Алексей 10 лет проработал водителем в МЧС. А потом всё бросил и уехал колесить дальнобойщиком по Европе.
Алексей 10 лет проработал водителем в МЧС, основал городской портал lovesun.by, организовал гастрономический «Смачны фэст» и стритбольный кубок «Сіла шацілы». А потом всё бросил и уехал колесить дальнобойщиком по Европе. Парня не удержала дома ни семья, ни любимая ретро-«Альфа» (Lada 1200 Kombi). И вот уже два года он показывает в своём блоге рай и ад Европы: снимает красоты набережных, величие архитектуры, спящих бездомных и треш-места, на которые уж точно не ступает нога туриста. Все подробности — в материале издания https://av.by.
«Раньше не мог позволить такую покупку с зарплаты»
— Работа в «пожарочке» мне нравилась! Там ты не просто полезен, ты спасаешь людей, — с теплотой вспоминает Лёша о своей предыдущей работе. — Ощущения боевого выезда ни с чем не сравнимы. За годы работы я был там как сыр в масле, однако всё чаще и чаще приходилось думать о будущем детей. Одна бабушка платит за одну секцию, вторая — за другую… Мы даже особо никуда не ездили — денег не хватало. Когда я в 2022 году увольнялся, получал 1 100 рублей (сейчас бы платили 1 600 BYN). Не так и много может позволить семья за эти деньги, согласись. Ну а сейчас, например, будучи в рейсе, я могу позволить себе отправить дочку с бабушкой в «Великое княжество Сула» в Минской области.
— А что ещё можешь позволить себе приобрести такого, чего не приобретал раньше?
— Начал покупать для ребёнка оригинальные конструкторы Lego. Последний набор купил в Германии за 60 евро. Сын хотел именно полицейский участок, и я исполнил его желание, чего никогда в жизни не смог бы сделать со своей белорусской зарплаты. Фишка в том, что оригинальный конструктор от подделки отличается значительно. Это просто другой мир!
В прошлый мой отпуск с семьёй летали в Питер. Вот так взял и просто купил билеты на самолёт. На са-мо-лёт, представляешь!? Билеты через Belavia по скидке обошлись по 39 евро за человека. Мы также много путешествуем по Беларуси. Вот съездили на Браславские озёра. Кстати, там съёмное жильё стоит так же, как в центре Питера. Были в Пинске, это тоже другой край Беларуси. Просто сели в «Жигули» и поехали! В планах ещё Беловежская пуща, Мирский замок. Как оказалось, у нас есть что посмотреть, но когда нет финансовой возможности, увы, нет и поездок… А мир нужно смотреть, это важно. Очень! В первую очередь для того, чтобы расширять кругозор и делать мир вокруг лучше. Я это понял.
— Без путешествий, оставаясь плюс-минус на одном месте, у человека складывается определённая картина мира, не соответствующая действительности. Это нормально. Чем больше путешествуешь, видишь эту самую реальность, тем ближе мировоззрение к истине. Конечно, увидеть абсолютно всё своими глазами невозможно, но, если есть потребность знать какие-то факты, черпать их только из телевизора или интернета, очевидно, не выход.
«Рай это или ад — пусть решают подписчики»
— Уже всю Европу увидел или есть ещё неизведанные страны?
— Пока ещё не побывал в Норвегии, Ирландии, Португалии. Не доехал и до Латвии. Я не веду список стран и городов, в которых уже был, но на память сохраняю видео. Ведь блог веду в первую очередь для себя.
— Кстати, про твой блог. Порой такое показываешь, что и смотреть не хочется…
— Я стараюсь показывать реальность. У нас же как обычно: либо «за» европейские ценности и уклад жизни, либо категорически «против». А я показываю, как есть на самом деле. Например, в Нидерландах промзона красивее, чем наш город. А в Великобритании есть места, где в городе лежит невероятное количество мусора и рядом с ним бомжи тусуются…. Рай это или ад — пусть решают подписчики.
Могу найти для себя места, в которые никто в жизни не поедет — мне это интересно! Однако в целом в Европе всё сделано для удобства людей. Лично мне нравится то, как там развита урбанистика: они знают, как строить города. Там дойти до остановки можно с чистыми ногами. А в нашем Светлогорске в этих же кроксах уже песок и белые носки превратились в чёрные, — говорит Алексей. — Злейший враг города — это открытый грунт. Его не должно быть вообще! Либо газон, либо тротуар. У нас в городе такого газона мало. А бордюры в новом микрорайоне, кстати, могут быть вообще без съездов для коляски: приходится поднимать её и переносить, иначе ребёнок вывалится. Такая «абыякавасць» мне не нравится.
