← Топливо, масла и автохимия

Нужны ли допуски к новым ГСМ?

Вроде бы все уже смирились с отсутствием в продаже привычных смазочных материалов. Есть параллельный импорт по диким ценам, но под этими брендами можно нарваться на фальсификат. Появились и новые марки — но адаптированы ли эти масла к той же китайской или отечественной технике?

Допущено и одобрено?

За долгие годы европейские и отечественные производители техники приучили ответственных потребителей при выборе горюче-смазочных материалов учитывать допуски. И дело не только в гарантии, но и в стоимости владения. Кому охота получать непредвиденные расходы на ремонт силовой установки и терять прибыль из-за простоя техники?

Собственно, присутствующие на рынке машиностроители и их дистрибьюторы не отступают от рекомендаций обращать внимание на допуски. Их наличие обязательно, и это не обсуждается, настаивает директор по продажам коммерческого транспорта ООО «ДЦ Алтуфьево» (ГК «Автодом») Али Дадуев и напоминает, что для техники «Евро-3», «Евро-4», «Евро-5», «Евро-6» они отличаются.

Официальные допуски от автопроизводителей свидетельствуют о том, что масла совместимы с конкретными силовыми агрегатами, соответствуют строгим требованиям и обеспечивают эффективную защиту моторов от износа, подтверждает руководитель отдела маркетинга ООО «Трансмехсервис» (эксклюзивный дистрибьютор дорожно-строительной техники Develon (Doosan) в РФ) Никита Гурьянов.

«Как и любой другой производитель, компания Sollers рекомендует „СТ Нижегородец” как официальному дилеру использовать сертифицированные жидкости, наиболее подходящие к автомобилям Sollers. Использование жидкостей или смазочных материалов, не сертифицированных или не рекомендованных производителем, в случае обращения по гарантийному ремонту влечёт за собой отказ от гарантийных обязательств», ― поясняет генеральный директор ООО «СТ Нижегородец» (российского производителя спецверсий автомобилей различного назначения) Владимир Гойхман.

Как правило, все серьёзные производители смазочных материалов обращаются к заводам-изготовителям для сертификации своих продуктов с целью возможности последующего использования, говорит технический директор ООО «ААА «Траксервис» (официального дилера MAN, Sinotruk, Isuzu, Hyundai, Ambertruck и JAC) Дмитрий Машуков и добавляет, что они проводят испытание в реальных условиях на конкретной технике, чтобы обеспечить максимальный ресурс работы автомобилей.

Однако, обращает внимание руководитель отдела развития запчастей ООО «Сотранс» (SOTRANS PARTS) Сергей Исаченков, сейчас мало кто может похвастаться наличием официальных допусков своего масла от иностранных производителей техники, особенно европейской, японской, да и зачастую китайской.

Допуски теперь ― больше ориентир, чем требование, считает директор департамента послепродажного обслуживания ООО «Восточный Ветер» (дистрибьютора седельных тягачей Dongfeng в России) Игорь Ершов и уточняет, что при выборе европейского продукта или из другой страны возникает проблема недоверия к тому, что ввезённая в Россию продукция оригинальная.

«Как нам известно, при разработке новых моделей автомобилей производители моторных масел фактически выполняют заказ на производство смазочного материала с конкретными характеристиками, опираясь на знание особенности конструкции нового двигателя: зазоров в парах трения, температурных режимов, применяемых в нём материалов и т. д. В итоге масло после соответствующих тестов получает допуск от производителя именно для этого двигателя.

Естественно, оно рекомендуется для первичной заливки на конвейере, а также фигурирует во всех сервисных мануалах. Не менее значимо появление этой рекомендации в виде буквенно-цифрового кода и на той канистре с маслом, которая отправится в розничную сеть. В итоге в выигрыше и машиностроитель, и производитель масла. Первый получил гарантированно качественный продукт, как нельзя лучше соответствующий требованиям конкретного двигателя, устанавливаемого в рамках концерна на множество автомобилей.

