны. Емкость тяговых батарей российского производства составляет 250 кВт⋅ч. Их длительный срок службы возможен даже при температурах до –45 °С. Одним из главных преимуществ является низкая стоимость обслуживания из-за отсутствия в конструкции ДВС и КПП. Впервые АЗ «Урал» объявил об электрических разработках в 2022 году, тогда же им был представлен прототип гибрида на шасси с бескапотной кабиной и колесной формулой 4х2.


Кроме того, на стенде ПАО «Россети Урал» представлен гибридный «Урал-С230Е5» со специальной надстройкой. Он предназначен для доставки бригад и всего необходимого электротехнического оборудования к месту проведения ремонтных работ на воздушных и кабельных линиях. Автомобиль имеет колесную формулу 4х2. Генераторная установка, приводимая газовым мотором, увеличивает запас хода до 500 км.

Руководитель проекта «Перспективная модульная электроплатформа» Ольга Рябова подчеркнула на выставке, что флагманская модель на 80 % состоит из отечественных деталей и узлов. И для АЗ «Урал» важно, чтобы в конструкции электроплатформы ключевые агрегаты были именно российского производства. Серийный выпуск намечен на ноябрь 2025 года, а продажи запланированы с 2026 года.

Смоленский завод КДМ презентовал свою новую разработку — дорожную машину ЭД-244КМА на базе КАМАЗ-53605. Особенностью новинки является наличие пескосолераспределяющего композитного кузова, аналогов которого на рынке РФ нет. Такой кузов, как и металлический, можно устанавливать на шасси различных марок. Отметим, что использование композита местных производителей обеспечивает высокий уровень локализации (порядка 95 %). По истечении срока эксплуатации материал можно отправить на переработку.


Транспортное средство предназначено для обслуживания автодорог в холодное время года. По словам производителя, даже при полной загрузке материал кузова обеспечивает скольжение соли или песка, и они не остаются на боковых стенках. Кроме того, композит относится к ударопрочным материалам, что позволяет КДМ работать и с твердыми веществами. Машина оснащена гибким отвалом из композита КИП34. Это инновационное оборудование изготавливают в России с мая текущего года. Отвал способен функционировать в трех режимах: он может принимать форму скоростного и поворотного (городского) агрегата и заменять снегоуборочный отвал. Объем кузова из композита составляет 6,5 м³. Металлическая конструкция уступает ему на 8 %. Касаемо баков для увлажненной соли, их объем равен 1,5 м³. Разработчики ЭД-244КМА внедрили нестандартную технологию увлажнения противогололедных материалов. Процесс происходит не на разбрасывающем диске, а в самом желобе. Так как материалы попадают на разбрасывающее устройство уже увлажненными, машина распределяет их более равномерно. Этому способствует и вогнутая форма диска ПГМ. Известно, что тестовые испытания модели уже завершены.

«КАМАЗ» участвовал в «Иннопроме» со своим флагманским тягачом поколения К5 — КАМАЗ-54901. Грузовик оснастили новым двигателем KAMAЗ-910.52-460 рабочим объемом 13 л, мощностью 482 л. с. и крутящим моментом 2403 Нм. Применение современных технологий дало возможность увеличить интервал обслуживания до 120 тыс. км, а ресурс двигателя продлить до отметки в 1,5 млн км, и понизить при этом расход топлива на 10 % по сравнению с предыдущим поколением. Предусмотрена новая 12-ступенчатая роботизированная коробка передач с низким уровнем шума и повышенным КПД.


Компания «Тракс Восток Рус» показала в Екатеринбурге среднетоннажники «Компас 6» и «Компас 9». Автогидроподъемник телескопического типа на шасси «Компас 6» используется для выполнения высотных работ, например, при ремонте уличного освещения, обслуживании рекламы и строительных работах. Стрела выполнена из высокопрочной стали, обеспечивающей стабильность конструкции и легкий вес. Технические возможности подъемного механизма, установленного на шасси «Компас 6», позволяют поднимать корзину с людьми на высоту до 18 м.


Изотермический фургон на шасси «Компас 9» оборудован холодильной установкой и предназначается для перевозки продуктов питания и других грузов, требующих соблюдения заданного температурного режима. Техника позволяет поддерживать постоянную температуру в грузовом отсеке благодаря применению специальных герметичных сэндвич-панелей. В фургон вмещается 10 европалет, а задние двери открываются на 270°.


