← Автомобильные грузоперевозки

«Иногда и в ноль работаем». Пинчанин открыл школу для дальнобойщиков в Польше

Фото здесь и далее: личный архив героя (сайт av.by)

Сегодняшний герой родом из Пинска, однако многие знают его как Вову из Польши. Канал с таким названием молодой человек начал вести восемь лет назад, когда в возрасте 21 года ушёл в дальнобой. За жизнью молодого водителя регулярно следило более 117 тысяч подписчиков.

Но не так давно Владимир сменил сферу деятельности: теперь он не колесит за рулём большегруза по Европе, а обучает этому ремеслу других! Ради открытия собственной автошколы для дальнобойщиков пинчанин переехал в польский Белосток. Спустя полтора года мужчина поделился с порталом av.by историей развития своего бизнеса за границей от идеи до реализации, поведал об успехах, трудностях и планах на будущее. 

Вова из Польши

— Я стал работать водителем в Европе сразу после окончания колледжа, — начинает свой рассказ Владимир. — Первое время трудился на бусе. По сути, это тот же дальнобой, но на автомобиле меньшего размера и со своими нюансами. Так, например, в микроавтобусах не устанавливаются тахографы. Следовательно, водитель не обязан придерживаться режима труда и отдыха. Есть заказ — едешь, нет — стоишь. При этом часто доводилось преодолевать 1 000—1 500 километров без перерыва на сон и отдых.

— Так я работал около трёх лет. Когда ты молод, ещё можно сутками за рулём ездить, но с возрастом работать на износ становится всё тяжелее… Думаю, не нужно объяснять, насколько это опасно. Было много случаев, когда водители бусов разбивались на трассах: теряли концентрацию от усталости либо просто засыпали. А у меня к тому времени появился сын, и я стал отчётливее понимать, что с такой работой пора завязывать: ребёнку нужен отец, живой и невредимый.


— Поэтому вскоре я принял решение пересесть на фуру. Условия работы за рулём грузовика оказались куда более приятными. Появился чёткий режим труда и отдыха, я стал чаще бывать дома и проводить больше времени с семьёй. Ещё один немаловажный пункт — мой доход вырос почти в два раза. Так в своё удовольствие я проработал водителем ещё несколько лет. Но провести всю жизнь за рулём я не хотел и всё время размышлял над тем, чем же займусь, когда уйду из дальнобоя. Как и многие водители-международники, думал об открытии собственной транспортной фирмы. Посещали также мысли войти в сферу общепита и открыть кафе.

— А ещё на тот момент у меня было любимое хобби: я вёл свой YouTube-канал, в котором показывал изнанку профессии дальнобойщика. Надо признать, мои видео пользовались популярностью: не существовало ни одного паркинга в Европе, где меня не узнавали бы подписчики. При этом многие ребята говорили, что смотрят выпуски канала «Вова из Польши» как видеоучебник. Мои влоги даже показывали курсантам в некоторых автошколах.

— Ко мне часто обращались за помощью, спрашивали, как открыть визу, как устроиться на работу в Европе, как получить «код 95» и ADR для перевозки опасных грузов... Однажды меня осенило: а что, если открыть автошколу для дальнобойщиков, в которой курсанты смогут получить не только ответы на все свои вопросы, но и новую профессию? Эта идея прочно засела в моей голове, и я долго её вынашивал. Представлял, какими будут моя школа, процесс обучения в ней, обдумывал, что мне нужно сделать для её открытия. Со временем все эти мысли выстроились в чёткий план, и я приступил к его реализации.

Лицензию получил не сразу

— В начале прошлого года я приступил к оформлению документации и стал искать помещение для автошколы. В Белостоке много коммерческой недвижимости. Я посмотрел несколько вариантов и остановил свой выбор на двухэтажном здании. Внизу планировал разместить хостел для курсантов, сверху — кабинеты для занятий. Здание было в неплохом состоянии, но всё же требовало ремонта. Им я занимался сам.

— После стал закупать необходимую мебель и технику. Для практических занятий я приобрёл тягач MAN TGX c полуприцепом Krone. Также у нас есть симулятор дальнобойщика, на котором курсанты могут отрабатывать навыки вождения. А на площадке по всем правилам оборудован асфальтированный автодром. Он ограждён, имеет разметку, освещение и видеонаблюдение.


— Лицензию я получил не сразу, в первый раз мне отказали. Признаюсь, если б я изначально знал обо всех трудностях в организации бизнеса, ожидающих меня, вряд ли затеял бы это дело. Но ремонт в здании был завершён, техника закуплена, — пути назад нет. Я собрался и попробовал подать документы вновь. В середине апреля лицензию получил, и автошкола распахнула свои двери перед первыми курсантами. Я нанял двух инструкторов-поляков, преподавателя лекций, бухгалтера, менеджера и SММ-специалиста. К прочим статьям расходов добавились ещё несколько: зарплаты сотрудников, налоги и страховые взносы.