Второй же застолбил себе рынок сбыта и обеспечил продажи. В итоге получается, что в определённой мере рекомендации к применению масла не более чем маркетинг. Иначе как объяснить, что на одной банке масла, как правило, несколько допусков от разных автопроизводителей?» ― уверен главный технический консультант ОАО «РИАТ» Юрий Гречаный.

По его мнению, в первую очередь нужно ориентироваться на классификацию по API и ACEA и уже потом смотреть на то, имеет ли масло допуск от производителя. Однако нужно понимать, что одобрение автопроизводителя в этом случае заложено в цену масла и порой составляет от пяти до десяти процентов его стоимости, говорит эксперт.


Конкуренция ― благо для потребителя?

Понятное дело, на полках магазинов вместо масел ушедших из России брендов появились канистры с новыми этикетками. Красиво оформленные, с незнакомыми названиями и по приемлемой стоимости, они подкупают страждущих в поисках экономии.

«Масла под новыми брендами либо производятся в России под частными (собственными) торговыми марками на одном-двух блендинговых заводах, либо импортируются из дружественных стран. Оба вида масел можно использовать, они не приведут к быстрому отказу мотора, а вот в долгосрочной перспективе их влияние на эксплуатационные свойства и срок службы техники пока никем не изучен. Это и есть основной минус, характерный абсолютно для всех брендов, вынужденных использовать новые пакеты присадок», ― поясняет Сергей Исаченков.

Прежде всего нужно проверить продукт на предмет оригинальности и качества, предостерегает руководитель отдела запасных частей ООО «Синовэй Групп» (Sinoway Group ― официальный дилер Shacman в РФ) Илья Антюфьев. По его опыту, добросовестные поставщики должны предоставлять сопроводительные документы и результаты тестов, подтверждающие подлинность смазочных материалов.

Также эксперт рекомендует заручиться технической поддержкой производителя смазочных материалов, позвонив или написав специалисту компании и задав ему все интересующие вопросы. Стоит также изучить информацию о бренде, посетить сайты производителей интересующих смазочных материалов, где часто можно посмотреть видео, в которых сравнивают контрафакт и оригинал.

«Прежде всего, стоит помнить, что стоимость оригинального качественного масла не может быть ниже среднерыночной. Если вы столкнулись с подозрительно низкими ценами, это должно вызвать опасения. Экономия на смазочных материалах может привести к значительным затратам на ремонт в будущем», ― напоминает Никита Гурьянов.

Если продавцы говорят, что цены низкие, поскольку они распродают масло из старых партий, это должно подтверждаться датами выпуска, указанными на упаковке, уточняет г-н Антюфьев.

«Перед приобретением новых брендов смазочных материалов обязательно нужно собрать информацию по ним: уточнить, сертифицированы ли они, как их ввозят в РФ либо где на территории страны их производят.

При покупке смазочных материалов как на СТО, так и в розничной сети необходимо уточнить, сохранятся ли гарантийные обязательства на конкретную марку автомобиля при использовании этих продуктов.

Подчеркну, что в современных реалиях (большое разнообразие марок техники, брендов запасных частей и расходных материалов, в том числе и ГСМ), чтобы застраховать себя от внезапных поломок, лучше проводить обслуживание ТС на проверенных сертифицированных СТО, имеющих гарантийную поддержку заводов ― изготовителей транспортных средств», ― категоричен Дмитрий Машуков.

По мнению Игоря Ершова, самый эффективный способ определить качество ГСМ и совместимость применения в двигателе ― это провести серию дорожных испытаний с лабораторными анализами в рекомендованном межсервисном интервале плюс 10% от него. Правда, отмечает спикер, даже это не даёт абсолютной уверенности, так как качество может меняться из-за несоблюдения производителем стандартов изготовления продукции.

Любую продукцию можно проверить на сайте производителя, советует генеральный директор ООО ТД «Технохим Групп» Роман Гречко. Если это иностранный ГСМ, ввезённый через какую-либо страну, у каждого продавца должны быть документы, подтверждающие, какой производитель изготовил это масло и как оно было завезено.

