Больше года миновало с тех пор, как в суд ушло дело против двух бывших сотрудников ТФК "КАМАЗ", которых блок безопасности компании поймал на многосерийной махинации с машинами для госструктур, разработал и передал в руки следствия.
Заносики для Радиков
Почти 216 млн рублей отбивает в суде "КАМАЗ" у двоих бывших сотрудников своей Торгово-финансовой компании, которых блок безопасности автогиганта передал в руки следственных органов в ноябре 2022 года. Оба они обвиняются по уголовному делу о злоупотреблении полномочиями (ч.1 ст.201 УК РФ) и об имущественном ущербе, причиненном путем обмана в составе группы лиц и в особо крупном размере (п.п. «а», «б» ч.2 ст.165 УК РФ).
Деньги же компания намерена вернуть в рамках сопутствующего гражданского иска к бывшим продажникам, причем сумма требований весьма скромна в сравнении с той, что экс-начальник отдела ТФК Радик Бакиров и бывший его подчиненный, работавший в ТФК начальником группы Радик Марков, предположительно выручили от мошеннических сделок, в народе попросту называемых «схематозом».
Говоря тезисно, Радики через своих родственников, друзей и просто готовых подзаработать контрагентов перепродавали популярные и оттого дефицитные шасси грузовиков, предназначенные госзаказчикам. Поскольку сами машины уже не вернешь, "КАМАЗ" по сути требует лишь возмещения специальных скидок, положенных госструктурам, в то время как для пойманных за руку подсудимых с их деловыми партнерами отраженные в иске 215,9 млн рублей – лишь карманные расходы на фоне доходов от перепродаж шасси.
Уголовное дело против Бакирова и Маркова было передано в суд еще прошлым летом, но в нем завязано слишком много фигур – свидетелей, например, несколько десятков, - и потому горизонт процесса пока скрыт в тумане опросов. Очередное заседание судья назначила на середину месяца, а "Вестям КАМАЗа" в ожидании развязки удалось ознакомиться с фабулой дела, как ее изложил Марков – по сути исполнитель, действовавший хотя и добровольно, но с подачи своего шефа Бакирова. Показания он давал в рамках внутреннего камазовского расследования еще осенью 2022 года, до передачи материалов правоохранительным органам.
Сразу отметим, что сейчас Марков, чьи контакты с бывшим шефом никак не ограничены, отказывается в суде от своих признаний, однако надиктованный и подписанный им документ никуда не делся. Руководитель группы реализации автотехники по спецконтрактам в ТФК Марков, которому на прошлой неделе исполнилось 38 лет, пришел в структуры "КАМАЗа" в 2007 году. На тот момент он устроился слесарем механосборочных работ в ОАО «Камазинструментспецмаш».
В ТФК "КАМАЗ" Марков перешел в 2010-м, а на последнюю должность в компании, как излагает уже он сам в своем рассказе, сел в 2018-м. На этом месте он занялся сбором заявок на поставку шасси от заводов-изготовителей спецтехники (ЗИСТ) в рамках госзаказа, а также сопровождением этих поставок.В 2019 он по совместительству получил аналогичную должность в АО «Ремдизель». С его начальником, 46-летним Бакировым, отметим, та же история – с 2000 года управляя отделом в ТФК, он параллельно работал начальником такого же отдела и в «Ремдизеле». В 2021 году эта оборонная компания попросила у "КАМАЗа" скидки на шасси под госзаказы. Дисконт должен был уравнять условия продаж по госконтрактам с теми выгодами, которые получают рядовые дилеры, так как последним, помимо льготной отпускной цены, доступны еще и бонусы от реализации машин.
"КАМАЗ" пошел навстречу, и с 30 марта 2021 года по 16 марта 2022-го, согласно особому поручению руководства автогиганта, «Ремдизель» получил возможность брать грузовики со скидкой 9%, чтобы передавать их ЗИСТам со скидкой 8%, один процент оставляя себе за усилия.В тот же месяц, со слов Маркова, начальник предложил ему подзаработать на механизме этого поручения. Поскольку контракты от лица "КАМАЗа" подписывал Бакиров, а от «Ремдизеля» - его подчиненный, для реализации схематоза первому нужны были только основания для поставок ЗИСТам: их госконтракты на спецтехнику, каждый из которых имеет идентификационный номер.Бакиров обрисовал Маркову такую перспективу: сам он предоставляет номера контрактов и договаривается с ЗИСТами о внеочередных отгрузках с хорошими скидками, а те в ответ благодарят наличными.
