← Коммерческий транспорт

Падение в бездну: что спасет российский рынок грузовиков?

Фото здесь и далее: автора / 5koleso.ru

В отличие от легких коммерческих автомобилей, продажи которых показывают неплохой рост, рынок грузовиков демонстрирует снижение. По прогнозам экспертов, в 2025 году оно только усилится

По итогам 11 месяцев рынок средне- и крупнотоннажной техники показал снижение на 12 % по сравнению с 11 месяцами 2023 года. С января по ноябрь было продано 115 тыс. грузовиков полной массой более 3,5 тонн, подсчитали в аналитическом агентстве «Автостат». Эксперты агентства отмечают, что с апреля по сентябрь рынок грузовиков постоянно демонстрировал снижение, в октябре у него был небольшой рост, а в ноябре он снова ушел «в минус».

Мы попросили экспертов дать прогноз рынка по итогам года и отметить факторы, оказавшие наибольшее влияние на динамику продаж.

«То, что мы видим в октябре в качестве рекордного показателя регистраций тяжелых грузовиков за месяц в 2024 году, абсолютно закономерно и, по сути, является результатом ажиотажных продаж сентября», — считает Валерий Кузьмин, управляющий партнер компании «ААА Траксервис», официального дилера MAN, Sinotruk, Isuzu, Hyundai, Ambertruck и JAC. По его словам, наиболее существенную долю в цифрах регистраций дали именно эти «ажиотажные» машины, которые приобретались клиентами по принципу «завтра будет еще дороже», а не потому, что рынок вдруг пошел вверх, и у бизнеса выросли потребности.

«Сейчас же, наоборот, наблюдается резкое охлаждение спроса и падение трафика обращений минимум на 40 %, это мы можем констатировать по всем каналам рекламы, как по собственной аналитике, так и исходя из обратной связи, которую получаем от наших лизинговых партнеров», — уточнил эксперт.

Алексей Вешняков, региональный менеджер BWG (официальный дистрибьютор Sinotruk в РФ) объясняет рост продаж грузовиков в октябре ожиданиями предстоящего повышения утильсбора и ключевой ставки Центробанка. Дело в том, что эти факторы заставили многие компании заранее планировать закупку техники. «Все игроки рынка, рассчитывавшие приобрести автомобили в ближайшей перспективе, купили машины прямо перед повышением. Благо, с учетом ситуации на рынке дистрибьюторы также заранее завезли в РФ большой запас техники на склады. И если во время предыдущего повышения ставки складской запас был меньше, и в полной мере удовлетворить сформировавшийся на рынке спрос не удалось, то в этом году таких проблем не возникло», — объясняет представитель BWG.

Октябрьские показатели рынка, действительно, стали рекордными в этом году, согласен Эрнест Плескачев, директор направления грузового автотранспорта FNGroup (официальный дистрибьютор Dongfeng Trucks в РФ). Но всплеск продаж был связан с ожиданием подъема ключевой ставки и возможного изменения цен вследствие увеличения утилизационного сбора. «Уже в ноябре рынок серьезно провалился, сведя на нет увеличение прошлого месяца», — делает вывод эксперт.

В сегменте продаж тяжелых грузовиков перспективы авторынка не самые радужные.

«Небольшой всплеск спроса на грузовики в октябре вполне закономерен, так как многие компании были заинтересованы приобрести ТС по ценам до повышения утильсбора», — комментирует Артур Солдаткин, исполнительный директор ООО «Сторк» (официальный представитель Dayun в РФ).

«Помимо повышения ставки ЦБ в декабре, не будем забывать об изменениях в налоговой системе с 2025 года: повышении налога на прибыль до 25 %, введении НДС для УСН, планы по изменениям в системе контроля рынка грузоперевозок, плюс дефицит водителей, рост зарплат и другие проинфляционные факторы, — напоминает Валерий Кузьмин (“ААА Траксервис”). — Если говорить про конец года и продажи ноября — декабря, уверен, что мы увидим падение с вершины октября на цифры в диапазоне 6000–7000 единиц. Рынок тяжелой техники (от 16 тонн) не выйдет в плюс год к году — мы ожидаем 120 тыс. единиц по итогу с нисходящим трендом далее».

Алексей Вешняков, региональный менеджер BWG, ожидает снижение продаж, но не считает это критичным. «В общем доступе уже появились данные о регистрации новых грузовых автомобилей за ноябрь. На их основе сейчас можно смело говорить, что, по сравнению с прошлым годом, ожидается снижение продаж и просадка рынка. Но 2024-й в любом случае войдет в историю как один из самых результативных: будет отгружено более 100 тыс. грузовиков», — говорит эксперт.

Важно, что на покупательскую активность и спад продаж грузовиков влияет сразу нескольких факторов. Несмотря на это, российские перевозчики продолжают вести бизнес и обновлять автопарки, пусть и чуть более низкими темпами.

Российские перевозчики продолжают вести бизнес и обновлять автопарки.

Эрнест Плескачев (FN Group) считает, что основное давление на рынок оказывает повышение ключевой ставки, оно перекрывает все остальные негативные факторы. «Дальнейший рост ставки будет замедлять активность на рынке, сокращая его объем. И, наоборот, ее стабилизация или снижение позволит рынку вернуться к показателям 2023 года», — говорит Эрнест Плескачев. По оценке FN Group, объем рынка по итогам 2024 года уменьшится относительно 2023-го на 12–14 %.

Артур Солдаткин (ООО «Сторк») допускает снижение рынка год к году: «Думаем, по итогам 2024 года объем рынка грузовиков будет примерно таким же, как и в 2023-м. Возможно, чуть меньше. Сейчас на складах много техники, а цены снижаются. К следующему году ситуация может ухудшиться: спрос сужается за счет повышения ставки утильсбора и высокой ключевой ставки, а цены на грузовики будут только расти».

«Существенным триггером, который способен изменить это глобальное настроение на рынке, является снятие в перспективе ключевых санкционных ограничений, способных снизить инфляцию, снять перегрев и вернуть экономику на ”нормальные рельсы”», — рассуждает Валерий Кузьмин («ААА Траксервис»).

Основное давление на рынок оказывает повышение ключевой ставки, оно перекрывает все остальные негативные факторы.

«В первую очередь сильным триггером повышения деловой активности станет снижение ключевой ставки ЦБ РФ. Позитивно отразятся на рынке уменьшение стоимости ТС и большая доступность техники, а также решение вопроса с дефицитом водителей. Кроме того, к важным изменениям может привести возврат к межстрановому разделению труда и глобалистской модели ведения бизнеса. Именно на таком фоне компании во всем мире достигали максимальной экономической эффективности», — делает вывод Алексей Вешняков (BWG).

«Ключевым фактором сдерживания в следующем году будет высокая ключевая ставка ЦБ и, как следствие, очень дорогие лизинг и кредиты. Это заставляет многих отказываться от покупки автомобилей в данный момент. Поэтому мы очень надеемся, что ключевая ставка будет снижаться либо появятся дополнительные субсидии на покупку автомобилей в лизинг», — комментирует генеральный директор ООО «СТ Нижегородец» Владимир Гойхман.

Михаил Ожерельев