«Многие бренды производят продукцию под собственными торговыми марками, в таких случаях сложно определить качество используемых материалов. Если у компании нет собственной лаборатории, как она может гарантировать качество смеси? Первое — использовать независимые сертифицированные лаборатории; второе — у компании обязательно должен быть свой эксперт по анализу качества продукции.

Просто добавить присадки неизвестного качества в базу — рискованный эксперимент. Даже если присадки приобретены у известных компаний, нет гарантии, что они действительно от них, — импорт может быть серым.

Необходимо внимательно смотреть на маркировку, в которой указаны серия, партия, номер и дата выпуска. В соответствии с этими данными должны быть оформлены документы: паспорт химической безопасности и декларация соответствия. В паспорте указано, какие компоненты входят в состав, включая базовые масла и пакеты присадок.

В декларации прописано, какие протоколы испытаний были проведены. Желательно запросить данные протоколы у производителя, если они доступны. Эти основные документы дают понимание о том, как было произведено содержимое канистры, которую привезли из-за границы», ― разъясняет Роман Гречко.

Тем не менее, резюмирует эксперт, если при всех прочих равных вы сомневаетесь в покупке, то лучше провести свою экспертизу, отдав масло в лабораторию на химический и трибологический анализ.

Просто добавь в базовое

Тут, кстати, напомним, из чего состоят современные ГСМ. Фактически это дистиллятные масляные фракции, смешанные с различными присадками. Созданием рецептуры занимаются специальные лаборатории, где подбираются составы. Как мы уже писали в № 3 за 2023 год, с поставками привычных всему миру пакетов добавок возникли сложности.

«Действительно, многие производители масел сталкиваются с проблемами при закупке качественных пакетов присадок, особенно в условиях нестабильности на рынке. Заводы-блендеры адаптируются к этим вызовам различными способами. Во-первых, некоторые из них начинают налаживать сотрудничество с новыми поставщиками, что позволяет разнообразить источники сырья и снизить риски. Во-вторых, популярным решением становится инвестирование в научные исследования и разработку собственных присадок.

Это позволяет не только обеспечить качество, но и снизить зависимость от внешних факторов. Кроме того, некоторые производители фокусируются на оптимизации своих производственных процессов, что также помогает снизить затраты и повысить эффективность производства. В итоге, несмотря на трудности, рынок масел продолжает эволюционировать, и производители находят пути для поддержания высокого качества своей продукции», ― рассуждает Никита Гурьянов.

Дмитрий Машуков располагает информацией, что российские производители ГСМ сотрудничают с научными институтами по разработке отечественных заменителей импортных присадок. Игорь Ершов подтверждает, что некоторые крупные производители начали исследования и разработку собственных решений, но до результатов, которые можно применить серийно, ещё очень далеко.

«Качественные присадки стоят дорого, и это находит своё отражение в цене конечного продукта. Использование альтернативных составляющих может отразиться на качестве», ― подмечает заместитель генерального директора по транспорту ООО «ТРАСКО» Михаил Пальков.

«Выбор масла стоит остановить на известных российских производителях, которые простроили свои технологические процессы для новых присадок, максимально подходящих по своим свойствам европейским. Кроме того, некоторые производители проводят „полевые тесты” своих масел совместно с крупными дистрибьюторами техники, что даёт им основания рекомендовать своё масло с полной уверенностью», ― считает Сергей Исаченков.

Отдельной строкой идут так называемые премиальные ГСМ, то есть с синтетической основой в базовых компонентах.

«Премиум-сегмент также может характеризоваться индивидуальными решениями: специальными присадками и модификаторами трения. Это то, что ценит потребитель, — надёжность эксплуатации при высоких нагрузках. Однако многие продукты могут не подходить для конкретных задач; риски велики.

Ранее бренды Bordal и Motul имели индивидуальный подход к производству масел, но сейчас их нет на рынке с прежними характеристиками. В результате производители выходят из положения методом проб и ошибок в рецептурных решениях без полного понимания всей задачи. Некоторые используют китайские решения, которые могут быть непроверенными: потребители пробуют продукты, думая, что это оригинал, но фактически это не имеет отношения к старым разработкам», ― объясняет Роман Гречко.


Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной

В принципе, можно было и уже закончить материал, если бы не одно но. В процессе подготовки этой статьи мы обнаружили на известных маркетплейсах предложения купить якобы оригинальные масла Shell, Liqui Moly и ряд других. Опрошенные эксперты однозначно не рекомендуют рисковать.

В частности, Михаил Пальков уверен, что полной гарантии не даст никто, и для минимизации рисков желательно приобретать товар у проверенных поставщиков с документально подтверждённым качеством смазочного материала от производителя.

Скорее всего, это фальсификат, считает Игорь Ершов, а для проверки нужно вычислить всю цепочку поставки продукта от производителя до полки магазина. С коллегой согласен и Сергей Исаченков, утверждающий, что безопаснее использовать зарекомендовавшие себя российские бренды, такие как «Лукойл», Teboil, «Роснефть» и т. д.

«Как не нарваться на фальсификат? К сожалению, никак. Рекомендуется просто исключить из своего выбора все продукты под этими брендами. Не стоит обращать внимание на этикетку. Тем более на маркетплейсах, таких как Wildberries, независимые эксперты из различных клубов в России уже проводили тесты и убедились, что под известными брендами может скрываться фальсификат. На сегодняшний день масштабы подделок достигли таких размеров, что практически каждая первая канистра может оказаться подделкой.

Даже продукция из других стран может быть неоригинальной. Дистрибьюторы иностранных брендов часто игнорируют обратную связь от потребителей. Проще обратиться к российским производителям, а, если возникнут проблемы с маслом, предъявить им обоснованные претензии по ремонту коробки передач или двигателя. Проблема подделок в России остаётся серьёзной и требует внимания со стороны как производителей, так и потребителей», ― акцентирует внимание Роман Гречко.

И напоследок опубликуем совет от Ильи Антюфьева для тех, кто всё же рискнёт покупать масла именитых брендов в непроверенных местах.

«При выборе масла Shell проверьте QR-код, расположенный на крышке под наклейкой, воспользовавшись специальной программой на официальном сайте производителя. Для проверки подлинности масел Liqui Moly при покупке в магазине можно запросить сертификат продукции и сверить на сайте производителя.

Осмотрите упаковку: канистры оригинальных масел обычно мягкие и поддаются незначительной деформации при надавливании пальцем. Швы тары — идеально ровные, следы пайки практически отсутствуют.

Обратите внимание на защитные элементы канистры. Так, на оригинальной наклейке Shell белым цветом нанесён 16-значный код, который становится красным, если смочить его водой. А на наклейках масел Helix изображена капля, которая под разными углами переливается разными оттенками зелёного.

Оцените цвет и запах продукта: в большинстве случаев подделки имеют ярко выраженный запах ацетона, к тому же такое масло светлее оригинала.

Налейте немного масла в ёмкость и поставьте в холодильник до полного охлаждения. Подделка на холоде становится достаточно вязкой, похожей на парафин, а оригинал практически не меняет своих свойств», ― советует г-н Антюфьев.

Юрий Гречаный, Юрий Гречаный, главный технический консультант ОАО «РИАТ»:

«Острый дефицит оригинальных смазочных материалов сейчас ощущают на себе российские владельцы как грузовых, так и легковых автомобилей таких марок, как Mercedes-Benz, Audi, Volkswagen, Volvo, Mitsubishi, Renault, Nissan, Toyota, MAN, Scania и многих других. Покинувших рынок РФ автопроизводителей сейчас насчитывается более двух десятков.

Логика здесь очень простая: прекратились поставки либо остановилось местное производство самих автомобилей ― прекратились и поставки оригинальных запчастей, и технических жидкостей, и моторных масел. Кроме этого, покинули рынок и сами производители ГСМ.