На стенде ГК «Современные транспортные технологии» продукция Горьковского автозавода, Павловского и Линского автобусных заводов была развернута лицом к посетителям. Среди представленных экспонатов выделялся микроавтобус «Соболь NN» с тремя рядами сидений, которые можно конфигурировать, чтобы расширить пространство для грузов или организовать просторное спальное место. Микроавтобус проходит по высоте в легковые паркинги и имеет клиренс 180 мм.

Цельнометаллический фургон «Соболь NN 4х4» представлен в серийном варианте. Автомобиль получил новую независимую переднюю подвеску, раздаточную коробку с электронным управлением. Эта машина совмещает в себе маневренность и проходимость классических внедорожников ГАЗ.


Павловский завод показал автобус CITYMAX 9 CNG, который работает на компримированном природном газе и оснащен новым газовым двигателем ЯМЗ-535 с увеличенным до 5,1 л рабочим объемом. Мощность составляет 210 л. с., крутящий момент — 780 Нм. Запас хода — 500 км.


Ликинский автобусный завод представил автобус большого класса в пригородной модификации ЛиАЗ-529265-03 с низким полом, привнеся в него черты городского комфорта. В оснащении — дизель ЯМЗ-53633 мощностью 276 л. с. Пассажирам наверняка понравится салон с сиденьями повышенной комфортности.


Для демонстрации возможностей нового среднетоннажного грузового шасси «Валдай 12» ГАЗ показал автомобиль с бортовой платформой, краноманипуляторной установкой и трехместной кабиной со спальным местом. «Валдай 12» — это новая модель для внутригородских и магистральных перевозок, позволяющая Горьковскому автозаводу войти в рыночный сегмент техники полной массой 12 тонн, что гарантирует точное непопадание под платежи системы «Платон».


Представители «Соллерс» продемонстрировали посетителям выставки пикап Sollers ST8 и раскрыли некоторые детали об этом рамном внедорожнике. Модель будут собирать на Ульяновском автозаводе по технологии полного цикла. Первая партия запланирована к выпуску уже в конце этого года, а в продаже машина появится в начале следующего. Цены станут известны ближе к старту продаж. У пикапа — двухлитровый дизель (его также показали на «Иннопроме») и 6-ступенчатая МКП, которые уже производятся на заводах группы Sollers в Елабуге и Заволжье с высоким уровнем локализации базовых деталей. Дорожный просвет — 210 мм, грузоподъемность — 900 кг. С первого взгляда понятно, что в базе ST8 заложена модель JAC T8, которая получила иную решетку радиатора.


Беларусь продемонстрировала в Екатеринбурге много инновационных разработок, одну из которых просто невозможно было не заметить. Минский автозавод запарковал прямо перед входом в экспоцентр грузовик с обтекаемой кабиной и прищуром глаз-фар — новый гибридный тягач МАZ-X. Отличительной внешней особенностью этого белоснежного красавца стала необычная кабина обтекаемой формы. Силовая установка состоит из трех моторов: дизельного — 200 л. с. и двух электрических по 272 л. с. каждый. На «Иннопроме» министр промышленности Белоруссии Александр Ефимов рассказал журналистам, что МАЗ планирует завершить испытания к 2027 году и на основе выставочного образца в этот же период приступить к серийному производству.

БелАЗ не остался в стороне и тоже представил на «Иннопроме» свою продукцию. Само собой разумеется, что это были уменьшенные копии гигантских самосвалов, ведь натуральные образцы не смогли бы поместиться в слишком тесных для них павильонах экспоцентра. И вокруг них всегда было много посетителей.


В общем, различных транспортных решений на выставке этого года было представлено немало. Но не стоит забывать, что главная задача «Иннопрома» заключается не в достижении количественных показателей, а в создании качественной благоприятной атмосферы для сотрудничества государства, бизнеса, производителей и потребителей. И прогресс главной промышленной экспоплатформы России определяют прежде всего эффективные форматы коммуникации, которые помогают участникам достичь в конечном итоге взаимовыгодного сотрудничества, образующего новые, прочные и устойчивые производственные связи. И эта цель выставки «Иннопом» в 2024 году оправдалась сполна.

Александр Рожков