Беларусь — люблю! Хоть немножко и критикую. Но всё для того, чтобы попытаться сделать страну лучше. Может, кто-то услышит меня и согласится, что здесь действительно нужно тротуар положить или фонарь поставить…
«Европа — это как другая планета»
— А какие ещё открытия сделал для себя в Европе?
— Раньше я думал, что Европа — это нечто единое, целое, что там все страны похожие. Однако на самом деле они очень отличаются друг от друга, даже Чехия от Словакии. Паркинги для грузовых машин во Франции и Германии большие и их много, у нас же таких вообще нигде нет. А белорусские дороги, которые мы называем магистралями, на самом деле и не магистрали вовсе. Например, дорога Гомель – Минск — это просто хорошая дорога.
В Германии есть минус — очень много транспорта, поэтому и много ремонтов, из-за которых возникают пробки на 2—3 часа. Две полосы закрыли, оставили две узенькие, и всё — машины сбрасывают скорость. А в Англии бывают паркинги без асфальта, да ещё и платные: за сутки 25 фунтов! Вдоль дорог может валяться мусор — там это частое явление.
И всё же Европа, какой я её увидел впервые, — это словно другая планета. И в хорошем, и, возможно, в плохом смысле. Если и сравнивать с белорусскими городами, то только для того, чтобы сделать их лучше, иначе можно впасть в депрессию. Немецкий Франкфурт-на-Майне и белорусский Гомель по численности населения приблизительно одинаковые. Но это же абсолютно разные полюса! Там постоянное движение, небоскрёбы, дома…
Это конкретно город контрастов: тут и швейцар, открывающий двери, и бомж, лежащий на тротуаре. Кажется, город «сожрёт» тебя, если ты что-то сделаешь не так. Ещё меня удивляет бесшабашность жителей европейских городов. У них словно больше свободы в голове и это выливается в непривычные уличные действия. Например, в центре того же Франкфурта, где туристы и бутики, дети обучаются игре в баскетбол.
— А как представлял Европу, пока жил и работал в Беларуси, и что увидел, когда приехал туда?
— В тех странах, где я был, всегда в сторис показывал магазины и цены. Все всё видят и сравнивают с другими странами, в том числе с Беларусью. Даже есть российские цены — я показывал. Просто другой ассортимент в плане фирм и брендов. Макароны, хлеб, яйца, молоко, гречка, рис — всё это есть.
Насчёт бомжей… Я их неоднократно показывал на фотографиях. Захотелось человеку не работать — и он не работает, вот ему нравится такой образ жизни, или он попал в алкогольную зависимость. Однако у нас тоже можно встретить таких товарищей… Сколько раз я выезжал на пожар и видел таких людей, которые за квартиру не платят, электричества у них нет, газа нет, мусор разбросан.
— А какие доходы в европейских странах?
— Например, минимальная зарплата в Нидерландах — около 1 800 евро. За квартиру придётся заплатить, думаю, около 500 евро. Остаётся ещё 1 300. Продукты питания обойдутся примерно на 15% дороже, а вот в кафе цены сравнимые с нашими: на человека за еду и пиво выйдет 10 евро. Но всё же я не планирую переезжать. Я очень люблю Светлогорск и в будущем хочу работать дома! Правда, пока остро стоит финансовый вопрос. Думаю, нужно открывать бизнес и делать что-то своё. Только такой вижу выход.
«Не раз встречал светлогорцев во Франции»
— У тебя перевозки только по Европе или бывают через белорусско-европейскую границу? Расскажи, что думаешь про закрытие переходов и про то, сколько дней сейчас твои белорусские коллеги стоят на границе.
— Я работаю на фуре на польскую фирму. Через границу Беларусь –Польша не езжу. У меня другое направление — Евросоюз, но также заезжаю в Великобританию, которая туда не входит. Неоднократно проезжал границы из Франции в Великобританию и обратно. Там таможня проходит относительно быстро: 3—4 часа с учётом времени, затраченного на паром через Ла-Манш. Также проходил через границу из Венгрии в Румынию и обратно. Вот там да, один раз на границу из Румынии в Болгарию потратил сутки. А так, в целом, достаточно быстро. Не такая граница, как Евросоюза и Беларуси.
