← Автомобильные грузоперевозки

Неурожайный год: расходы перевозчиков выросли более чем на 30%

© Виктор Карасев / Фотобанк Лори

Только расходы на заработную плату выросли в среднем на 40%, а расходы на запчасти – вдвое, об этом сообщили РЖД-Партнеру сразу несколько участников рынка.

Причем на прибыль от высокого сезона, который только-только начинается, у участников рынка надежд мало. РЖД-Партнер о финансовых ожиданиях автоперевозчиков грузов.

Неурожайный год: запчасти и люди

Фонд оплаты труда, если сравнивать его с прошлогодним, увеличился. Правда, участники рынка пока не пришли к единому мнению, насколько выросли зарплаты водителей-дальнобойщиков, но они растут, их проталкивает вверх острый кадровый дефицит, разъясняют участники рынка. Фонд оплаты труда к октябрю 2024 года вырос в среднем на 40%, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Сергей Чернов, генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго». Если сравнивать показатель с прошлогодним, то вдвое. По информации Павла Янченко, генерального директора «ДА-ТРАНС», уровень затрат на выплату заработной платы в компании вырос на 30%.

«Мы проиндексировали зарплаты – кому-то подняли оклад, кому-то добавили KPI. Это было необходимо по нескольким причинам.

Во-первых, кадровый голод диктует свои условия. Если сейчас вы хотите делать найм, готовьтесь раскошелиться. Во-вторых, индексация зарплаты крайне важна для удержания действующих сотрудников. Если не удерживать, придется искать новых.

И как показывает практика, удовольствие это крайне дорогое, да еще и человек может не прижиться», – разъясняет П. Янченко.

Увеличиваются затраты на покупку запчастей, стоимость их за январь – август 2024 года увеличилась в среднем на 15% год к году. Цены на коробки передач и редукторов для некоторых российских моделей грузовиков подорожали за год вдвое. Да и стоимость иностранной грузовой техники растет, наибольший рывок произошел в октябре, после повышения утильсбора. По наблюдениям участников рынка, техника подорожала на 70–85% в зависимости от категории иностранной техники. Так, коэффициент утильсбора на седельные тягачи массой 12–20 тонн увеличится на 1,64 п. п., до 18,03, в реальном выражении – более чем на 1 млн руб. Итого теперь седельный тягач реализуют за 2,5 млн руб. По данным «АвтоГрузЭкс», уже в этом году средняя стоимость этой категории техники вырастет на 12%, до 9,8 млн руб. Увеличится и размер налоговых платежей, которые выплачиваются с полной стоимости ТС, с учетом утильсбора.

Неурожайный год: лизинг и склады

Расходы на приобретение грузовиков увеличились вслед за ростом ставок лизинга, считает Вадим Филатов, совладелец и заместитель генерального директора ПЭК. Пресс-служба «АвтоГрузЭкс» предоставила РЖД-Партнеру статистику, согласно ей в III квартале этого года ставки по некоторым контрактам превышали 27–29% годовых. Льготный лизинг доступен только для отечественной техники, в отношении зарубежной – не применим, подчеркивает В. Филатов. Итого себестоимость транспортной логистики увеличилась на 7% за январь – август, утверждает он.

Собеседники РЖД-Партнера уходящий год охарактеризовали: «Все плохо и, скорее всего, будет только хуже».

Сергей Масовец, генеральный директор «Логистик-Авто», говорит о росте операционных затрат, до 27%. Подорожали аутсорсинговые услуги: техническая поддержка CRM, автоматизация 1С, юридические услуги. Транспортные компании увеличивают расходы и на склады. Гарольд Власов, управляющий директор 3PL-оператора NC Logistic заявляет о росте более чем на 30%.

«Сейчас ставка аренды склада составляет 10–12 тыс. руб./кв. м в год без учета НДС и операционных расходов. В отдельных случаях новые склады могут сдаваться по ставке 15 тыс. руб. Для сравнения: в 2022 году стоимость аренды в среднем составляла 5 тыс. руб. 3PL-операторы, которые используют арендованные площади, несут дополнительные издержки, вызванные нестабильной ситуацией на рынке складской недвижимости», – говорит он.

Рынок достигнет пика роста по аренде складских площадей в 2025 году. Потому что пока, несмотря на и так высокую стоимость складской недвижимости, рынку есть куда расти, говорит С. Чернов.

«По моим наблюдениям, рынок складских площадей вырос только на 50% и потенциал точно есть, потому что с новым строительством никто не хочет связываться. Это не просто инвестиции в долгую, это инвестиции, которые вообще сложно предсказать. А те, что есть, особенно новые, – на вес золота сегодня», – признался он.

Ожидания чуда: 2025

В будущем году затраты на складскую и транспортную логистику продолжат увеличиваться: объективных предпосылок за замедления роста затрат на ФОТ и грузовую технику на данный момент нет, говорит В. Филатов. По данным ПЭК, в следующем году себестоимость логистики может вырасти на 7–10%, в зависимости от направления деятельности компании. Чтобы выжить в будущем – транспортные компании сейчас, в настоящий период времени, переходят на электронный документооборот. Только в ПЭК в цифровой формат перевели более 65% клиентов, это свыше 16% партнеров-перевозчиков в 86 регионах России. По информации компании, это позволило на 5% сократить временные затраты сотрудников на оформление и обработку документов. В ПЭК также подключили автоматизированное измерение веса, ширины, длины, высоты товаров. Это позволяет ускорить измерение ВГХ с нескольких минут до трех секунд. Благодаря этому за январь – август удалось сократить себестоимость складской обработки на LTL-площадках на 2% год к году.

«Оптимизировать расходы частично удается за счет собственных IT-решений. Так, мы разработали программно-интеграционный комплекс, который автоматизирует операционный обмен данными между системой управления предприятием (ERP) грузовладельца и системой управления складом (WMS) оператора. Внедрение этого IT-продукта помогло снизить трудозатраты персонала на выполнение стандартных складских операций, что в конечном счете привело к сокращению издержек», – об этом РЖД-Партнеру говорит Г. Власов.

С. Масовец подхватывает, не одной автоматизацией будет жить рынок грузоперевозок в 2025 году. Нужна еще реклама. Автоперевозчикам нужны новые клиенты.

«Ключевое, мы не будем жертвовать затратами, если это ухудшит наш сервис для клиента. Качество должно оставаться на первом месте», – заключил С. Масовец и не исключил переход на искусственный интеллект (ИИ).

С. Чернов утверждает, что в 2025 году прежним останется одно – грузопоток.

«Ожидать большего количества заказов и клиентов не стоит. Нужно сосредоточиться на удержании текущих», – резюмировал он.
Алена Алешина