Водители и владельцы фур начали массово получать штрафы в 300 тысяч рублей за превышение габаритов машин при движении по трассе М-5 сразу за Чебаркулем. Здесь работает рамка весогабаритного контроля, которая, по версии перевозчиков, систематически завышает показания.
В группе, посвященной проблеме, уже более ста участников, а всего, по их оценкам, счет идет на тысячи пострадавших. Камеры находятся в ведении не ГАИ, а Ространснадзора, однако обращения туда, по словам дальнобойщиков, результата не дали, отказывают им и суды. Побочный эффект проблемы — транзит большегрузов по объездной дороге через Кундравы, что может привести к ее разрушению.

Проблема обострена гигантским размером штрафов по статье 12.21.1 КоАП РФ: в зависимости от превышения габаритов или массы они составляют 150–600 тысяч рублей (повышены в начале 2025 года). Обратившиеся к нам водители получили штрафы в 300 тысяч рублей за превышение габаритов на 10–20 см. У многих по несколько постановлений на общую сумму более миллиона рублей. Документы есть в распоряжении редакции.
Какие машины могут ездить без спецразрешений? Транспортное средство не должно выходить за габариты 20 × 2,6 × 4 метра (длина, ширина, высота). Допустимая нагрузка на ось на трассе М-5 составляет 11,5 тонны. Для осей полуприцепа она меньше и зависит от колесной формулы автомобиля.
Водители фур по нашей просьбе прислали постановления — счет действительно идет на десятки. В основном они выписаны в июле — сентябре 2025 года, и чаще всего владельцев грузовиков наказывали за превышение высоты на 11 сантиметров. Интересно, что это минимальная величина, при которой штраф составляет уже 300 тысяч, а не 150 тысяч. Есть и постановления за превышение ширины на 11–12 сантиметров.

«Эту рамку весогабаритного контроля закрывали в 2021 или в 2022 году, — рассказывает водитель Влад. — А сейчас ее просто открыли, бабки собирают».
Он подчеркивает, что у рамки не работает световое табло, которое предупреждает водителя большегруза, что у машины выявлен негабарит или перевес.
«Работало бы табло, я бы, конечно, остановился и поднял кипеж, измерил бы фуру и доказал, что никакого превышения нет, — говорит он. — Я с грузом ехал на Кемеровскую область, по пути была тьма-тьмущая рамок, нигде никаких нареканий».
Его тревожит, что первый штраф он получил с опозданием в несколько недель и с тех пор проехал рамку еще раз пять.
«Вот, жду новые „приветы“. И таких пострадавших тысяча точно».
Влад говорит, что наказывать за перегруз нужно, если он действительно выявлен: избыточный вес на оси разрушает дорожное покрытие.
«Но извините, когда у тебя тент на полуприцепе надуло на сантиметр, штраф 300 тысяч — это нереально. Мне, чтобы заработать столько (за минусом затрат), нужно полгода ездить. А сейчас придется вообще всё закрывать, всё продавать, потому что счета арестуют, и всё. А у меня ипотека, кредиты».

Другой дальнобойщик, Анатолий, добавляет, что штрафы могут обанкротить его.
«Они нас в петлю загонят! — возмущается он. — Если бы только у меня было, ладно, можно сказать, сам виноват. Но вы зайдите в нашу группу — там десятки одинаковых историй, все — начиная с лета 2025 года, когда эту рамку снова включили. И штрафы выписывает непонятная контора в Твери, хотя у Ространснадзора там даже нет филиала».
Водитель Виталий считает, что причиной может быть неровная дорога на этом участке трассы М-5: именно здесь она выложена бетонными плитами, стыки которых разошлись.
«Там едешь, машина прыгает, и у всех в основном пробивает по высоте», — говорит он.

Юрий с полуторамесячным опозданием получил два штрафа по 300 тысяч рублей как раз за негабарит по высоте: превышение, согласно документам, 11 сантиметров.
«Я часто езжу Москва — Челябинск, все рамки нормально прохожу, даже казанскую. Там табло светится, всё понятно, а у нас же ничего нет, и информацию об этой рамке найти невозможно, — говорит Юрий. — С июля штрафы полетели со страшной силой, а кто ответственный даже не ясно».
Юрий делал экспертизу автомобиля, которая, по его словам, не выявила никаких нарушений: у него стандартный тягач Volvo с тентованным полуприцепом.
«Машина обычная, прицеп в стоке, заводской, ровный, — говорит он. — Это кошмар, конечно: тем, у кого по высоте не пробивается, приходит за перевес, якобы 14 тонн на ось, хотя ребята говорят, что почти порожними идут».

Юрий выезжал на место и проводил измерения перепада высот между плитами: по его убеждению, на показания комплекса может влиять раскачка полуприцепа на неровной дороге.
Мы направили официальный запрос пресс-службе Ространснадзора, а также попытались дозвониться по указанным на сайте телефонам, но пока не получили никакой обратной связи от ведомства. Мы опубликуем их комментарий сразу после получения.
По словам одной из владелиц фур Светланы, обратиться в Ространснадзор крайне сложно. Организация, ответственная за данную рамку, находится в Твери, и Светлана ездила в их офис, где, по ее версии, сказали лишь, что виноваты сами водители.
«До смешного: говорят, мол, это ваши водители кладут лопату сверху на полуприцеп, отсюда превышение», — объясняет Светлана.
Ряд водителей обратились в суд Чебаркуля, который отклонил их иски. Так, в одном решении указано следующее:
«Доводы о раздувании тента автомобиля носят предположительный характер и не освобождают владельца транспортного средства от обязанности соблюдать при его эксплуатации требования законодательства, в том числе по габаритным размерам».
Отверг суд и подозрения в неверной работе комплекса и в связи с качеством покрытия.
«Результаты замеров, проведенных в автоматическом режиме, отражены в акте №… Оснований не доверять данному акту у суда не имеется», — говорится в решении.
Водители фур, получившие постановления с данной рамки, объединяются в онлайне и готовятся к личному обсуждению этой проблемы в конце октября во время конференции «Транслогистика Урал — 2025» в Екатеринбурге.
Это не первый скандал такого рода: в августе дальнобойщики перекрыли дорогу на восточном обходе Челябинска по аналогичной причине. Аналогичный скандал был с другой рамкой на объездной дороге в 2021 году. После общественного резонанса в дело вмешалась прокуратура, а суды стали отменять постановления о штрафах. Но мы уже рассказывали, что эти решения не устояли в Верховном суде, который ужесточил практику в отношении водителей, и сейчас оспорить подобные постановления еще сложнее.