Доля Маркова с каждой машины составляла 10 тыс. рублей, а сколько оставалось Бакирову, опрошенный не в курсе. Таким образом, со стороны все выглядело прилично: команда действовала, опираясь на легальное поручение руководства, направленное на удовлетворение госзаказа. ТФК машины реализует «Ремдизелю», оборонное предприятие - ЗИСТам, те монтируют свои надстройки и передают готовую спецтехнику заказчикам. Так было бы, если бы эти госзаказчики существовали.По факту же откаты Маркову выплачивались за то, что он составлял заявки и вписывал в них номера контрактов, которые называл ему руководитель. Готовую бумажку подписывал сам Бакиров, после чего подельник оперативно отгружал шасси, которые простые смертные ждут месяцами. В иных случаях он принимал и готовые заявки ЗИСТов из рук Бакирова, четко при этом осознавая, что машины уйдут налево.
Дуэт или трио?
Сигнал о том, что с поставками по госзаказу что-то нечисто, блок безопасности "КАМАЗа" получил летом 2022 года. Когда безопасники стали сверять номера контрактов, указанные в заявках ЗИСТов, с базой госзакупок, открылось нечто невообразимое: вместо партии грузовой спецтехники на сотни миллионов рублей в контракте мог значиться, к примеру, ремонт моторной лодки… Иные контракты были реализованы давным-давно и не через «Ремдизель», а некоторые и вовсе не существовали – в заявку просто вписывался набор символов. До того, как схема вскрылась, никому и в голову не приходило сверять номера: во-первых, некому было, поскольку служебные функции Бакирова и Маркова закрывали весь цикл верификации этих документов; во-вторых, сложно поверить в принципе, что кто-то станет играть с госзаказом в такие игры, в каких нынче листопадом летят погоны с чинов минобороны.
Бывшим продажникам ТФК и «Ремдизеля», можно считать, еще повезло, что их история разворачивалась до начала СВО и оборвалась благодаря окончанию действия дисконтного периода.Само собой, в общие принципы схемы были посвящены и ЗИСТы - некоторые из них и заявки присылали уже с номерами, подсказанными Бакировым. Из скупых (поскольку сроки процесса сложно прогнозировать) комментариев корпоративных безопасников "Вести КАМАЗа" узнали, что компаний, покупавших шасси описанным образом, насчитывается 17. Из них 13 предприятий уже возместили ущерб производителя – по дополнительным соглашениям к бакировским контрактам они вернули разницу в цене, обеспеченную неправомерными скидками. Конечно, не по звонку: на каждый ЗИСТ, в каком бы регионе он не работал, безопасники заехали физически, чтобы объяснить руководству ситуацию. Абсолютное большинство директоров решало вопрос без промедлений, но четыре фирмы отказались возместить ущерб.Украденные деньги зависли в капитале следующих компаний:
- ООО «Тракснабсервис», учредитель Александра Братченя. Компания не ликвидирована, но и не функционирует в настоящее время. Братченя создавала ее в сентябре 2021 года вместе с братом Александром Казанцевым – близким другом Маркова, с которым они знакомы с детства. Всеми сделками с автомобилями занимался Казанцев, что известно со слов собственницы – она лишь подписывала бумаги
- ООО «Торговая компания "Оллавто"», собственник Олег Глазков
- ООО «Автофлагман» Рафаэля Бакирова, родного брата подследственного
- ООО «А-Тракс» - компания создана в апреле 2021 года, на следующий месяц после начала действия скидок для «Ремдизеля», что может указывать на ее предназначение, так же, как и в случае с «Тракснабсервисом».
Ликвидирована в феврале прошлого года учредителем. Собственник – Александр Сергеев, бывший заместитель Рафаэля Бакирова в «Автофлагмане». Компания и по характеру финансовых операций годится на роль перекупа, ориентированного на конкретный канал поставок.
Хотя "КАМАЗ" подал иск только на невозвращенные проценты скидки, первоначально – то есть до дополнительных соглашений с тринадцатью ЗИСТами - ущерб был в разы больше, так как за год действия скидок обвиняемые успели отгрузить, по подсчетам блока безопасности "КАМАЗа", 1425 шасси. Предъявленные Бакирову и Маркову 215,9 млн рублей представляют собой разницу в отпускной и льготной стоимости 561 машины, перепроданной указанными четырьмя компаниями. Между тем надо понимать, что для каждого из вовлеченных ЗИСТов целью были отнюдь не 8% цены, и даже те, кто вернул производителю эту разницу, в накладе не остались.