— Дела шли неплохо, но здание автошколы было старым и требовало постоянных финансовых вложений. Поэтому спустя год мы арендовали другое помещение ближе к центру города. Всей автошколой запаковались в нашу фуру и вместе с курсантами переехали на иную локацию. А ещё недавно у нас открылось новое подразделение: теперь мы обучаем водителей также на категорию В. Для этих целей приобретён легковой автомобиль Kia Rio 2021 года выпуска.

— Каких первоначальных вложений потребовал такой бизнес?

— Не хотелось бы распространяться на эту тему: коммерческая тайна. Могу лишь сказать, что, имея знания и опыт, которые есть у меня сегодня, я потратил бы на открытие своего дела в два, а то и в три раза меньше средств, чем вложил полтора года назад.


— Использовали ли вы субсидию для поддержки малого бизнеса?

— Нет, к помощи государства я не прибегал. Насколько я знаю, в таком случае необходимо как минимум год осуществлять деятельность и платить налоги. Открывая свою автошколу без опыта, да ещё и в чужой стране, я не был уверен, что у меня всё получится, не знал, смогу ли продержаться на плаву год. А вдруг не хватит денег? Или такое учреждение окажется никому не нужным? Я даже не рассказывал подписчикам о своих планах. Никто не знал, что я собираюсь открывать школу дальнобоя. Скажем так, не хотелось трубить об этом во все трубы, а потом «облажаться». Я решил: открою школу, выпущу хотя бы одну группу, а когда они все получат документы и сдадут экзамен, можно будет обнародовать данную информацию.

— Развеялись ли в итоге ваши сомнения по поводу спроса на услуги автошколы для дальнобойщиков?

— К счастью, да. От всех моих опасений не осталось и следа! Наша школа пользуется популярностью, за полтора года в ней обучилось уже порядка двух тысяч человек. Автошкол в Польше очень много, но моя ориентирована по большей части именно на белорусов. Едут к нам люди со всех уголков Синеокой. Возраст курсантов — от 21 до 55 лет. Причём это не только мужчины, но и женщины. Их, к слову, в последнее время на наших курсах становится всё больше. Если по состоянию на октябрь 2023-го из нашей школы выпустилась лишь одна девушка, то за последний год их было уже около двух десятков. Однако представительницы прекрасного пола обычно приходят в дальнобой вместе со своими мужьями. Девушек, которые сами планируют работать на фуре, можно по пальцам пересчитать.

— Какие программы вы предлагаете курсантам? И какова стоимость обучения?

— Краткий курс обойдётся в 750 злотых, он длится всего пять дней и предназначен для водителей, у которых категория С была открыта до 9 сентября 2009 года. Стоимость длинного курса составляет 2 700 злотых. Обучение рассчитано на месяц, оно включает в себя теоретические и практические занятия и заканчивается экзаменом. Также мы оказываем услуги полного сопровождения.

«Иногда и в ноль работаем»

— Мы полностью готовим курсантов к работе водителя-дальнобойщика, обучаем всему необходимому и честно рассказываем обо всём, что их ждёт. Наши выпускники абсолютно готовы к дальнобою не только в теории, но и на практике. И этим я очень горжусь. В рамках практических занятий у нас даже есть уроки экстремального вождения на грузовике, где мы учим курсантов управлять машиной в заносе, ведь на дороге нужно быть готовым к любой ситуации.


— Все наши курсанты успешно сдают госэкзамен, они остаются довольными, и это самое главное. Ну а я счастлив, что однажды нашёл в себе силы уйти из дальнобоя — а это, скажу я вам, очень непросто — и попробовать себя хоть и в смежной, но в совершенно новой для меня сфере.

— Удалось ли вам при этом выйти на другой уровень дохода?

— Признаюсь честно: бывают месяцы, когда бизнес приносит хорошую прибыль, а иногда и в ноль работаем. Мне кажется, стать миллионером у владельца автошколы не получится. Для меня это в первую очередь дело, которое приносит удовольствие, а уже потом источник дохода. Но могу сказать, что мои первоначальные финансовые вложения в бизнес окупились ещё в первый год работы школы. Однако я уверен: произошло это только благодаря моей медийности. Будь я настроен лишь на локальный рынок, в плюс вышел бы хорошо если год на третий-четвёртый...

— Ранее вы обмолвились о том, что в Польше очень много автошкол. Ощущается ли конкуренция?

— Рынок широкий — работы в любом случае хватит всем. Но не буду скрывать: я считаю свою автошколу сильнейшим продуктом. И без доли стеснения скажу: равных ей не найти! Пусть прозвучит высокомерно, но я сужу вполне объективно. Школ, которые предоставляют курсантам жильё, качественное обучение и полное сопровождение, да ещё и делают это абсолютно легально, на самом деле больше нет. Я очень дорожу своей репутацией. И она у меня безупречная!

Кстати, в этом году мы заняли первое место в номинации «Автошкола года» конкурса Mistrzowie motoryzacji в Белостоке. Моя молодая школа обошла всех конкурентов в Подляском воеводстве. Это стало возможным благодаря высокой успеваемости курсантов, нашему подходу к организации учебного процесса и статистике в «ужонде». Дальше — больше. На будущий год у нас имеются амбициозные планы по развитию: собираемся открыть филиалы в других польских городах. И я верю, что всё получится!

Людмила Николайчук