Наслышан, что на грузовых автомобилях границу Беларуси с Литвой или Польшей водители проходят в среднем неделю. Некоторые обычные путешественники рассказывают, что по 36 часов стояли. Лично у меня было максимально 12 часов, но и за 3 часа границу тоже проходил. То, что со стороны стран Евросоюза и с нашей стороны закрываются переходы, это, конечно, печально и грустно. Как будто какой-то занавес появляется с той стороны. А хотелось бы, наоборот, открывать границы, чтобы каждый белорус имел возможность посмотреть, что там плохо и что — хорошо.
— Кого вообще встречаешь среди дальнобоев? Какие национальности и в чём видишь разницу?
— Если русскоговорящие, то это белорусы или украинцы. Ездят и литовцы, и латвийцы, а также много ребят из Азии: узбеки, казахи часто встречаются… Я вижу какую-то разницу между людьми в отношении к работе, в быту, в будке машины. Однако не хочется проводить параллели с национальностями, потому что каждый конкретный человек не может отдуваться за всю нацию.
— А светлогорцев видел на европейских дорогах?
— На самом деле там всегда было много людей и из Светлогорска, и вообще из Беларуси. Некоторые по 10 лет работают в этой сфере, а в последние годы желающих сесть за руль ещё больше. Не раз встречал светлогорцев во Франции удивлением: «А ты тоже?» Это, конечно, грустно и несправедливо, что мы, белорусы, выбираем место работы не рядом с детьми, не на своей Родине.
— А твоя супруга поехала бы с тобой в дальнобой?
— Думаю, что нет, всё-таки в кабине морально сложно. Даже с армией можно сравнить. Находишься далеко от дома и тебя погружают в непростые условия: под твою ответственность дают длиннющую 40-тонную машину с грузом, с которой не везде и заедешь. В рейсе приходится самостоятельно решать множество вопросов. Чем больше в человеке внутренней ответственности, тем сложнее работать. Думал, я один такой, кому морально сложно даётся эта работа. Но пообщавшись с коллегами оказалось, что многие испытывают подобные чувства, просто в разной степени. Некоторые ребята уходят ещё со стажировки, звонят, просят забрать их с машины.
— Но ведь ты стажировку прошёл…
— Да, и уже сам стажировал человека из Светлогорска. Первый раз, когда поехал, не был дома пять месяцев. Это время особенно тяжело было пережить, ведь дома остались дети и супруга.
— Откуда только с таким графиком у тебя силы берутся на все эти поездки во внерабочее время?
— Бывает, после смены хочется спать, но иду в близлежащий населённый пункт «через не могу». Конечно, есть и минус: такие путешествия немножко портят восприятие. Когда оказываешься в каком-то месте впервые, нужно ощутить его, прожить как турист. А у меня не было таких ощущений. Так было обидно, когда стоял в Венеции, а рядом никого из близких: ни детей, ни супруги и не с кем было разделить свою радость. Поэтому Венеция для меня — просто очередная галочка на карте мира.
Я много чего видел: Милан, Барселону, Прагу, Софию, Жирону, Сан-Марино… Однако мои поездки всё же рабочие, а не туристические. К тому же у меня повышенное чувство ответственности: а вдруг позвонят по работе, скажут ехать, а я тут стою, на город любуюсь?
Изучаю города только в своё личное время отдыха, но всё равно такое чувство, будто всегда нахожусь на работе. А ещё в голове мысли о детях, о семье: нужно переслать им деньги, решить вопрос с починкой велосипеда, а не стоять и смотреть на Мальмё. Так что лучше ездить туристом, забыв про все проблемы. Попробуй теперь удивить меня каким-то местом, ведь повторно смотреть на тот же город уже не так интересно. Такой вот дефект у моей работы. Но, если бы я не стал дальнобойщиком, то ничего подобного не увидел и жил бы прежней жизнью.
— Изменились ли твои привычки после смены профессии?
— Бессонные ночи и летняя жара очень сильно сказываются на организме. Хоть и люблю, но не могу в каденциях бегать. Однако мотивирую себя на физические нагрузки любыми способами. Иногда отжимаюсь по 200 раз за день!