Речь идет преимущественно о моделях КАМАЗ-43118 – это шасси, на которое ставятся, к примеру, вездеходы, а также о бортовых 65117 и 65115, применимых для широкого ассортимента надстроек и потому нужных многим. На примере 43118 можно прикинуть порядок сумм, осевших в карманах ответчиков и их деловых партнеров. Указанное шасси в настоящее время "КАМАЗ" отдает, условно, по 6,5 миллиона за штуку. Получив такую машину, перекуп может продать ее прямо у ворот завода по звонку и почти вдвое дороже, потому что реальный потребитель за те месяцы, что он простоит в очереди, успеет заработать на ней еще больше. В этом и заключался смысл аферы с госконтрактами для всех ее участников: ни один из ЗИСТов и не думал ставить на шасси свои надстройки, все автомобили уходили на рынок без промедления.
Исходя из предложенной математики, несложно оценить масштаб игры: только та 561 машина, проценты с которой "КАМАЗ" до сих пор не вернул, тянет на два с лишним миллиарда по официальному прайсу поставщика. Наценка на них должна исчисляться в сопоставимых цифрах. И все эти почти полторы тысячи шасси дуэт (если отталкиваться от материалов следствия) успел распродать за период действия одного дисконтного поручения. Поясним, что ссылка на позицию следователей здесь добавлена неспроста: хотя в уголовном деле фигурируют только двое, результаты внутреннего расследования вполне убедительно указывают на то, что за Бакировым и Марковым стоял теневой покровитель выше по статусу, реальный автор схематоза. О том же говорит и подшитый к делу опрос Маркова, от которого тот впоследствии отказался в суде.
В беседе с бывшими своими коллегами Марков среди прочего заявил, что указания насчет сделок по «госконтрактам» он получал не только от Бакирова, но и от заместителя гендиректора ТФК "КАМАЗ" по сбытовой логистике Ярослава Вовка. Предложил и конкретный эпизод с его участием. Заместитель гендиректора ТФК, стоит добавить, уволился из компании вместе с Бакировым и Марковым - практически в один день, как только в кабинеты продажников постучались с вопросами сотрудники блока безопасности. По делу Вовк проходит свидетелем.
К вопросу о моторных лодках
Сегодня все фигуранты этой истории спокойно работают за периметром "КАМАЗа", поскольку по предъявленным им «нарушениям» не приняты меры пресечения в виде арестов, даже домашних. Так, Вовк трудится в структурах старого и крупного челнинского грузоперевозчика, занятого на международных направлениях, с парком из 250 фур и выручкой 2,9 млрд рублей за прошлый год. Бакиров осваивает тот же рынок: он стал директором в логистической компании своего отца Ирекжана Бакирова. ООО «Тралкам» было зарегистрировано в Набережных Челнах в феврале прошлого года – то есть специально под директора. За неполный год грузоперевозчик выручил 53,9 млн рублей с чистой прибылью 8,5 миллиона. Известно, что работает и Марков, но без трудовой книжки.
Перед производителем сегодня, по сути, стоит лишь одна задача: меру уголовной ответственности для обвиняемых определит суд, но ведь нужно взыскать с них и потерянные проценты. Понятно, что 215,9 миллиона не лежат на их счетах – деньги расползлись по бизнесам друзей и родственников, ЗИСТы давно их обернули. Марков, в частности, собственный барыш оценил всего в 5,4 млн рублей, заявив, что из общей массы проданных грузовиков лично им были оформлены лишь 537 машин. Таким образом, если обвиняемые не пойдут на сделку с истцом, "КАМАЗу" останется возвращать свое их личным имуществом. Хоть мера пресечения для Бакирова с Марковым и отсутствует, обеспечительные меры по гражданскому иску суд принял, арестовав кое-что из неправедно нажитого.
У Маркова, собственно, арестованное имущество ограничивается одним автомобилем. У его начальника под арест попали дом со сдвоенным участком в СНТ «Горизонт»; некое нежилое помещение – то ли офис, то ли магазин в высотке напротив мэрии, и квартира в том же доме; есть участок с постройкой в элитном поселке «Чаллы Яр»; есть автомобиль BMW 320i 2021 года и две моторные лодки - Latimeria L330 и Nissamaran 230TR.Следующее заседание суда по афере с госзаказом назначено на середину месяца, но до приговоров еще далеко. «КАМАЗ» и «Ремдизель» со своей стороны способствуют ускорению процесса, однако возможности истца невелики: по сути, обе компании могут лишь обеспечивать явку свидетелей – бывших коллег обвиняемых.