В частности, с весны 2022 года и вплоть до настоящего времени ситуация с брендом Shell остаётся неопределённой. Shell 10 лет тому назад построил в Торжке в Тверской области завод по производству и разливу моторных масел. Также локализованный в РФ завод по производству смазочной продукции под брендом Total в конце апреля 2022 полностью прекратил свою деятельность.

В отличие от вышеупомянутых производителей, у Castrol своих предприятий по выпуску смазочных материалов в России никогда не было. Что же до официальных поставок, то сейчас можно уверенно говорить о том, что они полностью прекращены. Похожая ситуация и с брендом Mobil, принадлежащим американской энергетической корпорации ExxonMobil.

В настоящее время продукцию этих брендов лучше не использовать, так как существует высокая вероятность нарваться на поддельное моторное масло.

В то же время российские производители моторных масел уверенно занимают рынок. Так, например, ЛУКОЙЛ, один из крупнейших производителей моторных масел в России, предлагает широкий ассортимент моторных, трансмиссионных и гидравлических масел под своим брендом в ассортименте: „Лукойл GENESIS”, „Лукойл Люкс”, „Лукойл Супер”.

Предприятие использует современные технологии производства, соответствующие международным стандартам качества, а линейка специализированных масел учитывает требования практически всех иностранных автопроизводителей, присутствующих в российском парке легковых и грузовых автомобилей.

„Газпромнефть” входит в тройку крупнейших производителей моторных масел в России и выпускает продукцию под брендом G-Energy. В ассортименте — высокотехнологичные масла линеек G-Energy F Synth, G-Energy Expert, G-Energy Service Line, разработанные для современных двигателей, включая спортивные и дизельные. РИАТ уже много лет успешно использует моторное масло марки KAMAZ G-Profi Service Line CS 10W40 при производстве и обслуживании грузовой техники.

Ещё одна из крупнейших российских нефтяных компаний, производящая моторные масла для легковых и грузовых автомобилей, а также индустриальные жидкости, ― „Роснефть”. Линейки „Роснефть Maximum”, „Роснефть Premium”, „Роснефть Magnum” подходят для различных климатических условий и типов двигателей.

Появились и стали известными в России такие новые производителя масел, как ВПМАВТО, Sintec и ряд других заводов. Кроме этого, в стране начинается производство собственных пакетов присадок для моторных масел, и в этом направлении уже работают ряд компаний, например НПП „Квалитет”.

Таким образом, приобретать незнакомые марки моторных и трансмиссионных масел в настоящее время не имеет смысла».

Роман Гречко, генеральный директор ООО ТД «Технохим Групп»:

«Все масла производят по рецептурным решениям таким образом, чтобы соответствовать требованиям стандартов, например вязкостной классификации SAE J300 и европейской ACEA, где чётко прописаны требования к физико-химическим и другим параметрам моторных масел для конкретного вида техники. Если производитель соблюдает эти требования, можно проверить качество по техническому паспорту.

Документ позволяет увидеть конкретные характеристики масла. Если они соответствуют требованиям для машин, где прописаны рамки и диапазон допусков, то смазочную жидкость можно применять без запроса у производителя. Но многие виды спецтехники в России и на Западе представляют собой „конструктор”: двигатель от одного производителя, конструкция от другого. Общая гарантия на такую технику не всегда ясна; итоговое изделие может продаваться как единое целое, а гарантии могут разграничиваться.

Естественно, конечный производитель несёт ответственность за модель, но есть аспекты, которые могут выходить за рамки гарантийных обязательств. Мы можем взять любое масло и проверить его на наличие необходимых характеристик. Должен быть приложен технический паспорт с характеристиками масла.

Важно подобрать масло для коммерческой техники, основываясь на данных паспорта. Это включает правильную вязкость и другие параметры из указанного перечня. Но! Единственное, что невозможно узнать, — как именно собрано это масло и какие присадки в него добавлены. На сегодняшний день никто не может гарантировать качество присадок в маслах, которые ввозятся из-за границы. Ответственность лежит на производителе ГСМ».

Артём Щетников