Тягач от компании Navio проделал путь в 1,6 тысячи километров за 24 часа. За рулем сидел водитель, они периодически менялись, но руля не касались всю дорогу
Автономный грузовик проехал из Санкт-Петербурга в Казань. Тягач от компании Navio проделал путь по трассам М-11 «Нева», А-113 ЦКАД и М-12 «Восток». Путь в 1,6 тысячи километров беспилотный тягач проехал за 24 часа. В среднем дальнобойщик проезжает этот маршрут за 58 часов, так как соблюдает режим дня и отдыха. Тестовый проезд показал, что автономный транспорт может в 2,5 раза сократить время доставки грузов на сопоставимые расстояния, до одних суток, отметили в Navio.
Компания опубликовала видео-таймлапс, как был проделан весь путь. За рулем сидел водитель, они периодически менялись, но руля не касались всю дорогу.
Интересно, что изначально автономные грузовики Navio позиционировались как транспорт без водителя и вообще без водительского кресла. Однако для тестового заезда, видимо, решили сделать исключение. Говорит дальнобойщик из Санкт-Петербурга Антон:
«Трасса платная, движение там минимальное, никаких светофоров, никаких перекрестков, поэтому автопилот там может спокойно ездить. Это так же, как на карьерах, где нет людей, где закрытая территория, можно научить беспилотники ездить. Вопрос будет возникать, где они должны накапливаться перед походом на трассу, куда они должны приехать, и водитель повезет их по городу. Или должны быть некие логистические центры, которые их должны перегружать. Возникает вопрос поломки грузовика. Так как для грузовиков с водителями нет парковок-отстоя, как требует закон, каждые 500 километров, то вопрос, как грузовик без водителя где-то встанет и как его эвакуировать, тоже будет, а он будет мешать движению. Поэтому я считаю, что и так из-за большой нехватки и профессионализма водителей грузовой техники, то есть нельзя найти замену, то я считаю, что никакое водителям грузовиков категории Е увольнение не светит. А наоборот, я бы еще несколько ПТУ открыл, чтобы были именно водители. Ключевое слово «водитель», который понимает в технике, а не оператор, который садится только на новую машину, не понимает, что в ней может сломаться, не понимает законов».
В Navio говорят, что грузовик стал беспилотным с помощью их собственного симулятора NavioSim. Он работает с большими объемами фотореалистичных данных с максимальной детализацией, моделирует любые по сложности и длительности маршруты. Впрочем, пока искусственный интеллект не справится на 100% со всеми ситуациями на дорогах, уверен гендиректор транспортной компании «Авто-олигарх» Юрий Агошкин:
— Нужно, чтобы на машинах всегда были незапыленные датчики, то есть если перед этой фурой пройдет какой-нибудь МАЗ в зиму и грязью закидает ему датчики — уже плохо. Да, их очень много, но это уже не человеческий фактор, где управляется именно сознанием.
То есть, грубо говоря, если этот эксперимент зимой провели, то, возможно, он бы не проехал весь маршрут?
— Он бы проехал, но по другим параметрам, другим замедлением. Программа закладывает маршрут как навигатор и точку GPS-ведения. То есть убери интернет, сделай плохой прием, какие-либо другие моменты — и на этом все. Даже в кадастровых картах существует кадастровая погрешность квартала, переведите ее на сантиметры-миллиметры поворотов, своротов, поменяй ему резко маршрут, конечно, он не заложен, он никуда не поедет. Представьте: трасса, встретилось какое-то ДТП, как у нас обваливаются мосты, еще что-либо — эта машина не знает другого маршрута, она останавливается — и все, и она начинает быть камнем преткновения для других участников. Во-вторых, не все машины могут возить опасные, негабаритные грузы, никто роботу в данном случае это не доверит. Третье — с учетом того, что у нас идет очень много реконструкций дорог, мостов и существует много ограничений, которые временные, которые не вносятся в дорожную карту, у нас эти машины неактуальны. Они актуальны на новых дорогах, таких как Москва — Петербург, еще какие-то дороги, которые полностью оцифрованы. У нас точно так же растет IT-сфера по кибербезопасности: это значит, что завтра какой-нибудь молодой хакер из недружественной нам страны может этот КамАЗ, МАЗ взломать и взять управление, и потом докажи, кто там чем управлял, — тоже вопрос.
В апреле этого года два беспилотных грузовика компании Navio принимали участие в эксперименте на Центральной кольцевой автодороге. Минтранс тогда объявил, что подключает 43 транспортных средства компании к системе ЭРА-ГЛОНАСС для эксперимента по онлайн-мониторингу движения беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева».
