Повышение планируется в среднем на 70-85%. В дальнейшем ставку будут ежегодно индексировать. Как это повлияет на авторынок, перевозчиков и обычных автовладельцев?
С 1 октября повышается утильсбор на легковые и грузовые машины, автобусы, прицепы и полуприцепы, а также некоторые виды дорожно-строительной техники. В Минпромторге отметили, что решение принято в отношении тех транспортных средств, которые производятся в России в достаточном количестве. Видимо, это надо понимать так, что в министерстве уверены: российские потребители почти не пострадают.
Увеличение ставки утильсбора почти вдвое означает, что к стоимости импортных авто придется прибавить шестизначные цифры. О том, что и на сколько может подорожать, говорит ведущий телеграм-канала «Авто-Телеграм» Дмитрий Баринов:
— Сильнее всего подорожают модели с объемом мотора больше двух литров. Разумеется, не сразу, это постепенный процесс, и в осенние месяцы дилеры будут продавать свои складские запасы примерно до Нового года. Но в будущем году цены на такие машины повысятся примерно на 1 млн рублей, а подорожание моделей с моторами объемом до двух литров составит, по моим оценкам, примерно 400 тысяч рублей. И, скорее всего, основной спрос полностью сместится как раз в этот сегмент автомобилей с движками до двух литров, сократятся продажи больших кроссоверов. Это понятно. И вырастет доля того же «АвтоВАЗа». Это тоже совершенно очевидно. Но в целом продажи новых машин должны сильно упасть.
Мой прогноз на будущий год -30%. И все больше россиян продолжат эксплуатировать свои старые машины, потому что новые для них становятся недоступной роскошью даже в кредит.
Для расчета суммы утильсбора на транспортные средства, ввезенные в Россию до 1 октября, будут использоваться предыдущие коэффициенты, если документы будут поданы в таможенные органы не позднее 1 ноября. В Минпромторге также отметили, что повышение утильсбора не изменит льготные коэффициенты для физлиц, самостоятельно ввозящих в Россию автомобили с объемом двигателя до трех литров для личного пользования.
Готовиться к повышению цен на импортные автомобили нужно не только автовладельцам, но и транспортным компаниям. Сильнее всего это ударит по тем, у кого большой парк, и кому этот парк скоро нужно будет обновлять. Соответственно, можно ожидать и роста стоимости логистики. Но, по словам участников рынка, объемы грузоперевозок в России сегодня падают. В таких условиях вряд ли кто-то решится сильно поднимать тарифы. Продолжает исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский:
«Падение I квартала импорта из Китая отразилось на падении внутрироссийских перевозок. Ситуация из-за этого очень сильно изменилась, потому что если там до конца I квартала 2024 года перевозчики зеркально все свои повышенные расходы перекладывали в стоимость транспортировки, то в настоящий момент работают абсолютно точно рыночные механизмы. Если количество заказов на рынке будет меньше, чем количество свободного автопарка, то, разумеется, перевозчикам это не удастся сделать.
У нас на сегодняшний момент крупные перевозчики работают со своим автопарком либо в ноль, либо даже минус, потому что как раз таки дефицит загрузок привел к тому, что на рынке стали падать тарифы. Перевозчики сейчас, конечно, будут пытаться увеличить ставки, но не факт, что им это удастся».
Новое повышение утильсбора запланировано на 1 января. В дальнейшем его ставки будут ежегодно индексироваться на 10-20%.